Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:05, курсовая работа
Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности. Переходная экономика России служит подтверждением этой исторической традиции.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава I. Собственность как определяющая категория
экономической теории……………………………………………………………5
I. §1. Экономическое содержание собственности и её правовая основа……...5
I. §2. Основные формы собственности………………………………………….8
Глава II. Процессы разгосударствления и приватизации
в развитых странах………………………………………………………………17
II. §1. Приватизация в развитых странах………………………………………17
II. §2. Особенности приватизации в России……………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25
Большой
интерес представляет опыт преобразования
собственности в Китае. На начальном
этапе проведения реформ осуществлялось
перераспределение прав собственности
между государством и хозяйствующими
субъектами в пользу последних, но без
распределения главных правомочий, связанных
с экономической властью. В результате
хозяйствующим субъекты получали благоприятные
условия для хозяйствования, а не торговли
средствами производства, ресурсами. Вместе
с тем государственного имущества, а за
счёт альтернативных источников инвестиций.
Целью реформ в Китае (в том числе и в области
собственности) были рост производства
товаров и услуг, увеличение инвестиций,
в том числе и иностранных, а не простая
смена форм собственности и перераспределение
экономической власти. Постановленные
цели были достигнуты, и реформы привели
не к спаду производства, а, наоборот, к
его бурному и неуклонному росту. Этот
опыт соответствует экономическому критерию
реформ: рост эффективности использования
ресурсов и технологический прогресс.
В этом случае реформы становятся органическим
элементом и узловым пунктам исторического
прогресса. Приватизация в странах с переходной
экономикой характеризуется сочетанием
общих тенденций и национальных особенностей.
§2.
Особенности приватизации
в России.
В России начавшаяся приватизация, как правило, официально рассматривалась в одном варианте – как превращение государственного владения имуществом в единоличную собственность. Это означает коренной переход от одного типа присвоения (общей, совместной – государственной собственности) к прямо противоположному типу – индивидуальному частному присвоению средств производства.
Исходя из такой установки, на практике зачастую крупные хозяйственные объединения дробили на небольшие части, с тем, чтобы они могли достаться единоличному собственнику. Так, например, конструкторское бюро приватизировалось отдельно от завода, хотя подобное бюро не способно жить без завода.
В России приватизация часто проводилась с нарушениями нормальных условий её проведения.
Во–первых, приватизацию можно считать, достаточно обоснованной, если её масштабы соответствуют степени реального обобщения хозяйства, не разрушают технического, технологического и организационно – экономического единства и целостности какого-то звена производства. Но это условие в нашей стране нередко не учитывалось. В 1988 в Книге рекордов Гинесса была зарегистрирована самая крупная в мире авиатранспортная компания – АэрофлотСССР (в ней насчитывалось 1650 самолётов и вертолётов, которые обслуживали 3600 городов). Во время приватизации эта компания была разбита на 400 с лишним авиалиний. Но мелкие организации не смогли обеспечить комфортные и безопасные полёты пассажиров на новейших авиалайнерах. У них не оказалось достаточно денежных средств, нужной технической базы и других условий.
Во–вторых, границы разгосударствления собственности определяются общегосударственными интересами и условиями национальной безопасности. Приватизаций не должны подвергаться стратегически важные объекты народного хозяйства. Однако в первые годы реформы такие требования нарушались. Это нанесло большой ущерб оборонно – промышленному комплексу, призванному обеспечивать надёжную обороноспособность страны.
В–третьих сроки разгосударствления имущества должны устанавливаться с учётом необходимости разобраться с каждым предприятием, как говорится поштучно. Но в нашей стране приватизация проводилась бешенными темпами. Ей не предшествовала какая – либо предварительная подготовка. Не проводилась инвентаризация предприятий (опись имущества).
В условиях очень быстрого обесценивания денег стоимость предприятий не была правильно оценена (они часто продавались по остаточной стоимости – по стоимости полностью износившегося оборудования). Поэтому многие заводы становились добычей ловких покупателей по цене, сопоставимой со стоимостью новой престижной квартиры.
Приватизация в нашей стране началась с октября 1992г. На первом её этапе, так называемой ваучерной приватизации, ставилась задача покончить с господством государственной собственности. Чтобы организовать “обвальную” приватизацию за 22 месяца, каждому гражданину страны был предоставлен приватизационный чек (так называемый ваучер). С помощью чеков происходила бесплатная передача гражданам в процессе приватизаций предприятий, их подразделений, имущетсва, акций и долей в акционерных обществах и товариществах.
