Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:14, курсовая работа
Жизненные блага, в которых мы испытываем потребности, ограничены. Также обстоит дело и с экономическими ресурсами, необходимыми для производства этих благ. В каждом обществе устанавливается определенный порядок, распределения экономических ресурсов и конечных товаров. В современной экономике эту функцию выполняют рынок и государство, разделив определенным образом между собой соответствующие обязанности.
Глава 1. Собственность как экономическое отношение
1.1 Экономическое содержание собственности
1.2 Виды собственности
1.3 Отрицательные и положительные стороны частной собственности
Глава 2. Отношения собственности в свете исторической диалектики
2.1 Перспективы развития частной собственности в понимании К.Маркса и монетаристов
2.2 Структурный анализ собственности
2.3 Влияние развития орудий труда на дифференциацию собственности
Глава 3. Проблемы и перспективы развития частной собственности в Казахстане
3.1 Понятие приватизации, этапы приватизации в РК
3.2 Частная собственность на землю ее сущность и проблематика
Заключение
По законодательству Республики Казахстан право собственности определяется как "...признаваемое и охраняемое законом право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
Право владения - возможность осуществлять обладание вещью.
Право пользования - возможность извлекать из вещи ее полезные естественные свойства, присваивать доходы от нее, а так получать иные выгоды.
Право распоряжения - возможность определять фактическую и юридическую судьбу вещи. (Статья 1). 6, 164
Отсюда следует, что собственник может передавать свои полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом другому человеку, передавать имущество в собственность другому лицу или передавать управление им, а так же совершать в отношении своего имущества любые действия.
Словом, в Законе о собственности отражаются границы экономического поведения собственника в экономической реализации этой собственности.
Право собственности, как юридическая категория, выступает, с одной стороны, как предпосылка функционирования самой экономической системы, а с другой - как его воспроизводственный результат. В самом деле, от того насколько действующие юридические законы о собственности соответствуют его экономическому содержанию зависит эффективность экономической реализации собственности - развитие и приумножение находящегося в собственности имущества. А с другой стороны, развитие экономической стороны собственности вызывает необходимость совершенствования и юридических отношений собственности.
Этапы приватизации в Казахстане
В соответствии с разработанной программой в республике осуществляется приватизация государственных предприятий и организаций с преобразованием их в частные или смешанные государственно-частные акционерные компании и товарищества.
Приватизацию осуществляет Государственный комитет Республики Казахстан по государственному имуществу и его территориальные органы с участием министерств, ведомств и местных администраций.
Реформа собственности в Казахстане прошла уже два этапа. Первый этап охватил период с 1991 по 1992 года и концентрировался, в основном, на продаже объектов торговли и сферы услуг, а также на передаче государственной собственности трудовым коллективам предприятий. В это время более 2500 крупных и около 4000 малых перешли в негосударственный сектор экономики.
При этом полностью частным стало лишь каждое пятое предприятие, прошедшее через разгосударствление, преимущественно в сфере сельского хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Второй этап реформы проходил с 1993 по начало 1996 года. Все предприятия республики в зависимости от численности персонала и отраслевой принадлежности были поделены на четыре группы, для каждой из которых предусматривались различные способы приватизации.
Направления приватизации:
- продажа мелких предприятий через местные аукционы
- массовая приватизация средних и крупных предприятий
- приватизация очень крупных предприятий по индивидуальным проектам
- приватизация в области сельского хозяйства и сектора переработки с/х продукции 18
Малая приватизация
Эта программа предполагает приватизацию предприятий, с численностью работающих до 200 человек. Продажа происходит через местные аукционы, где граждане могут купить основные средства предприятия либо за наличные, либо за неиспользованные жилищные купоны. Программа была изначально сконцентрирована на предприятиях оптовой и розничной торговли и сферы услуг.
В рамках малой приватизации было продано 11 тыс. Объектов, что составляет около 2/3 всех объектов, подлежащих малой приватизации, и одновременно наиболее важными для удовлетворения потребностей населения - в торговле, общественном питании и сфере услуг - приватизировано 84% предприятий.
