Социальная политика России и ее стратегические ориентиры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 23:13, реферат

Описание работы

В качестве задач в своем реферате я определила следующее:
1) рассмотреть сущность и основные направления социальной политики;
2) определить субъектов социальной политики;
3) выявить главные характеристики социальной политики России;
4) рассмотреть содержание «Стратегии 2020».

Содержание

Введение
1. Сущность и основные направления социальной политики.
2. Субъекты социальной политики.
3. Главные характеристики социальной политики в России.
4. «Стратегия 2020».
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

социальная политика России и ее стратегические ориентиры.docx

— 49.89 Кб (Скачать)

Таким образом, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле, социальная политика – это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые условия для всех граждан страны.

 

 

  2. Субъекты социальной политики  
 
  Субъектами социальной политики являются государство и структуры, формирующегося гражданского общества, это: общественные объединения, организации, предприятия, фирмы.  
  Центральное место в социальном регулировании принадлежит государству в лице его представительных и исполнительных органов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях. Они формулируют общую концепцию, определяют основные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, обеспечивают законодательную, правовую основу, реализуют конкретные положения на местах.  
    Большое значение в решении социальных проблем отдельных категорий населения приобретают социальная деятельность, осуществляемая в рамках предприятий и фирм, активность политических, профсоюзных и общественных объединений, благотворительных и добровольных организаций. Они реализуют социальную политику в сравнительно узких пределах, соответствующих их компетенции. Взаимодополнение социального государственного регулирования реализацией программ предприятий, фирм, других институтов гражданского общества повышает эффективность социальной политики, ее целенаправленность, адресность, гибкость. Таким образом, механизм социальной политики предстает как разнообразие субъектов, программ, их финансовой основы, методов и средств реализации при ведущей роли государства и государственного социального регулирования. 

 

3. Главные характеристики социальной  политики в России.

 

В статье 7 Конституции  РФ предусмотрено, что «Российская  Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Сильный характер социальной России выражается в социальных гарантиях гражданам в сфере трудовой деятельности, образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты на основе формирования социально ориентированной рыночной экономики.

В Российской Федерации  уже несколько лет осуществляется последовательная реформа социальной сферы, нацеленная на улучшение качества социальных услуг населению и более эффективное использование бюджетных средств через реформирование всего социального блока. Оценка государственных социальных программ является одним из инструментов повышения эффективности социальной политики и улучшения качества социальных услуг.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – крупнейшая и самая эффективная система  оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами. В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе). За 1 квартал 2012 года средний размер пенсии по старости составляет 4963 рубля, тогда как за 4 квартал 2011 года средний размер пенсии по старости составлял 4902 рубля (рис. 2).

 

            Рис. 2

 

«Все, что мы планировали  в социальной сфере, все, что связано  с повышением социальных пособий, пенсий – все будет исполняться», – сказал Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин, отвечая на вопросы граждан по поводу финансового кризиса и грядущими в связи с ним изменениями в жизни россиян в 2008 году. «Мы намерены все наши планы по повышению социальных пособий исполнить», – подчеркнул глава Правительства.

В сентябре 2008 года президентом РФ был подписан Указ за №1383 «О проведении в РФ Года молодежи» (2009). В целях развития творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активного привлечения к проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитания чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей.

Приоритетный  национальный проект «Здоровье» реализуется  с 2006 года. За 2008 год был существенно обновлен автомобильный парк (до 70%); в десять тысяч лечебно-профилактических учреждений было поставлено 42 тыс. единиц диагностического оборудования; проведена широкая информационная работа с населением. К основным направлениям на 2009 год можно выделить: формирование здорового образа жизни; развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний; повышение доступности и качества специализированной медицинской помощи.

С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в соответствии с которым семья получает право на получение материнского капитала в размере 250 тыс. руб.,  в 2011 году он составил 365,698 тыс. руб., в 2012 году – 387,640 тыс. руб., планирумаемая сумма на 2013 год составит 408, 960 тыс. руб., а на 2014 год – 440 тыс. руб. Введение этой беспрецедентной меры государственной поддержки, направлено на стимулирование рождаемости в стране, укрепление престижа института семьи. Важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи.

2008 год объявлен  в России годом семьи – социальная  программа, направленная на улучшение демографической ситуации. В трехлетнем бюджете 2008 – 2010 г.г., на меры демографической политики направлено 500 млрд. руб. В настоящее время 92,7% будущих мам и новорожденных малышей в России охвачены программой родовых сертификатов, реализуемой в рамках проекта «Здоровье».

