Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность основных направлений социальной политики государства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
 изучить теоретические аспекты социальной политики государства;
 рассмотреть основные направления социальной политики в России;
 выявить положительные и отрицательные моменты и перспективы развития государственного управления в социальной сфере.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты социальной политики государства
1.1 Сущность и основные задачи социальной политики
1.2. Основные направления социальной политики
1.2.1 Политика государства в формировании доходов
1.2.2 Политика занятости
1.2.3 Социальная защита граждан
1.2.4 Политика развития социальных отраслей
2 Социальная политика России на современном этапе развития
2.1 Статистка основных социальных показателей
2.1.1 Динамика доходов
2.1.2 Динамика занятости
2.1.3 Показатели жилищных условий населения
2.1.4 Демографическая ситуация
2.2 Институты социальной политики в России
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 479.00 Кб (Скачать)

 

В 2011 году положительным значением естественного прироста населения обладали 28 субъектов РФ из 83-х. Остальные 55 региона характеризовались естественной убылью населения.

В целом по России естественная убыль населения в 2011 году составила 131,2 тыс. человек или -0,09 % за год -  наилучший показатель за последние 19 лет. Рождаемость (число рождённых на 1000 чел., ‰) - 12,54, смертность (число умерших на 1000 чел., ‰) – 13,46. Родившихся 1793828 чел., умерших – 1925036 чел., естественный прирост -131208 чел. (естественная убыль). Численность населения на 01,01,2012 года 143030106 чел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Институты социальной политики в России

 

К основным государственным институтам, осуществляющим социальную политику в России, относятся[22]:

      Президент Российской Федерации;

      Государственный совет;

      Государственная Дума;

      Совет Федерации;

      Федеральные органы исполнительной власти (министерства, службы, агентства, фонды), осуществляющие государственную политику в социальной сфере в рамках их полномочий и областей компетенции;

      Общественная палата Российской Федерации;

      Общественный совет по жилищной политике при Министерстве Регионального развития РФ.

Кроме того, в России существует большое количество исследовательских организаций, занимающихся вопросами социальной политики; ниже приведены лишь некоторые из них[23]:

      Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ);

      Институт социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН);

      исследований Уфимского научного центра РАН (ИСЭИ Уф НЦ РАН);

      Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН РАН);

      Институт социологии РАН (ИС РАН);

      Институт сравнительных социальных исследований (ЦЭССИ);

      Независимый институт социальной политики (НИСП) и др.

Плюс ко всему в обществе постепенно растет роль некоммерческих организаций (НКО), как активных участников социальной политики.

Предприятия как основные хозяйствующие субъекты в экономике также могут по праву рассматриваться в качестве участников социальной политики на микроуровне.

К сожалению, в рамках курсовой работы сложно отразить все многообразие и взаимосвязь функций и направлений деятельности указанных выше субъектов социальной политики. Тем не менее, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в настоящее время в России ресурс для развития социального партнерства между властью, бизнесом и гражданским обществом активно развивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Оценка основных направлений государственной социальной политики

 

Анализируя основные направления и оценивая эффективность социальной политики, проводимой в России, мы столкнулись с множеством мнений, зачастую полярных по своему содержанию. Количество экспертов, высказывающихся по данному вопросу, бесконечно велико. В этой связи ниже представлены три точки зрения: официальная (государственная), общественная (результаты опросов населения), и научная (экспертная), - которые, как мне кажется, наилучшим образом дают представление о государственной социальной политике.

Итак, согласно данным Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр), регулярно проводящего опросы населения по проблемам социальной сферы, мнения россиян по данному вопросу выглядят следующим образом (см. приложение Б):

      в течение последних пяти лет абсолютное большинство граждан в первую очередь тревожил рост цен (более 70% респондентов). И это неудивительно, ведь инфляция в Росси по-прежнему находится на высоком уровне (4,8% по итогам 2011 года);

      проблема роста безработицы, по сравнению с 2007 г., стала волновать значительно большую часть россиян (56% опрошенных в июне 2011 г. против 25% в 2010 г.). 

