Социальная политика государства в условиях современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:52, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы - изучить социальную политику в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить функции и модели социальной политики государства;
-рассмотреть основные направления социальной политики в России;
-раскрыть проблемы социальной политики России и рассмотреть возможные пути их решения.

Работа содержит 1 файл

Основы государственного регулирования экономики.doc

— 142.00 Кб (Скачать)


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Ростовский филиал

 

 

Кафедра экономической теории

                                                                                                   

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы государственного регулирования экономики»

на тему:

«Социальная политика государства в условиях современной России»                                                          

 

      

 

 

 

                                                            Выполнил: студент   2 курса                                                                

                                                            экономического    факультета

                                                              группы  22(42) Дегтярева Г.В.

 

                                                          Руководитель: к.э.н., доцент

                                     Рябошапка А.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2012

 

 

 

Введение

            В настоящее время медленно снижается численность людей с доходами ниже прожиточного минимума. Усиливается дифференциация населения по доходам, существует напряженность на рынке труда, наблюдается низкий рост заработной платы, пенсий и социальных пособий. Имеет место проблема с демографической ситуацией в стране, так как население Российской Федерации сокращается, существует проблема обеспечения населения жильем и повышения потребительских качеств жилой среды, снижается доступность бесплатной медицинской помощи и качество оказываемых услуг, качество жизни россиян находится на низком уровне.

         Таким образом, социальная политика, проводимая в России недостаточно эффективна.

        Все это делает актуальным и необходимым изучение социальной политики, особенно сейчас, в эпоху преобразований в нашей стране, и требует принятия адекватных мер, путем реформирования общественной жизни, проведением эффективной социальной политики государства. Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.

          Цель контрольной работы - изучить социальную политику в России.

          Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-изучить функции и модели социальной политики государства;

-рассмотреть основные направления социальной политики в России;

-раскрыть проблемы социальной политики России и рассмотреть возможные пути их решения.

 

 

      1. Функции и модели социальной политики государства

 

      Социальная политика государства выполняет ряд функций, к этим функциям можно отнести следующие: обеспечение социальной безопасности, которая рассматривается, как возможность человека удовлетворять свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы; обеспечение политической устойчивости власти; обеспечение такого распределения власти в хозяйстве, которое признавалось бы большинством справедливым; налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и результатов экономической деятельности, которая в основном устраивает подавляющее большинство населения, что подразумевает, в первую очередь, реализацию принципа социальной справедливости; обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности; обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой социальной группы.

      Все эти функции тем в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще.

      Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач: обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала); уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала;

обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом; дальнейшее совершенствование общественно - политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

 

             Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.

             Различают несколько моделей социальной политики:

-по типу субъекта социальной ответственности: либеральная; корпоративная;

общественная; патерналистская;

-по типу участия государства в реализации социальной политики: благотворительная; административная; стимулирующая.

           Либеральная модель предполагает принцип личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи.

           При либеральной модели социальной политики государство берет на себя ответственность за сохранение лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Недостатки этой модели проявляются в существенных различиях между уровнями потребления экономически сильных и экономически слабых граждан. Эти различия для различных категорий людей имеют место и в случае получения социальных пособий из одних и тех же источников финансирования.

           Корпоративная модель предполагает принцип корпоративной ответственности, что максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение, где данный работник трудится. Предприятие, стимулируя работников к внесению максимального трудового вклада, предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования (повышения квалификации).

         Общественная модель предполагает принцип солидарной ответственности, то есть ответственности всего общества за судьбу его членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство.

            Патерналистская модель предполагает принцип государственной ответственности. Государство централизованно и тотально берет на себя ответственность за социально - экономическое положение граждан и использование любых административных рычагов для достижения социальных целей. Достоинством социальной политики патернализма является так называемая “уверенность в завтрашнем дне" для основной части населения.

            Благотворительная модель - когда государство за счет специально аккумулированных ресурсов создает определенные "подпорки" к рынку в виде государственной системы социальной поддержки и таким образом помогает нивелировать отдельные, наиболее острые негативные социальные последствия функционирования рынка. Средства на благотворительную помощь, осуществляемую государством.

            Административная модель предполагает прямое, активное государственное вмешательство в рынок и носит характер администрирования. Условием реализации данной модели является наличие развитых систем перераспределения доходов, находящихся под контролем государства, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения занятости.

Стимулирующая модель предполагает косвенное, а не прямое участие государства в решении социальных проблем, когда государство задает обществу внешние по отношению к рынку и иным общественным субъектам "правила игры" (правовые, кредитно-финансовые, налоговые).

