Социальная политика государства в условиях современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:52, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы - изучить социальную политику в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить функции и модели социальной политики государства;
-рассмотреть основные направления социальной политики в России;
-раскрыть проблемы социальной политики России и рассмотреть возможные пути их решения.

Работа содержит 1 файл

Основы государственного регулирования экономики.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

         3. В сфере здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг - за последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать. Платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам. За годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они не доступны из-за высоких цен. Фармацевтический рынок в настоящее время характеризуется нестабильностью, резкими колебаниями цен на лекарства и их ростом, причем цены растут как на импортные лекарственные средства, так и на отечественные. Изменилась структура продаж в сторону более дешевых лекарственных средств, подешевел средний чек в аптеках, снизился покупательский спрос на изделия медицинского назначения, средства, улучшающие качество жизни, средства ухода и другие. Государство ввело льготы для бесплатного приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это право для большинства “льготников" оказалось формальным. Ситуация ухудшается, что выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. Доля средств населения в оплате медицинских услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства.                                                                                                                                                                                Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием - в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.

      4. В 2011г. число общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) сократилось на 4,7% и составило 47146 единиц. Увеличилось число государственных и муниципальных гимназий (на 0,9%), лицеев (на 1,5%) и численность обучающихся в них.

      По сравнению с 2010г. увеличилось число негосударственных общеобразовательных учреждений (на 3,3%) и составило 687 единиц.

       В 2011г. в Российской Федерации наблюдался рост общего числа образовательных учреждений среднего профессионального образования. По сравнению с 2010г. их число возросло на 2,6% и составило 2925 единиц. Основной прирост дали государственные и муниципальные образовательные учреждения - на 79 единиц (на 3,1%). Сократилось число негосударственных образовательных учреждений. В то же время темпы их сокращения замедлились: в 2010г. число негосударственных образовательных учреждений уменьшилось на 12,6%, в 2011г. - на 1,5%.

         Продолжается тенденция по сокращению числа учреждений высшего профессионального образования, при этом число государственных и муниципальных образовательных учреждений уменьшилось на 2,9%, а негосударственных - на 3,5%.

          Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования уменьшился по сравнению с 2010г. на 43,0 тыс.человек, или на 6,4%, по негосударственным - на 2,7 тыс.человек (на 8,1%).                 Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования в 2011г. сократился на 137,7 тыс.человек (на 11,5%) в основном за счет студентов, принятых на заочную форму обучения (сокращение составило 97,6 тыс. человек, или 18,9%). Численность принятых на дневную форму обучения уменьшилась на 23,9 тыс.человек, или на 3,8%.

Прием на обучение в образовательные учреждения высшего профессионального образования (государственные, муниципальные и негосударственные) за счет бюджетов всех уровней в 2011г. составил 1207,4 тыс.человек и сократился по сравнению с 2010г. на 192,1 тыс.человек, или на 13,7%. Доля принятых в негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования в общем числе принятых в 2011г. осталась на уровне 2010г. и составила 4,7%, доля принятых в негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования уменьшилась с 14,6% до 12,4%.

        Доля населения, оплачивающая те или иные образовательные услуги (питание, текущий ремонт, охрана школы, индивидуальные занятия) повышается по мере роста урбанизации. В целом 60% семей, имеющих детей школьного возраста полагают, что не смогут оплатить обучение детей в вузе.

        Существующая на данный момент система образования постепенно теряет свою эффективность. Увеличивается разрыв между различными уровнями системы, происходит отрыв теории от практики, растет количество выпускников, не работающих по специальности, а позиции российских вузов в международных рейтингах постепенно падают.

      5. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2012г. составила 74,7 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 69,9 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,8 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

      Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в феврале 2012г. составил 63,1%.

       По сравнению с январем 2012г. численность занятого населения уменьшилась на 51 тыс.человек, или на 0,1%, численность безработных - на 87 тыс.человек, или на 1,8%. По сравнению с февралем 2011г. численность занятого населения выросла на 367 тыс.человек, или на 0,5%, численность безработных сократилась на 861 тыс.человек, или на 15,1%.

         Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,6 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце февраля 2012г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1331 тыс.человек.

         Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в феврале 2012г., 67% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в феврале 2012г. составила 29,6%, среди безработных женщин - 36,1%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

            Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В феврале 2012г. это превышение составляло 1,9 раза.

        В численности безработных 28,3% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2012г. их численность по сравнению с февралем 2011г. уменьшилась на 138 тыс.человек, или на 9,2% и составила 1,4 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 11,5% составляет молодежь до 20 лет, 52,2% - от 20 до 24 лет, 20,7% - от 25 до 29 лет.

В феврале 2012г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 19,1%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 24,5%.

        6. В статистику реальных располагаемых денежных доходов Росстат включает льготы и субсидии, предоставляемые государством. А при учете реальной величины денежных доходов важно отметить, что данные Росстата, как обычно, показывают среднюю температуру по больнице и не вполне отражают те противоречивые тенденции, которые идут в сфере оплаты труда в разных регионах и в различных слоях населения. Ведь существенный вклад в повышение среднего уровня зарплат вносит Москва, а также другие крупные города. Это ретуширует крайне низкий уровень доходов населения в большинстве регионов. Но основной причиной падения реальных доходов населения является огромная инфляция. Отчасти это падение, прежде всего в своих интересах, пытаются компенсировать работодатели, так как уже наметилась тенденция ухода зарплат в тень. В период кризиса наиболее явно проявлялся "универсальный закон", согласно которому бедные становятся еще беднее, а богатые - богаче. Наиболее актуален сейчас вопрос о том, как будут меняться пропорции между слоями. По некоторым произведенным оценкам уже очевиден ряд тенденций. Так, произойдет значимое расширение бедности за счет людей оказавшихся полностью или частично "за бортом", сузится и средний класс, который достаточно быстро прирастал в последние годы. В то же время вряд ли произойдет существенное падение доходов и статусов высшего среднего класса.