      проблема бедности в июне 2011 г., волнует меньшее количество людей, чем это было в 2007 г. Статистика, приведенная в п. 2.1.1 курсовой работы полностью объясняет данную динамику.

Среди прочих злободневных социальных проблем, набравших более 20% голосов, отмечены:

      резкое расслоение на богатых и  бедных, несправедливое распределение доходов (вновь мнение общества подтверждает данные официальной статистики – см. п. 2.1.1);

      недоступность многих видов медицинского обслуживания;

      кризис морали, культуры, нравственности;

      коррупция, взяточничество;

      рост наркомании;

      рост платности, недоступность образования.

В этой связи представляет интерес, что по этому поводу предпринимают власти и как оценивают свои усилия. Ниже представлены тезисы выступления Министра здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голиковой на расширенном заседании коллегии Минздравсоцразвития России, проходившем 16 марта 2012г[24]:

« <…> Проблемы здравоохранения, труда и социальной защиты тесно связаны между собой. Взаимодействие медицинских и социальных проблем ярко проявляется в демографической политике, в работе по улучшению охраны труда.

В прошлом году мы получили самые лучшие за последние 20 лет демографические показатели. В стране родились почти 1800 тыс. детей. Продолжительность жизни населения превысила 70 лет. Впервые за многие годы обеспечен рост численности россиян - число жителей России превысило 143 млн. человек.

Уверена, что принятые большинством регионов решения о введении регионального материнского капитала и о выделении земельных участков многодетным семьям эффективно помогают решать задачу повышения рождаемости. Мы получили в январе этого года хороший результат - за месяц родились почти 144 тысячи детей, что на 8,2% больше, чем в январе 2011 года.  

В 2011 году мы получили самый лучший за последние 19 лет результат по снижению смертности населения - на 5,2% меньше, чем в 2010 году. Наилучшие показатели - по заболеваниям, активную борьбу с которыми мы начали в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье».

Мероприятия по улучшению демографической ситуации, снижению смертности и профилактике заболеваний обеспечиваются соответствующей финансовой поддержкой. За 4 года расходы федерального бюджета на здравоохранение увеличились в два раза - с 202,8 до 413 млрд. рублей. Доля от ВВП выросла за эти годы с 3,1% до 3,7%.

Расходы на финансовое обеспечение базовой программы обязательного медицинского страхования выросли по сравнению с 2010 годом на 11% - с 525,2 до 581,9 млрд. рублей. Это позволило сократить дефицит базовой программы обязательного медицинского более чем в 1,5 раза - с 175,2 до 112,3 млрд. рублей.

Показатель младенческой смертности в 2011 году составил 7,3 на 1000 родившихся, что на 2,7% ниже, чем в 2010 году. В 23 регионах младенческая смертность сопоставима с уровнем экономически развитых стран.

<…>Количество медицинских учреждений субъектов Российской Федерации, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь в рамках государственного задания за счет ассигнований федерального бюджета, увеличилось со 124 в 2010 году до 134 в 2011 году.

<…> Количество медицинских учреждений субъектов Российской Федерации, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь в рамках государственного задания за счет ассигнований федерального бюджета, увеличилось со 124 в 2010 году до 134 в 2011 году.

Устойчивые и высокие темпы экономического роста невозможно обеспечить без реформы трудовых отношений. На решение этих задач нацелена работа системы социального партнерства.

В 2011 году все субъекты Российской Федерации добились существенного улучшения ситуации с занятостью населения. Меры активной политика на рынке труда позволила оказать  услуги в области содействия занятости населения более 10,7 млн. человек. Более 555 тыс. человек участвовали в мероприятиях по снижению напряженности на рынке труда, создано более 310 тыс. постоянных и временных рабочих мест, из них почти 70% - постоянные рабочие места в сфере малого бизнеса.