       Таблица 1

 

 

Январь - август

 

тыс.

тыс.

 
 

2011г.

2012г.

прирост (+) снижение (-)

Родившихся

1171

1253

"+" - 7,0%

Умерших

1299,8

1274,2

"-" - 2,0%


 

Как видно из таб. 1, естественный прирост увеличился на 7,0% по сравнению с 2011 годом.

Программа реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» реализуется с 2006 года. Создана база для дальнейшей реализации проекта в 2009 – 2012 годах, стратегической целью которого является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России. С 1 января 2009 года вступили в силу поправки ФЗ РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Они предусматривают возможность для семей, решивших приобрести жилое помещение с привлечением средств, предоставленных кредитной организацией по кредитному договору (договору займа), заключенному до 31 декабря 2010 года включительно, воспользоваться правом на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей, направив эти средства на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и займам, в том числе ипотечным.

Приоритетный  национальный проект «Образование»  реализуется с 2006 года. За время реализации проекта оказана государственная  поддержка 57 вузам, 9 тыс. школ, 246 учреждениям  НПО и СПО, внедряющим инновационные образовательные программы. Созданы два федеральных университета и две бизнес-школы, свыше 52 тыс. общеобразовательных учреждений обеспечены доступом к сети Интернет (с оплатой трафика в течение двух лет с момента подключения) и оснащены лицензионным программным обеспечением. Основные направления национального проекта «Образование» (2009 – 2012 годы): ежемесячное вознаграждение за классное руководство; предоставление всем общеобразовательным учреждениям доступа к образовательным ресурсам через Интернет.

Государственная программа развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». Целями Программы на 5-летний период являются: устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Социальная защита россиян – приоритетная задача правительства, и, не смотря на сокращение бюджетных расходов, финансирование социальных программ должно быть сохранено. Следует рассмотреть экономическую активность населения.

Таблица 2.

 

2012г.

февраль 2011г.

Февраль 2012г. Прирост, снижение (-)

февраль

январь

февраль 2011г.

январь 2012.

Тыс. человек

         

Экономически  
активное население  
в возрасте 15-72 лет  
(рабочая сила)

74741

74879

75235

-494

-138

занятые

69917

69968

69550

367

-51

безработные

4824

4911

5685

-861

-87

В процентах

         

Уровень экономи- 
ческой активности  
(экономически активное  
население к численности  
населения в возрасте  
15-72 лет)

67,4

67,5

67,9

-0,5

-0,1

Уровень занятости  
(занятые к численности  
населения в возрасте  
15-72 лет)

63,1

63,1

32,7

0,4

-

Уровень безработицы  
(безработные к числен- 
ности экономически  
активного населения)

6,5

6,6

7,6

-1,1

-0,1


 

Максимальный  размер пособия по безработице на 2012 год составляет 4900 рублей . Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Приоритет отдается профессиональной переподготовке, созданию дополнительных рабочих мест, организации общественных работ. Впервые при финансировании программ, связанных с переездом работников в другую местность, они получат от государства дополнительные средства на временный найм жилья.

4. «Стратегия 2020».

Стратегия 2020 — это краткое общепринятое наименование обновленного варианта концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (КДР), подготовленной по заказу российского правительства в 2011 году.

Стратегия 2020 состоит  из 25 глав, объединенных в 6 разделов, приложения, описывающего «бюджетный маневр» (изменения в расходах федерального бюджета), а также перечня мер по каждому из направлений развития, рассмотренных экспертами. Вот как структурирована стратегия:

Предисловие. Новая  модель роста — новая социальная политика 
Раздел I. Новая модель роста

Глава 1. Новая  модель экономического роста. Обеспечение  макроэкономической и социальной стабильности

Глава 2. Стратегии  улучшения делового климата и  повышения инвестиционной привлекательности в целях перехода к модели устойчивого роста

Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе

Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста

Глава 4. Бюджетная  и денежная политика, макроэкономические параметры и развитие российской экономики

Глава 5. Налоговая  политика

Глава 6. Реформа  пенсионной системы

Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора

Раздел III. Новая  социальная политика. Развитие человеческого  капитала

Глава 8. Рынок  труда

Глава 9. Миграция

Глава 10. Профессиональное образование

Глава 11. Новая  школа

Глава 12. Сокращение неравенства и преодоление бедности

Глава 13. Политика охраны здоровья

Раздел IV. Инфраструктура. Сбалансированное развитие, комфортная среда для жизни

Информация о работе Социальная политика России и ее стратегические ориентиры