Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:11, контрольная работа
Как юридическая категория собственность есть субъективное толкование объективно сложившихся отношений присвоения, проявление общественной потребности законодательно закрепить то, что уже сложилось на практике. В этом случае собственность есть право. Если рассматривать право собственности как установление законом правил, которые определяют, какими вещами может пользоваться или распоряжаться то или иное лицо, а также условия, при которых такое использование или распоряжение может быть осуществлено, тогда собственность — юридическая категория.
В тесной связи
с разгосударствлением
Приватизация — одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
Приватизация
государственных и
♦ предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия;
♦ материальных и нематериальных активов предприятий;
♦ долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ);
♦ принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий.
Таким образом, различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что приватизация отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а разгосударствление охватывает весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и со-3Дание условий для функционирования экономики, в большей степени независимой от государства.
Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д. После приватизации субъектами собственности становятся: частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества (товарищества) и т. д.
Масштабы приватизации в той или иной стране зависят от того, насколько широко использовался в них метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявилась слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.
Разгосударствление и приватизация могут осуществляться различными методами: на основе бесплатной передачи собственности, выкупа предприятий на льготных условиях, продажи акций, сдачи предприятий в аренду, продажи мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него.
Финансовые средства, полученные от приватизации, должны направляться в первую очередь на развитие рыночной инфраструктуры, а также на обеспечение собственным капиталом предприятий, получивших самостоятельность.
Опыт показывает, что приватизация может быть успешной лишь при наличии определенных условий. Прежде всего к ним относятся:
♦ наличие надежной правовой базы проведения денационализации;
♦ создание развитой рыночной инфраструктуры (и прежде всего фондового рынка);
♦ хорошо продуманная
процедура продажи
♦ предварительная оценка величины спроса на денационализируемый сектор (или отрасли) экономики.
Лишь при наличии этих условий денационализация экономики может быть эффективной.
Особенности приватизации в России19
На рубеже 80—90-х гг. XX в. свыше 80 промышленно развитых стран Запада и развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки осуществили или осуществляли различные программы приватизации государственной собственности.
Системные преобразования в бывших "социалистических" странах, прежде всего в России и в странах Восточной и Центральной Европы, начались позднее, чем в развитых государствах Запада и в развивающихся странах — примерно с 1989 г. В контексте перехода от командно-административной (социалистической, плановой, централизованно планируемой) системы хозяйства к системе хозяйства, основанной на рыночных принципах, приватизации отводилось особое место.
Практически во всех странах с переходной экономикой возникли такие проблемы, как связь приватизации с изменением властных отношений в обществе, масштабы приватизации; отсутствие рациональной рыночно-конкурентной среды; огромные технические сложности; необходимость идеологического выбора; отсутствие на стартовом этапе необходимой институциональной инфраструктуры; высокий уровень коррупции и иных криминальных явлений. В российских условиях разработка и реализация приватизационной политики особенно усложнялась в силу действия (более весомого по сравнению с другими странами переходной экономики) следующих факторов:
Политический фактор в приватизационной политике, в частности, самым непосредственным образом усиливал противоречивость и нестабильность законодательной базы, что проявилось в отсутствии единого правового подхода, одновременном действии противоречащих друг другу нормативных актов, частой смене тактических установок и моделей, принятии в ряде конкретных случаев актов, дающих той или иной стороне эксклюзивные права вне рамок законодательства, возможность отмены уже принятых решений.
Приватизация в России осуществлялась в несколько этапов.
На рубеже 80—90-х гг. XX в. началась спонтанная приватизация государственной собственности — получение руководителями некоторых предприятий контроля над "руководимыми" активами (через аренду, выделение структурных подразделений, создание различных ассоциаций и т. п.). При- Шли первые иностранные (и псевдоиностранные) инвесторы, единственной целью которых стал контроль финансовых потоков и извлечение максимальной прибыли в возможно короткий срок.
В указанный период возникли
и новые интегрированные структ
Как известно, стержнем российской приватизационной программы стала модель массовой приватизации, которая объединила широкомасштабную корпоратизацию (сторона предложения) и распределение приватизационных чеков среди граждан России (сторона спроса). Важными элементами этой модели стали закрытая подписка на акции среди инсайдеров, система чековых аукционов и система посредников — чековых инвестиционных фондов. Его важнейшим итогом, с точки зрения перспектив развития новой системы прав собственности, стало формирование новых институтов: корпоративного сектора экономики (более 30000 АО), рынка корпоративных ценных бумаг, системы институциональных инвесторов, а также около 40 млн формальных акционеров по итогам массовой приватизации.
Не решенные в рамках модели 1992—1994 гг. задачи — прежде всего реструктурирование предприятий и привлечение инвестиций — требовали формирования такой приватизационной модели, которая хотя бы частично могла компенсировать предприятиям по сути внеэкономические методы продаж на первом этапе.
С началом "денежного" этапа задача максимизации доходов федерального бюджета стала доминирующей, поэтому дилемма "инвестиции—бюджет" в 1995—2000 гг. была решена в пользу последнего. В целом применительно к 1995—2000 гг. непосредственно в сфере приватизации можно говорить о трансформации единой приватизационной политики в спонтанный процесс продажи остаточных пакетов акций.
Основными методами российской приватизации, носившими характер стандартных процедур, были, с одной стороны, коммерческий конкурс и аукцион, с другой — корпоратизация, т. е. создание акционерных обществ (АО), а также выкуп ранее арендованного имущества.
1 Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под общ.ред. Г.П. Журавлевой. – 2-е изд. – М.: «Дашков и К» ,2006. – С. 206-210
2 Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под общ.ред. Г.П. Журавлевой. – 2-е изд. – М.: «Дашков и К» ,2006. – С. 206-210
3 Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под общ.ред. Г.П. Журавлевой. – 2-е изд. – М.: «Дашков и К» ,2006. – С. 206-210
4 Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под общ.ред. Г.П. Журавлевой. – 2-е изд. – М.: «Дашков и К» ,2006. – С. 206-210
5 Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под общ.ред. Г.П. Журавлевой. – 2-е изд. – М.: «Дашков и К» ,2006. – С. 206-210
6 Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под общ.ред. Г.П. Журавлевой. – 2-е изд. – М.: «Дашков и К» ,2006. – С. 206-210
7 Куликов Л.М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. – С.75-76.
8 Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под общ.ред. Г.П. Журавлевой. – 2-е изд. – М.: «Дашков и К» ,2006. – С. 206-210
9 Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под общ.ред. Г.П. Журавлевой. – 2-е изд. – М.: «Дашков и К» ,2006. – С. 206-210
10 Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под общ.ред. Г.П. Журавлевой. – 2-е изд. – М.: «Дашков и К» ,2006. – С. 206-210
11 Куликов Л.М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. – С.75-76.
12 Куликов Л.М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. – С.75-76.
13 Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под общ.ред. Г.П. Журавлевой. – 2-е изд. – М.: «Дашков и К» ,2006. – С. 206-210
14 Куликов Л.М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. – С.75-76.
15 Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под общ.ред. Г.П. Журавлевой. – 2-е изд. – М.: «Дашков и К» ,2006. – С. 206-210
16 Куликов Л.М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. – С.75-76.
17 Куликов Л.М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. – С. 76.
18 Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под общ.ред. Г.П. Журавлевой. – 2-е изд. – М.: «Дашков и К» ,2006. – С. 221230-210
19 Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под общ.ред. Г.П. Журавлевой. – 2-е изд. – М.: «Дашков и К» ,2006. – С. 228-230.