 

      

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

             2.2 Проблемы социальной политики России и пути их решения

             В результате реформ социально-трудовая сфера приобрела новое качество. Институциональные нововведения повлияли, во-первых, на возникновение

принципиально новых сфер и видов деятельности и, во-вторых, на формирование новой структуры возможных источников доходов. Наиболее радикальным было правовое ирреальное оформление института частной собственности, следствием чего стало:

        -становление и развития нового сектора экономики и соответственно создание новых рабочих мест;

       -образование нового источника доходов - предпринимательского и дохода от собственности в самых разнообразных его видах.

       Множественность форм трудовой активности, особенно развитие индивидуальной трудовой деятельности, привело к возрастанию самозанятости населения. В связи либерализацией таможенной политики и правил торговли наибольший размах получил так называемый “челночный” бизнес. Снятие ограничений на вторичную занятость также расширило спектр источников доходов.

Политика искусственного поддержания сложившегося уровня занятости или медленные темпы роста безработицы, осуществляемая на основе применения льготных режимов кредитования и дотирование нерентабельных производств, неизбежно приводит к появлению и воспроизводству высокой латентной безработицы. В России наибольшее распространение получили две её формы: отправление работников в вынужденные неоплачиваемые (или частично оплачиваемые) отпуска и использование разнообразных режимов неполного рабочего времени.

       Существование большой скрытой безработицы обусловлено сознательным выбором на макроэкономическом уровне. Негативные экономические и социальные последствия этого феномена хорошо известны: консервация большого количества неэффективных рабочих мест, снижение реальных доходов формально занятого населения, ослабление стимулов к высокопроизводительному труду и т.п. Однако с точки зрения конкретных функций правительства, при этом достигается ещё один, менее очевидный эффект: если в рамках сегодняшнего законодательства зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, то в результате сделанного выбора несколько миллионов формально занятых, но лишённых постоянного источника трудовых доходов людей оказываются за рамками системы социальной помощи и в принципе не являются объектом социальной политики государства.

        Зависимость сферы занятости от макроэкономической ситуации и изменением в структуре производства в экономике рыночного типа определяет подчинённое положение политики на рынке труда по отношению к политике финансово - экономических структур правительства России. Социальный его “блок" (включающий Министерство труда РФ, Федеральную службу занятости, Федеральную миграционную службу и т.д.) практически не обладает возможностями прямо влиять на масштабы занятости и безработицы. К его прерогативам относятся лишь нормативное обеспечение и оперативное регулирование конкретных процессов на рынке труда.

            Изменение экономической ситуации в стране обусловило необходимость создание правовых основ, регулирующих поведение всех экономических субъектов на рынке труда. Несмотря на то, что «Закон о занятости» - первый правовой акт, нормы которого в основном адекватны формирующимся рыночным отношениям, отдельные его статьи и механизм реализации привели к возникновению ряда социальных проблем. Социальное и экономическое положение сегодняшнего безработного крайне противоречиво. Введённые Законом о занятости нормы социальной защиты безработных на первый взгляд довольно либеральны: размер пособия по безработице гарантирован не ниже минимальной заработной платы, определены достаточно высокие пороги шкалы пособия. Однако при сложившейся инфляционной динамике реальное наполнение этих выплат стремительно обесценивается и пособия не в состоянии эффективно выполнять функцию поддержание доходов безработных на приемлемом уровне, что сводит на нет усилия по социальной защите данной категории людей.

          Хуже всего положение лиц, длительное время не работающих. В то же время наблюдается ярко выраженная тенденция роста средней продолжительности безработицы. Неразработанность данного круга вопросов, по существу, означает, что она вынуждает государство платить значительные дополнительные средства на помощь безработным, но и тем, что необратимо меняет качество рабочей силы (утрата квалификации и трудовых навыков).

            Регистрация и учет безработных в органах ФСЗ - сегодня главная её функция, которую, несмотря на её важность, никак нельзя рассматривать в качестве инструмента активной политики на рынке труда. ФСЗ разработала ряд мер, содержащихся в ежегодных программах содействия занятости населения. Однако как набор этих мер, так и их эффект ограничены. Например, идея поддержания или создание рабочих мест не более чем декларация, если она противоречит проводимой структурной политики и складывающийся экономической конъюнктуре. Фонд занятости не способен поддержать малый и средний бизнес, если в том или ином регионе нет необходимых экономических условий. Система профессиональной подготовки и переподготовки работников не может быть эффективна хотя бы потому, что не ориентируется на потребности современного производства, В настоящее время процессы, происходящие на рынке труда, носят стихийный, неорганизованный характер и что реальное влияние на них ФСЗ минимально. Особые надежды с точки зрения стабилизации рынка труда возлагались на реализацию идеи социального партнёрства и регулирование занятости на основе коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Первым опытом в этом направлении стало Генеральное соглашение на 1992 г., заключённое между правительством РФ, российским объединением профсоюзов и объединениями предпринимателей, в котором нашли отражение основные направления содействия занятости и развития рынка труда. В условиях массового высвобождения тарифных соглашений предусматривает ряд гарантий для них: направление на переобучение или освоение другой профессии с отрывом от производства с выплатой разницы между стипендией и средней заработной платы по месту последней работы; защиту интересов работников в период массового высвобождения со стороны общественных организаций (профсоюзов); приоритетное право работника, временно переведённого на другое предприятие, на восстановлении в прежней должности по окончанию реконструкции и прочее.

Информация о работе Социальная политика государства в условиях современной России