Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность основных направлений социальной политики государства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
 изучить теоретические аспекты социальной политики государства;
 рассмотреть основные направления социальной политики в России;
 выявить положительные и отрицательные моменты и перспективы развития государственного управления в социальной сфере.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты социальной политики государства
1.1 Сущность и основные задачи социальной политики
1.2. Основные направления социальной политики
1.2.1 Политика государства в формировании доходов
1.2.2 Политика занятости
1.2.3 Социальная защита граждан
1.2.4 Политика развития социальных отраслей
2 Социальная политика России на современном этапе развития
2.1 Статистка основных социальных показателей
2.1.1 Динамика доходов
2.1.2 Динамика занятости
2.1.3 Показатели жилищных условий населения
2.1.4 Демографическая ситуация
2.2 Институты социальной политики в России
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 479.00 Кб (Скачать)

 

Надо признать, при этом также сократилось число лиц, находящихся за «чертой бедности» (таблица 2),и хотя доходы населения в течение этого периода уменьшались, но к концу 2011 года существенных изменений по сравнению с 2009 не произошло (рисунок 2).

 

Таблица 2 – Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода[14]

                    Показатели

 

2008г.

год

 

 

2010 г

1 полу- годие

 

2010 г.

год

2011г.

1 полу-годие

2011г.

год

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

 

 

 

 

 

   млн. человек

18,5

19,1

17,9

21,1

18,1

   в процентах от общей численности   населения

13,1

13,5

12,6

14,9

12,8

 

 

Рисунок 2 – Динамика основных показателей реальных доходов населения в России в 2009-2011 г. [15]

 

Так, объем денежных доходов населения в январе-июне 2011 г. составил 15919 млрд. рублей с ростом к соответствующему периоду прошлого года на 8,3 процента. Существенно сократилась доля денежных доходов, направленных на накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах: с 7,8% за январь–июнь 2010 г. до 4,4% за аналогичный период 2011 года. [16]

Что касается размера заработной платы, то для ее регулирования, а также для определения размеров различных социальных пособий, применяется минимальный размер оплаты труда (МРОТ). За последние пять лет данный показатель существенно вырос: с 720 руб. в 2005 году до 4611 руб. в 2011 году.[17]

 

2.1.2 Динамика занятости

 

По данным Госкомстата России[18], численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в 2011г. составила 76,7 млн человек, или более 54% от общей численности населения страны, этот показатель повысился по сравнению с предыдущим 2010г.,когда он был равен 74,5 млн. человек, или более 52% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 72,0 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,7 млн. человек — как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в августе 2011г. составил 6,1%, (рисунок 3).

 

 

Рисунок 3 – Уровень безработицы в России в 2010-2011гг.

 

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в 2010г. составил 61,2% (таблица 3).

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в июле 2011 г. составил 64,6%.

Таблица 3 -  Экономическая активность населения

 

1 квартал 2011г.

2 квартал 2011г.

Июнь

Июль

Июль к июню(+,-)

Тыс. человек

 

 

 

 

 

Экономически
активное население
в возрасте 15-72 лет
(рабочая сила)

75044

75680

76042

76642

600

занятые1)

69427

70721

71430

71629

129

безработные

5617

4959

4612

5013

401

_______________
1) С учетом лиц, отнесенных к занятым на основе ответов на дополнительные уточняющие вопросы, введенные в анкету обследования, начиная с 2011 года. В июле 2011 г. в численность занятого населения дополнительно были включены 514 тыс.человек (из них 98 тыс.человек без учета дополнительных вопросов были бы классифицированы как безработные, а 416 тыс.человек - как экономически неактивные).

В процентах

 

 

 

 

 

Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет)

67,7

68,3

68,6

69,1

0,5

Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)

62,6

63,8

64,4

64,6

0,2

Уровень безработицы
(безработные к численности экономически активного населения)

7,5

6,6

6,1

6,5

0,4

 

По сравнению с июнем 2011 г. численность занятого населения увеличилась на 199 тыс. человек или 0,3%, численность безработных за этот период увеличилась на 401 тыс.человек или на 8,7%. Рост численности безработных в июле 2011 г. по сравнению с июнем 2011 г. вызван выходом на рынок труда выпускников учебных заведений. Так, в июле 2011 г. доля лиц в возрасте 15-19 лет среди безработных составила 8,6% и была выше, чем в июне 2011 г. на 2,2 процентных пункта. Доля лиц в возрасте 20-25 лет - 21,9%, выше, чем в июне 2011 г. на 1,3 процентных пункта. Доля лиц, не имеющих опыта работы, увеличилась на 4,4 процентных пункта.

По сравнению с июлем 2010 г. численность занятого населения выросла на 253 тыс.человек, численность безработных сократилась на 233 тыс.человек, или на 4,4% (в сопоставимой методологии).

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,6 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце июля 2011 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1384 тыс. человек.

 

 

2.1.3 Показатели жилищных условий населения

 

Основные показатели жилищных условий населения отображены в приложении А и таблицах 4, 5. 

 

Таблица 4 – Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг [19]

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

Число служб субсидий

4081

3142

2995

2953

2772

Получили субсидии, млн. семей

4,56

4,09

4,27

3,76

3,74

Удельный вес семей, пользующихся субсидиями, в общем числе семей, процентов

8,8

7,9

8,3

7,3

7,2

Сумма начисленных субсидий, млрд. руб.

44,9

43,7

52,9

55,7

58,2

Среднемесячный размер субсидий на семью, руб.

641

668

809

896

1029

 

Таблица 5 – Предоставление гражданам социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг [20]

Показатели

2007

2008

2009

2010

Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой, млн. человек

38,8

38,6

37,7

37,5

Объем средств, затраченных на предоставление гражданам социальной поддержки, млрд. руб.

120,7

142,1

176,5

214,5

Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя, руб.

259

307

394

477

Удельный вес граждан, пользующихся социальной поддержкой, в общей численности населения, процентов

27

27

26

26

 

На основании представленных данных можно сделать вывод, что:

      ситуации жилищные условия россиян медленно, но верно улучшаются;

      субсидии / социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг стало получать меньшее количество людей, но при этом размер самих выплат увеличился

 

2.1.4 Демографическая ситуация

 

По оценке Госкомстата России[21], постоянное население Российской Федерации на 1 января 2011 года насчитывало 141,8 миллиона человек,население страны уменьшилось по сравнению с началом 2010 года - на 83,3 тысячи человек, или на 0,06%.

В 2010 году естественная убыль населения составила 241,4 тысячи человек, то есть происходило медленное сокращение убыли, составив лишь 3% против 32% в 2009 году по сравнению с 2008 годом. В первом полугодии 2011 года естественная убыль снизилась по сравнению с тем же периодом 2010 года на 3,4 тысячи человек, составив 138,8 против 142,2 тысячи человек.

Естественная убыль населения в первом полугодии 2011 года продолжала снижаться, но сокращался и миграционный прирост (рисунок 4, таблица 6).

 

 

Рисунок 4 – Замещение естественной убыли населения миграционным приростом, %

 

Таблица 6 – Показатели естественного движения населения

Показатели

Январь-февраль

тысяч

2011г.

2012г.

прирост (+), снижение (-)

110,4

Родившихся

266,5

294,3

+27,8

99,6

Умерших

325,6

324,2

-1,4

123,4

в том числе детей в возрасте до 1 года

2,0

2,5

+0,5

50,6

Естественный прирост (+), убыль (-)

-59,0

-29,8

 

98,1

Браков

126,8

124,4

-2,4

101,5

Разводов

88,1

89,4

+1,3

101,5

Информация о работе Социальная политика государства