Социальная политика России и ее стратегические ориентиры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 23:13, реферат

Описание работы

В качестве задач в своем реферате я определила следующее:
1) рассмотреть сущность и основные направления социальной политики;
2) определить субъектов социальной политики;
3) выявить главные характеристики социальной политики России;
4) рассмотреть содержание «Стратегии 2020».

Содержание

Введение
1. Сущность и основные направления социальной политики.
2. Субъекты социальной политики.
3. Главные характеристики социальной политики в России.
4. «Стратегия 2020».
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

социальная политика России и ее стратегические ориентиры.docx

— 49.89 Кб (Скачать)

Глава 14. Государственная  жилищная политика

Глава 15. Преодоление  территориальной разобщенности

Глава 16. Снятие ограничений на развитие тепло- и  электроэнергетики

Глава 17. Преодоление  информационной разобщенности

Раздел V. Эффективное  государство

Глава 18. Оптимизация  присутствия государства

Глава 19. Развитие общественных институтов

Глава 20. Управление государственной собственностью и  приватизация

Глава 21. Повышение  эффективности государственных  инвестиций и госзакупок

Глава 22. Реформа  бюджетного сектора в экономике

Глава 23. Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика

Глава 24. Международная  позиция России: экономические ориентиры

Глава 25. Развитие экономической и социальной интеграции на постсоветском пространстве"Бюджетный маневр" (предложения по реструктуризации расходной части бюджета)

Стратегия 2020 базируется на двух основаниях — новой модели экономического роста и новой социальной политике. Новая модель роста необходима, поскольку исчерпала себя прежняя модель, опиравшаяся на быстрый рост внутреннего спроса и цен на товары российского экспорта. Без новой модели роста невозможна и новая социальная политика: России необходимы темпы роста экономики как минимум на 5 % в год. При этом это должен быть рост, не основанный на экспорте сырья и государственном перераспределении ресурсов из сырьевого сектора в сектора экономики с низкой эффективностью и высокой занятостью.

Одна из основных идей Стратегии 2020 — маневр, который позволяет задействовать неиспользованные ранее факторы конкурентоспособности — высокое качество человеческого потенциала, научный потенциал. Новая социальная политика должна учитывать не только интересы незащищенных слоев населения, но и тех, которые способны реализовать потенциал инновационного развития. Это средний класс, который с экономической точки зрения характеризуется возможностью выбирать модели трудового поведения и потребления.

Новая модель роста  может быть выстроена при последовательном снижении инфляции и принятии бюджетных правил, регулирующих расходы бюджета в зависимости от долгосрочной цены нефти. Это необходимо для того, чтобы бюджет был стабилен и сбалансирован, чтобы остановить неоправданный и неэффективный рост расходов. Второй комплекс мер, связанных с формированием новой модели, связан со снятием институциональных барьеров для экономического роста. Это попытка сделать внешнюю среду менее агрессивной по отношению к бизнесу, улучшить деловой климат, развить конкурентную среду. Стратегия-2020 выделяет основные проблемы и препятствия в госрегулировании, сдерживающие экономический рост и спрос экономики на инновации. Экономика ближайшего будущего будет постиндустриальной, в ее основе — сервисные отрасли, ориентированные на развитие человеческого капитала: образование, медицина, информационные технологии, медиа, дизайн. В этой области у России есть конкурентные преимущества, но они быстро растрачиваются в силу устойчивого недофинансирования социальных систем и неэффективного управления ими. В основе предложений Стратегии-2020 в социальной сфере — стремление восстановить и закрепить сравнительные преимущества страны в сфере образования, культуры, медицины.

Для этого оказание услуг, связанных с развитием  человеческого капитала, должно перестать быть государственной квази-монополией, где некоммерческие и частные операторы допускаются лишь к услугам, которые государственная социальная система предоставить не может. Необходима реструктуризация бюджетной сферы, равенство организаций всех форм собственности (включая некоммерческие организации и частный бизнес) при оказании бюджетных услуг, развитие профессиональных сообществ и передача им части регулирующих функций и, конечно, конкурентоспособная оплата в бюджетном секторе. Такой подход требует «бюджетного маневра» — частичной смены приоритетов в расходах бюджета. К 2020 году предлагается увеличить финансирование инфраструктуры и человеческого капитала на 4 % ВВП, для поддержания сбалансированности бюджета сократив при этом другие расходы на 4 % ВВП (в основном за счет расходов на оборону и безопасность, трат на госаппарат и субсидий предприятиям).