Малая приватизация закончилась в середине 1997, и было приватизировано около. 14 000 предприятий.
Массовая приватизация
Программа массовой приватизации, была предусмотрена на втором этапе приватизации и начала осуществляться в 1993 году. Она основывается на распределении приватизационных купонов среди населения. Граждане имели право вкладывать купоны в специальные инвестиционные фонды, которые затем использовали эти купоны для приобретенияя акций государственных предприятий. Программа массовой приватизации рассчитана, главным образом, на средние и крупные предприятия (от 200 до 5000 работающих).
Приватизация по индивидуальным проектам.
Крупные предприятия, с численностью более 5000 работающих и предприятия особого государственного значения, такие как предприятия добывающей промышленности, или природные монополии должны быть приватизированы на основе Программы приватизации по индивидуальным проектам. В целом, под эту категорию подпадают около 170 предприятий.
Целью такого подхода является принятие решений, максимально принимающих во внимание условия на каждом предприятии. Здесь не существует модели для определения доли государственной и частной собственности инвестора, в отличие от Программы массовой приватизации. Методы продажи также отличаются от компании к компании, но предполагается проведение международных тендеров и контрактов на управление.
Приватизация в области сельского хозяйства и сектора переработки с/х продукции.
Существует около 4000 государственных сельскохозяйственных предприятий и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Государственные предприятия коллективизируются и земля распределяется между отдельными членами коллектива.
Государственные предприятия сектора переработки сельскохозяйственной продукции и агросервиса также приватизируются по этой программе с передачей акций коллективам, отдельным сотрудникам и сельскохозяйственным производителям. При этом цены устанавливаются на приемлемом уровне с поправкой на инфляцию. Несколько крупных перерабатывающих предприятий будут проданы по Программе приватизации по индивидуальным проектам.
Программа массовой приватизации
Все граждане Казахстана (включая детей) получили купонные книжки, при этом жителям городов начислялось по 100 купонов, а сельским жителям по 120 с целью частичной компенсации разницы в материальном положении. Распределение купонных книжек закончилось в конце 1993 года через сеть Национального Банка. В целом было выдано более 15,5 млн. купонных книжек, т.е. охвачено около 90 % всего населения.
Схема разработана таким образом, что инвестиционные купоны регистрировались за их индивидуальными владельцами и не подлежали передаче или продаже, как в схеме ваучерной приватизации, использованной в Чешской Республике. Купоны могли быть только вложены в частные приватизационные инвестиционные фонды (ИПФ), которые выпускали свои акции в обмен на купоны. ИПФ, в свою очередь, приобрели акции государственных предприятий на купонных аукционах. Только лицензированные ИПФ, которых насчитывается около 170, могли участвовать в аукционах.
Таблица 1. Отраслевая структура АО, проданных на купонных аукционах в Казахстане
Отрасль | Доля от общего числа АО |
---|---|
Газовая промышленность | 1% |
Геология | 4% |
Научно-исследовательские Институты | 3% |
Ремонтные предприятия | 12% |
Легкая и местная промышленность | 13% |
Металлургия | 1% |
Нефтяная промышленность | 1% |
Машиностроение | 3% |
Оптовая торговля | 17% |
Агропромышленный сектор | 14% |
Строительство | 15% |
Транспорт и телекоммуникации | 14% |
Химическая промышленность | 2% |
Энергетика | 1% |
Предприятия, которые были включены в Программу массовой приватизации, сначала преобразовывались в акционерные общества, в которых 100% акций принадлежало государству. Затем, до 10% акций бесплатно передавалось сотрудникам компании в виде привилегированных акций. После этого 51% или более акций выставлялось на продажи через купонные аукционы для ИПФ, государству должно было остаться максимум 39 %.
С мая 1994 года по февраль 1996 года в Казахстане на 22 купонных аукционах были выставлены на продажу свыше 1700 предприятий. На этих аукционах были реализованы акции, представляющие уставный фонд предприятий номинальной стоимостью 1261.5 млн. тенге. 18
Общее количество купонов выданных населению республики - 1,5 миллиардов купонов, из них 1131.5 млн. купонов население сдало в ИПФ. Все собранные купоны были погашены в ходе аукционов.
