Собственность в системе экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности. Переходная экономика России служит подтверждением этой исторической традиции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава I. Собственность как определяющая категория
экономической теории……………………………………………………………5
I. §1. Экономическое содержание собственности и её правовая основа……...5
I. §2. Основные формы собственности………………………………………….8
Глава II. Процессы разгосударствления и приватизации
в развитых странах………………………………………………………………17
II. §1. Приватизация в развитых странах………………………………………17
II. §2. Особенности приватизации в России……………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ курс по эк теории номер 2.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

       Большой интерес представляет опыт преобразования собственности в Китае. На начальном  этапе проведения реформ осуществлялось перераспределение прав собственности между государством и хозяйствующими субъектами в пользу последних, но без распределения главных правомочий, связанных с экономической властью. В результате хозяйствующим субъекты получали благоприятные условия для хозяйствования, а не торговли средствами производства, ресурсами. Вместе с тем государственного имущества, а за счёт альтернативных источников инвестиций. Целью реформ в Китае (в том числе и в области собственности) были рост производства товаров и услуг, увеличение инвестиций, в том числе и иностранных, а не простая смена форм собственности и перераспределение экономической власти. Постановленные цели были достигнуты, и реформы привели не к спаду производства, а, наоборот, к его бурному и неуклонному росту. Этот опыт соответствует экономическому критерию реформ: рост эффективности использования ресурсов и технологический прогресс. В этом случае реформы становятся органическим элементом и узловым пунктам исторического прогресса. Приватизация в странах с переходной экономикой характеризуется сочетанием общих тенденций и национальных особенностей. 

       §2. Особенности приватизации в России. 

       В России начавшаяся приватизация, как  правило, официально рассматривалась  в одном варианте – как превращение государственного владения имуществом в единоличную собственность. Это означает коренной переход от одного типа присвоения (общей, совместной – государственной собственности) к прямо противоположному типу – индивидуальному частному присвоению средств производства.

       Исходя  из такой установки, на практике зачастую крупные хозяйственные объединения дробили на небольшие части, с тем, чтобы они могли достаться единоличному собственнику. Так, например, конструкторское бюро приватизировалось отдельно от завода, хотя подобное бюро не способно жить без завода.

       В России приватизация часто проводилась  с нарушениями нормальных условий  её проведения.

       Во–первых, приватизацию можно считать, достаточно обоснованной, если её масштабы соответствуют степени реального обобщения хозяйства, не разрушают технического, технологического и организационно – экономического единства и целостности какого-то звена производства. Но это условие в нашей стране нередко не учитывалось. В 1988 в Книге рекордов Гинесса была зарегистрирована самая крупная в мире авиатранспортная компания – АэрофлотСССР (в ней насчитывалось 1650 самолётов и вертолётов, которые обслуживали 3600 городов). Во время приватизации эта компания была разбита на 400 с лишним авиалиний. Но мелкие организации не смогли обеспечить комфортные и безопасные полёты пассажиров на новейших авиалайнерах. У них не оказалось достаточно денежных средств, нужной технической базы и других условий.

       Во–вторых, границы разгосударствления собственности  определяются общегосударственными интересами и условиями национальной безопасности. Приватизаций не должны подвергаться стратегически важные объекты народного хозяйства. Однако в первые годы реформы такие требования нарушались. Это нанесло большой ущерб оборонно – промышленному комплексу, призванному обеспечивать надёжную обороноспособность страны.

       В–третьих сроки разгосударствления имущества  должны устанавливаться с учётом необходимости разобраться с  каждым предприятием, как говорится  поштучно. Но в нашей стране приватизация проводилась бешенными темпами. Ей не предшествовала какая – либо предварительная подготовка. Не проводилась инвентаризация предприятий (опись имущества).

       В условиях очень быстрого обесценивания  денег стоимость предприятий  не была правильно оценена (они часто  продавались по остаточной стоимости – по стоимости полностью износившегося оборудования). Поэтому многие заводы становились добычей ловких покупателей по цене, сопоставимой со стоимостью новой престижной квартиры.

       Приватизация  в нашей стране началась с октября 1992г. На первом её этапе, так называемой ваучерной приватизации, ставилась задача покончить с господством государственной собственности. Чтобы организовать “обвальную” приватизацию за 22 месяца, каждому гражданину страны был предоставлен приватизационный чек (так называемый ваучер). С помощью чеков происходила бесплатная передача гражданам в процессе приватизаций предприятий, их подразделений, имущетсва, акций и долей в акционерных обществах и товариществах.

       Ваучерная приватизация по замыслу её организаторов  была направлена, по существу, на построение “чистого капитализма”. Такой капитализм теоретически рассматривается в ряде западных учебниках как идеальная модель общества, в котором развита частная собственность, свободное предпринимательство, конкуренция (рыночное соперничество), личные интерес как главный мотив поведения, ограничена роль государства. В соответствии с этим России предлагалось фактически ликвидировать крупные государственные предприятия.8

       В начале приватизации ваучер достоинством в 10 тыс. руб. (в то время очень небольшую сумму денег) изображался как средство для граждан попасть в зажиточный “средний класс”. Но на самом деле основная масса трудящихся стала всего лишь обедневшими наёмными работниками на негосударственных предприятиях. С 1 июля с 1994 г. был объявлен второй этап приватизации, во время которого имущество государственных и муниципальных предприятий должно продаваться за деньги. Предполагалась продажа предприятий или акций на аукционах (публичных торгах), разного рода конкурсах; выкуп арендованного имущества и другие способы приватизации. При этом была объявлена основная часть: способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство и вложат в него средства, повышающие эффективность (результативность)  хозяйственной деятельности.