Ваучерная приватизация по замыслу её организаторов была направлена, по существу, на построение “чистого капитализма”. Такой капитализм теоретически рассматривается в ряде западных учебниках как идеальная модель общества, в котором развита частная собственность, свободное предпринимательство, конкуренция (рыночное соперничество), личные интерес как главный мотив поведения, ограничена роль государства. В соответствии с этим России предлагалось фактически ликвидировать крупные государственные предприятия.8
В начале приватизации ваучер достоинством в 10 тыс. руб. (в то время очень небольшую сумму денег) изображался как средство для граждан попасть в зажиточный “средний класс”. Но на самом деле основная масса трудящихся стала всего лишь обедневшими наёмными работниками на негосударственных предприятиях. С 1 июля с 1994 г. был объявлен второй этап приватизации, во время которого имущество государственных и муниципальных предприятий должно продаваться за деньги. Предполагалась продажа предприятий или акций на аукционах (публичных торгах), разного рода конкурсах; выкуп арендованного имущества и другие способы приватизации. При этом была объявлена основная часть: способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство и вложат в него средства, повышающие эффективность (результативность) хозяйственной деятельности.
Появление “эффективных собственников” с самого начала препятствовал ряд обстоятельств;
а) Многие крупные промышленные предприятия были проданы по чрезмерно низким ценам, их новые владельцы не были заинтересованы вкладывать значительные суммы денег в техническое обновление производства;
б) ¾ акционированных промышленных предприятий находились в собственности трудовых коллективов, которые имели контрольный пакет акций и не собирались продавать его постороннему лицу;
в) большое количество акций приобрели бесплатно за ваучеры мелкие собственники. Они были заинтересованы лишь в получении наибольших дивидендов (доходов на акции) и не давали акционированным предприятиям никаких денежных средств.
В
Российскую бюджетную систему за
пятнадцать лет приватизации поступило
24,6млрд. долл.9 При этом государство
из всей находящейся в его ведении собственности
уступило в первую очередь самую высокодоходную.
Немало предпринимателей, несмотря на
экономический кризис и трудности перехода
к рынку, сумели наладить нормальную работу
приватизированных и вновь созданных
частных предприятий. Но в преимущественном
положении в процессе приватизации, оказались
торговля, посредническая и финансовая
(банковская) деятельность.
В итоге сложилось ненормальное экономическое положение. Приватизация не принесла обществу и государству существенного положительного результата. Новоявленные собственники не проявляли заинтересованности в расширении и техническом совершенствовании производства. Разгосударствления господствующей формы собственности в нашей стране привело к возникновению совершенно новой структуры отношений присвоения средств производства.
Во – первых, речь идёт о бывшей социалистической экономике, поскольку разрушено господство государственной собственности как основы социализма.10
Во
– вторых, стала формироваться
многоукладная экономика, включающая
все типы присвоения: а) общее совместное
(государственная
В – третьих, в последние годы государство и право во все большей мере регулируют структуру и характер развития отношений собственности в стране.
Государство должно не только обеспечивать защиту прав личности, но и создавать условия для развития индивидуальной инициативы.
Опыт
Москвы показывает, что этот субъект
Федерации активно участвует
в защите федерального и субфедерального
имущества, земельного фонда города.
Для субъектов малого предпринимательства
поставновлением правительства Москвы
установлены понижающие коэффициенты
при расчёте арендной платы на 2008 – 2010гг.
Наряду с льготными условиями арендных
платежей для малых предприятий установлены
такие формы поддержки, как кредиты, информационное
обслуживание, юридическое консультирование,
помощь в организации материально – технического
обеспечения, обучения предпринимателей.
Также в городе установлен порядок передачи
в аренду объектов нежилого фонда, находящихся
в собственности города Москвы, посредством
аукциона, осуществляются меры по защите
имущества субъектов предпринимательства.
Заключение.
Отношения собственности являются исторически преходящими, находятся в постоянном развитии, основой которого является научно – технический прогресс в области производительных сил.
Отношения собственности буквально пронизывает все фазы хозяйственной деятельности. Решающее значение здесь имеет собственность на средства производства, которая формирует всю остальную систему отношений, а также то, какие отношения возникают между собственником средств производства и лицом, не являющимся им; как распределяется производственный продукт, как осуществляется его обмен на другие продукты.
Собственность экономически реализуется, если она приносит доход владельцу, который позволяет не только окупать затраты, но и получать прибыль.
Говоря о собственности как об экономических отношениях, надо подчеркнуть то, что это отношения не субъекта к объекту, а отношения между субъектами по поводу того, кто владеет, кто пользуется, распоряжается и управляет объектом собственности. История развития отношений собственности показывает, что тот класс и та социальная группа, которая владеет средствами производства по существу определяет всю остальную систему, поэтому всякое изменение экономических отношений всегда предполагает прежде всего изменение отношений собственности.
Само
понятие собственности, а также достаточно
актуальная тема в наше время – это приватизация.
Литература
Информация о работе Собственность в системе экономических отношений