В результате, общая численность безработных снизилась за год почти на 19% и к январю 2012 года достигла докризисного уровня – 4,76 млн. человек,  или 6,3%.Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, с марта 2011 года устойчиво снижалась и к началу 2012 года достигла 1,27 млн. человек (1,7%), что соответствует показателю в докризисном октябре 2008 года.В 2011 году уровень зарегистрированной безработицы снизился во всех без исключения регионах.

В 2011 году начата реализация комплекса мер по улучшению положения инвалидов. Принята и реализуется государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

В прошлом году во всех регионах России были разработаны региональные программы, направленные на повышение качества жизни пожилых людей, перспективные схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2020 года. Теперь каждому региону понятно, в каком направлении будет развиваться отрасль социального обслуживания, сколько это развитие будет стоить и каковы будут результаты.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» призван устранить недостатки действующей модели организации отрасли и направлен на развитие, повышение уровня, качества, доступности, безопасности и эффективности социального обслуживания населения.

Выполнение социальных обязательств государства останется нашим безусловным приоритетом.Теперь задача развития человеческого потенциала должна решаться на новом качественном уровне – более эффективном, целевом и адресном использовании средств, направляемых на социальные нужды.»

В качестве мнения третьей стороны ниже приводится отрывок из лекции Гонтмахера Е.Г. [25] «Социальная политика в контексте российского кризиса», прочитанной 12 марта 2009 года в клубе-литературном кафе Bilingua в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру»[26]:

«<…> Вы знаете, что Росстат регулярно публикует коэффициент Джини, разные коэффициенты расслоения. Они растут. И росли все последние годы. Принцип такой: богатые богатеют быстрее, чем богатеют бедные. Такой принцип был еще до недавних времен. Проблема не только в цифрах дохода. У нас есть очень интересные цифры. Половина работающего населения не ходит к врачу. В том числе те, кто нуждается. Потому что либо нет денег, либо неохота стоять в очередях. Факт вопиющий.

<…>  Но дело не только в доходах. А в том, что больше половины нашего населения отрезано от современных благ: качественная медицинская помощь, качественное образование, в том числе школьное. Что у нас сложилось? В свое время мы говорили о том, что должна быть социальная мобильность, перемешивание разных слоев и т. д. Но у нас этого не произошло.

<…>  В Японии сложилась такая система, при которой жизнь человека зависит от того, в какой детский сад он попал. И у нас эта закостеневшая социальная схема сложилась безотносительно к кризису.

<…> Как можно оценить этот процесс? Я считаю его отрицательным. Я не преувеличиваю то, как эти процессы происходят на Западе. Там тоже очень много проблем. Но все-таки равенства условий жизни там больше. Мы говорим, что оголяется Дальний Восток, Сибирь. Что это плохие люди, кто оттуда уезжает? Это дезертиры, которые не хотят защищать от китайцев наши города? Нет. Человек ищет, где лучше. И едет в Москву.

<…> Мы сейчас обсуждаем проблему среднего класса. По исследованиям, которые делал Независимый институт социальной политики, очень уважаемое учреждение, средний класс не увеличился за семь лет. На него нет спроса. Средний класс – это и нормальные рабочие места, которые предполагают интеллектуальный интенсивный труд. У нас нет спроса на эти рабочие места. Данные показывают, что мы стали зависеть от газа, нефти, древесины даже больше, чем в 99-м году, когда мы начали выходить из кризиса 98-го года.

<…> Я не буду говорить о таких вещах, как коррупция, качество государственного управления и т. д. Скажу только, что наша главная проблема, если говорить о кризисе, главный камень, который стоит на нашем пути из кризиса – это наше государство.

<…> Мы обсуждали, еще до кризиса, программу-2020 и споткнулись на одной вещи. Кто будет строить эту инновационную экономику 2020-го года? Люди, у которых плохое состояние здоровья? Две трети школьников имеют хронические заболевания, которые, кстати, не лечатся. Этим просто никто не занимается.

Информация о работе Социальная политика государства