       Появление “эффективных собственников” с самого начала препятствовал ряд обстоятельств;

       а) Многие крупные промышленные предприятия  были проданы по чрезмерно низким ценам, их новые владельцы не были заинтересованы вкладывать значительные суммы денег в техническое обновление производства;

       б) ¾ акционированных промышленных предприятий находились в собственности  трудовых коллективов, которые имели  контрольный пакет акций и  не собирались продавать его постороннему лицу;

       в) большое количество акций приобрели бесплатно за ваучеры мелкие собственники. Они были заинтересованы лишь в получении наибольших дивидендов (доходов на акции) и не давали акционированным предприятиям никаких денежных средств.

       В Российскую бюджетную систему за пятнадцать лет приватизации поступило 24,6млрд. долл.9 При этом государство из всей находящейся в его ведении собственности уступило в первую очередь самую высокодоходную. Немало предпринимателей, несмотря на экономический кризис и трудности перехода к рынку, сумели наладить нормальную работу приватизированных и вновь созданных частных предприятий. Но в преимущественном положении в процессе приватизации, оказались торговля, посредническая и финансовая (банковская) деятельность.  

      В итоге сложилось ненормальное экономическое положение. Приватизация не принесла обществу и государству существенного положительного результата. Новоявленные собственники не проявляли заинтересованности в расширении и техническом совершенствовании производства. Разгосударствления господствующей формы собственности в нашей стране привело к возникновению совершенно новой структуры отношений присвоения средств производства.

      Во  – первых, речь идёт о бывшей социалистической экономике, поскольку разрушено  господство государственной собственности как основы социализма.10

      Во  – вторых, стала формироваться  многоукладная экономика, включающая все типы присвоения: а) общее совместное (государственная собственность); б) частное; в) общее долевое (акционерные общества, товарищества, кооперативы, ассоциации и др.).

      В – третьих, в последние годы государство  и право во все большей мере регулируют структуру и характер развития отношений собственности  в стране.

      Государство должно не только обеспечивать защиту прав личности, но и создавать условия  для развития индивидуальной инициативы.

      Опыт  Москвы показывает, что этот субъект  Федерации активно участвует  в защите федерального и субфедерального  имущества, земельного фонда города. Для субъектов малого предпринимательства  поставновлением правительства Москвы установлены понижающие коэффициенты при расчёте арендной платы на 2008 – 2010гг. Наряду с льготными условиями арендных платежей для малых предприятий установлены такие формы поддержки, как кредиты, информационное обслуживание, юридическое консультирование, помощь в организации материально – технического обеспечения, обучения предпринимателей. Также в городе установлен порядок передачи в аренду объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, посредством аукциона, осуществляются меры по защите имущества субъектов предпринимательства. 
 
 
 

      Заключение. 
 

      Отношения собственности являются исторически  преходящими, находятся в постоянном развитии, основой которого является научно – технический прогресс в  области производительных сил.

     Отношения собственности буквально пронизывает все фазы хозяйственной деятельности. Решающее значение здесь имеет собственность на средства производства, которая формирует всю остальную систему отношений, а также то, какие отношения возникают между собственником средств производства и лицом, не являющимся им; как распределяется производственный продукт, как осуществляется его обмен на другие продукты.

     Собственность экономически реализуется, если она  приносит доход владельцу, который  позволяет не только окупать затраты, но и получать прибыль.

     Говоря  о собственности как об экономических  отношениях, надо подчеркнуть то, что  это отношения не субъекта к объекту, а отношения между субъектами по поводу того, кто владеет, кто  пользуется, распоряжается и управляет  объектом собственности. История развития отношений собственности показывает, что тот класс и та социальная группа, которая владеет средствами производства по существу определяет всю остальную систему, поэтому всякое изменение экономических отношений всегда предполагает прежде всего изменение отношений собственности.

     Само понятие собственности, а также достаточно актуальная тема в наше время – это приватизация. 
 
 
 

Литература 

  1. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория/ Е.Ф.Борисов. - Проспект Москва 2010–535с
  2. Булатова, А.С. Экономика – М/ А.С.Булатова.- Экономистъ, 2008– 511с
  3. Ефимчук, И.В. Собственность как социальная система/ И.В.Ефимчук.-Издательство ННГУ,2004г. – 320с
  4. Камаев, В.Д. Экономическая теория/ В.Д.Камаев.- М:Кнорус 2010–384с
  5. Ларичева, З.М. Собственность: основные постприватизационные тенденции/ З.М.Ларичева, Т.П.Логинова.-Вестник экономических реформ – 2002,1
  6. Лобачевой, Е.М. Экономическая теория/ Е.М.Лобачевой.-М. 2009–515с
  7. Лукашенко, О. Государственная собственность в странах с рыночной экономикой/ О.Лукашенко.- Вопросы экономики. 1993 - №10.
  8. Подорова, Т.П. Отношение собственности и основные формы её реализации/ Т.П.Подорова.- Нижний Новгород:Издательство Нижегородский институт экономического развития,2007г.-63с
  9. Румянцева, Е.Е. Новая экономическая энциклопедия/ Е.Е.Румянцева. – М.:ИНФРА – М. 2010 – 535с
  10. Янова, Е.Е. Экономическая теория/ Е.Е.Янова, - М:ЭКСМО. 2009–510с
  11. Журнал “Экономика” №2. 2009г. 93 – 96с
  12. Гражданский кодекс Российской Федерации, ст.214
  13. Журнал “Экономика и управление” №1 от 2008г, 32-35с
  14. Журнал “Экономика и управление” №3 от 2008г, 51-54с
  15. Вопросы экономики №3, 2008г, 64-67с
  16. Вопросы экономики №5 2008г, 119-126с

Информация о работе Собственность в системе экономических отношений