Частная собственность на землю - это прежде всего уверенность крестьянина, что его землю не отберут. Собственность на землю - это мотивация к ее обустройству, чтобы было что передать своим детям... Земля без хозяина - сирота. Экологическая катастрофа настигает именно ничейную землю... Вот далеко не полный перечень аргументов "за", которые прозвучали в Послании Президента страны...
В земельном вопросе Казахстан пошел по очень мягкому пути. Специалисты изучили все возможные схемы и модели владения землей, имеющиеся за рубежом. Посетили Китай, где земля только государственная, страны, где до 20 % земли в частной собственности. Кстати, к ним относится и Казахстан: у нас дачи, приусадебные участки, огороды находятся в частной собственности. В ряде развитых европейских стран это соотношение равняется 50 на 50. В Скандинавских странах преобладает частная собственность на землю. В той же Голландии только 35 % земли принадлежит государству. В основном это земли, отведенные под железную дорогу, вокзалы, аэропорты, и земли, отвоеванные у моря.
Мягкость заключается в том, что по проекту Земельного кодекса на земле можно работать на условиях аренды в пределах обусловленного срока, землю можно выкупить, заплатив всю стоимость или в рассрочку в течение 10 лет. Торговать землей налево и направо никто не собирается.
– Мы примем закон о частной собственности на сельскохозяйственные земли, - сказал Президент. – Это очень важный революционный акт, потому что земля должна, наконец, должна получить хозяина. Обращаться рачительно с землей – богатством прошлых и будущих поколений – может только собственник. Настало время ликвидировать разрыв между фактически сложившимися на селе рыночными отношениями и их законодательным обеспечением.
Президент назвал предстоящие процессы важной вехой в жизни всей нашей страны. Главная цель, которую преследует государство, реформируя важнейший сектор экономики, - привлечь инвестиции в сельское хозяйство. И как итог – поднять благосостояние всего населения Казахстана.
Если у нас будет введена частная собственность на землю, - сказал Президент, - то банки начнут уверенно кредитовать сельское хозяйство, поднимется производство на селе.
Казахстан не планирует продавать иностранным гражданам и зарубежным фирмам земли сельскохозяйственного назначения, согласно проекту Земельного кодекса.
Представляя его в парламенте, заместитель премьер-министра — министр сельского хозяйства республики Ахмеджан Есимов отметил, что основными моментами документа является сохранение и совершенствование существующих на селе земельных отношений. При принятии кодекса их будет три: государственные, временные /аренда/ и частная собственность. По словам министра, учтены интересы крестьян, работающих в настоящее время на земле. Так, государство не может в одностороннем порядке расторгать договора аренды земли с целью ее продажи. Запрещено продавать земли иностранным гражданам и зарубежным фирмам. С целью пресечения создания “крупных латифундистов” установлены пределы площадей, которыми может владеть одно физическое лицо или сельхозпредприятие. В настоящее время общая территория Казахстана составляет 272,5 млн га, из них 90,9 млн га — земли сельскохозяйственного назначения, в том числе 22 млн га — посевные площади.
В Казахстане собственность получает не только экономическую, но и правовую реализацию. При этом правовой аспект собственности отражает его экономическое содержание. Выступая как волевое отношение, сознательно формирующееся, зависимое от экономического содержания, юридическая сторона собственности играет важную роль в функционировании собственности в реальной жизни. Так в РК существует множество различных социально-экономические форм предприятий, которые функционируют на основе различных типов собственности.
Не маловажным шагом к развитию частной собственности в Казахстане стала приватизация. Разгосударствление имущества, передача его в частные руки – важный период в переходе к рыночной экономике.
Введение частной собственности на землю – один из самых сложных этапов во всех странах бывшего СНГ. В Казахстане этот переломный момент происходит в наши дни. 19
После обнародования послания Президента республики большинство общественных движений, политических партий и депутатов стали выступать за введение в республике института частной собственности на землю.