Оценивая перспективы  развития каждого из направлений, рассмотренных в Стратегии, разработчики рассматривали несколько сценариев — инерционные (если реформы не проводятся), сценарии жесткой реформы (при ее проведении проигрывающим сторонам не компенсируются их потери) и сценарии оптимальной реформы, максимально учитывающие интересы различных заинтересованных групп. Таким образом, у политиков, анализирующих стратегию, есть возможность выбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Сегодня Россия находится в тяжелом социально-экономическом положении. Что обусловлено ее непростым и запутанным процессом социльно-исторического развития. Перед нашим обществом стоят тысячи нерешенных проблем. Эти проблемы многоаспектны. На первый план выходят демографические и экологические проблемы, которые, в свою очередь, порождены различного рода проблемами социального характера.

     Сложившаяся  ситуация требует незамедлительного  принятия нами специальных мер, направленных на ее изменение. Но, так получилось, что сами люди, каждый в отдельности, не могут повлиять на эту ситуацию, уж слишком запутанной является система «человек – общество – государство», и каждый в ней - лишь только маленький винтик.

    Поэтому  в нынешнее время просто необходимо, чтобы все требующиеся меры  по улучшению сложившейся ситуации принимались посредством государственных решений и плавно вводились в сложную систему решения социальных проблем. Действия государства в данной области принято называть социальной политикой. Последняя в свою очередь должна способствовать гармонизации интересов личности и общества, гарантировать защиту интересов человека, его прав и свобод.

    Одна  из главных задач социальной  политики на современном этапе  – социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание возможностей для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе.

      В данной работе, я выяснила, что социальная политика, в узком смысле, подразумевает прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества, а, в широко смысле, - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать на сколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для всех граждан страны. Сущность социальной политики заключается еще и в том, что она является составной частью внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практике, и регулирующей отношения в обществе в интересах и посредством интересов его основных социальных групп. Что же касается направлений социальной политики, то здесь обычно их выделяется два: социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни членов общества, и собственно социальная политика (политика в области социальной защиты).

         Также, я выяснила, что социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой, по сути говоря, одна без другой просто невозможна. С одной стороны, социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Но и социальная работа не может не сказаться на социальной политике, ее ориентирах, целях и задачах.

      Одним из механизмов реализации  социальных программ является  разработка и превращение в жизнь различного рода социальных программ.

Социальные  программы в нашей стране реализуются  посредством трех уровней: федерального, регионального и местного. Основной проблемой реализации данных программ является их недофинансирование.

     Таким  образом, социальная политика, - это  одна из важнейших составляющих жизни любого общества, но уровень ее развития напрямую зависит от уровня развития этого общества. И, видимо наше общество еще пока не созрело до такой степени, чтобы жить без потрясений. Но государство делает всевозможные усилия, чтобы смягчать эти потрясения, и старается вообще не допускать их возникновения. Главное здесь, чтобы усилия в данном направлении шли не только «сверху» (от государства), но и «снизу»(от каждого индивида), чтобы каждый из нас осознавал свою значимость в этом мире.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Булатов А.С. Экономика: Учебник/ А.С.Булатов. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Экономистъ,2003. – 896 с.

2. Гарбузов В. Социально-экономическая модель США/В.Гарбузов// Общество и экономика.- 2004.- №11-12.- с.228-277

3. Глазьев  С. Бюджет2011: все тот же социально-экономический смысл/С.Глазьев//Российский экономический журнал.-2006.- №9-10. – с.3-28

4. Куликов В.В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики/В.В.Куликов, В.Д.Роик// Российский экономический журнал.- 2005.-№1.- с.3-17

5. Игнатов В. Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. – М.:

    Издательский центр «МарТ», 2005. –  528 с.

6. Лукьяненко В.И. Теория и методика социальной работы: Учебное

    пособие. –  М.: Издательство  «Союз», 1994. – 339 с.

7. Павленок П. Д. Основы социальной работы: Учебник. – М.: ИНФРА-М,

    2001. - 395 с.

8. Смирнов С. С., Исаев Н. А. Социальная политика. Новый курс // Вопросы

     экономики. - № 2, 1999. – с. 21 – 29.

9. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н.,

    проф. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С.  Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427с.

10. http: //tisbi.ru/science/vestnik

11. http: // www.wikipedia.ru

12. http: //www.penza.ru

13. http: //www.ruslife.ru


Информация о работе Социальная политика России и ее стратегические ориентиры