           Это выражается в создании таких систем налогообложения и общественной поддержки, которые делают выгодным для всех субъектов хозяйствования вложения и инвестиции как в отдельные социальные проекты и программы, так и в социальную сферу в целом.

           Подобная модель социальной политики может реализовываться в ситуации высокого уровня экономического развития, развитой инфраструктуры гражданского общества и рыночного хозяйства.

     2. Особенности социальной политики в России

      2.1 Основные направления социальной политики в России

            В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества, в том числе и по заработной плате. Обострилась ситуация на рынке труда, ухудшилась демографическая ситуация, началось абсолютное сокращение населения страны, снизилась продолжительность жизни.

          Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что России нужно проводить социальную политику, направленную на достижение рационального уровня потребления для большинства населения, создание условий для квалифицированного творческого труда, формирование эффективной системы социальной защиты. Государство должно быть гарантом функционирования учреждений социальной сферы, сохранения и развития систем социальной защиты населения.

           Существует шесть основных направлений социальной политики:

- политика в области улучшения жилищных условий;

- политика в области регулирования пенсионного обеспечения;

- политика в области здравоохранения;

- политика в области образования.

- политика в области регулирования уровня безработицы и занятости;

-политика в области регулирования доходов населения.

          Рассмотрим наиболее подробно данные проблемы.

         1.  В России обеспечение населения жильем и повышение потребительских качеств жилой среды как была, так и остается одной из наиболее острых социальных проблем - достаточно сопоставить количество квадратных метров, приходящихся на каждого гражданина в России и, скажем, в Германии и Соединенных Штатах: 19,6 м2 против 35 и 70 м2 соответственно, не говоря уже о различии качественных параметров среднестатистического жилья.

          Не менее 15% населения страны ютится в жилище, малопригодном для жизни, причем 12% - в принципе не имеют коммунальных удобств. В относительно же благополучных - по отечественным меркам - жилищных условиях, то есть в отдельном доме или квартире со всеми коммунальными удобствами, из расчета 18 м2 на человека, проживает четверть населения России.

          Национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" во многом был ориентирован на то, что люди будут брать ипотечные кредиты и приобретать квартиры. Увы, в нынешних условиях большинство граждан, которые рассчитывали на ипотеку, взять ее не могут.

         Из-за резкой дифференциации населения по уровню доходов решение жилищной проблемы для большинства желающих является более чем затруднительным. При этом в очереди стоят не только малоимущие, но и те, кто в состоянии самостоятельно с использованием кредита либо с частичной помощью государства приобрести жилье. Социологические опросы показывают, что 85% россиян хотели бы улучшить свои жилищные условия. Но только 5-6% могут это сделать сразу за счет уже накопленных сбережений, не обращаясь за кредитом или займом. Большинство населения из-за недостатка сбережений не могут купить новый дом или квартиру, и вынуждены многие годы откладывать такую покупку.

          2. Доходы бюджета Пенсионного Фонда России на 2012 год прогнозируются в сумме 5,59 трлн. руб., тогда как в 2011 году составили 5,1 трлн. рублей. Расходы бюджета ПФР на 2012 год прогнозируются в сумме 5,24 трлн. руб. В расходной части бюджета фонда учтены средства на увеличение трудовых пенсий: в 2011 году (с 1 февраля – на 7,0%, с 1 апреля – на 0,5%); в 2012 году (с 1 февраля – на 6,5%, с 1 апреля – на 1,4%); в 2013 году (с 1 февраля – на 6,0%, с 1 апреля – на 2,3%). В результате осуществления данных мероприятий в 2011 году среднегодовой размер трудовой пенсии составит 8 тыс. 412 руб. Среднегодовой размер трудовой пенсии в 2013 году увеличится в 1,8 раза к уровню 2009 года. Соотношение размеров трудовой пенсии по старости и средней заработной платы в РФ в прогнозный период будет поддерживаться на уровне 39% (в 2009 году – 29,8%, в 2010 году – 39%); размер трудовой пенсии по старости и прожиточного минимума пенсионера – на уровне 182% (в 2009 году – 136,7%, в 2010 году. – 181,5%); средний размер социальной пенсии – на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера. В части накопительной составляющей бюджета ПФР на 2013 год учитываются средства федерального бюджета на софинансирование формирования пенсионных накоплений в сумме 10,0 млрд. руб.

Информация о работе Социальная политика государства в условиях современной России