Собственность и процесс приватизации в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. Успехи Российской Федерации на пути построения демократического, правового, экономически развитого государства - равноправного партнера ведущих держав мира оцениваются на международной арене по целому комплексу индикаторов, среди которых важное место занимают показатели, связанные со становлением основ рыночной экономики, возникновением частной собственности и эффективных собственников.

Содержание

1. Введение -------------------------------------------------------------------------- 3
2. Теория приватизации
0. Собственность в России
2.1.1. Собственность ------------------------------------------------------ 6
# 2.1.2. Формы и виды собственности ---------------------------------- 10
# 2.1.3. Способы изменения формы собственности ----------------- 14
# Приватизация, переход экономики на рыночную
# 2.2.1. Теоретические основы приватизации ------------------------- 15
# 2.2.2. Чубайс и Гайдар реформаторы нового времени ------------ 17
# 2.2.3. Либеризация цен и инфляция ----------------------------------- 20
# 2.2.4. Чековая приватизация -------------------------------------------- 24
# 2.2.5. Залоговые аукционы ---------------------------------------------- 27
# 2.2.6. Олигархи - один из итогов приватизации -------------------- 30
3. Анализ ситуации в наши дни в РФ ------------------------------------------ 32
4. Личное мнение ------------------------------------------------------------------- 38
5. Заключение ----------------------------------------------------------------------- 40
6. Список используемой литературы ------------------------------------------ 42

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 599.50 Кб (Скачать)
n="justify">  

Мало  того, и приведенные в таблице 1.3 данные за 2004 год далеки от реальной стоимости этих компаний (табл. 1.4).

Как видно  из приведенных таблиц, оценка стоимости крупнейших российских предприятий и компаний при проведении залоговых аукционов была занижена. Так, «Норильский никель» - крупнейшая в стране и в мире компания по выплавке никеля и палладия, одна из ведущих по выплавке платины и меди (табл. 1.5), причем 85% продукции

вывозится за рубеж. Активы компании в 2005 году составили 14,7 млрд. долларов, выручка от реализации продукции – более 7 млрд. долларов, а валовая прибыль – более 4 млрд. долларов. И стоимость контрольного пакета акций такого предприятия должна составлять не  270 млн. долларов, а многие миллиарды. 

 

Приватизация  в нефтедобывающей  и газодобывающей отраслях (рис. 1.20).

Рис. 1.20. Доля государства в акционерном  капитале нефтяных компаний и ОАО  Газпром, %. 
 
 

      1. Олигархи - один из итогов приватизации

Один  из результатов приватизации – появление в стране олигархов. В результате приватизации в стране создан клан олигархов. Кто такой олигарх? В.Путин: "Олигарх в том смысле, в котором мы употребляем это слово, это человек с наворованными деньгами, который и дальше продолжает разворовывать национальное богатство, используя особый доступ к органам власти и управления…. Я все делаю для того, чтобы такая ситуация в России больше никогда не повторилась". Власть «могущественной олигархии… основывалась на коррупции, насилии и информационном шантаже».

Сколько у нас миллиардеров, и какими активами они обладают? В 2000 году в стране их было восемь. Начало 2005 года: «У нас 27 всемирно известных олигархов, чье совокупное состояние насчитывает 100 млрд. долларов». Время шло, число и активы наших миллиардеров росли, как тесто на дрожжах.

Рис. 1.23. Доходы федерального бюджета и активы 500

крупнейших  бизнесменов РФ, млрд. долл. Источники: Росстат и

рейтинги  журнала «Финансы» за 2005 – 2008 гг. (публикуются в феврале) 

3. Анализ ситуации в наши дни в РФ 

Прогнозным  планом приватизации федерального имущества на 2008-2009 года и основными направлениями приватизации федерального имущества, были установлены следующие цели приватизации федерального имущества:  

– выделение  стратегической части государственного сектора экономики и консолидация его активов в составе интегрированных  структур;

– сокращение издержек государственного аппарата на управление имуществом, если оно не обусловлено государственными функциями, для осуществления которых необходимо это имущество;

– сокращение неэффективного участия государства  в тех акционерных обществах, где оно имеет миноритарное участие;

– совершенствование  управления унитарными предприятиями  путем смены существующей организационно-правовой формы на акционерные общества. 

В соответствии с вышеуказанными целями Федеральным  агентством по управлению государственным  имуществом была организована планомерная  работа по приватизации федерального имущества, направленная на последовательную реализацию следующих задач:

– приватизация федерального имущества, которое не используется для обеспечения государственных  функций (полномочий) Российской Федерации;  
 

– проведение структурных преобразований в соответствующих отраслях экономики;

– формирование доходов федерального бюджета. 

В 2008 году осуществлена приватизация акций (долей  в уставных капиталах) путем продажи  акций  209 хозяйственных обществ (в том числе 135 хозяйственных  обществ, не включенных в Программу  приватизации на 2008 год, продажи которых были объявлены в соответствии с Программой приватизации федерального имущества на 2007 год и путем внесения в уставные капиталы интегрированных структур  233 пакетов акций хозяйственных обществ (в соотношении с 2007 годом – 377 пакетов акций было продано и приняты решения о приватизации акций 98 акционерных обществ посредством внесения в уставные капиталы интегрированных структур). Торги по продаже акций еще 268 хозяйственных обществ уже объявлены и состоятся в 2009 году.  

Из числа  включенных в Программу приватизации федеральных государственных унитарных  предприятий в отношении 213 предприятий  приняты решения об условиях приватизации, при этом 54 из них подлежат последующему включению в состав формируемых  интегрированных структур. В отношении еще 202 предприятий инициированы, осуществляются либо завершены ликвидационные процедуры. Среди этих ФГУП такие, как научно-технический центр «Информтехника» (РУП № 2066-р от 31 декабря 2008 года), Адмиралтейские верфи, г. Санкт-Петербург (РУП № 196-р от 27 октября 2008 года) и др. 

В течение 2008 года по 90 предприятиям, в отношении  которых ранее были приняты решения  о приватизации посредством продажи  их имущественных комплексов, Росимуществом  проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности и составов имущественных комплексов с учетом изменения расчета стоимости земельных участков, по результатам которого в отношении 11 предприятий способ приватизации был изменен на преобразование в акционерные общества, в отношении 68 предприятий инициированы либо подготавливаются ликвидационные процедуры, приватизацию еще 6 предприятий планируется продолжить в 2009 году в связи с возможностью их преобразования в акционерные общества. 

В целом, в рамках проведения работы по оптимизации  и реструктуризации государственного сектора экономики, за последние года кардинальным образом изменена структура принадлежащих Российской Федерации акций (долей в уставных капиталах) хозяйственных обществ. 

Наряду  с общими позитивными тенденциями  необходимо отметить и факторы, осложняющие выполнение Программы приватизации федерального имущества. 

Следует отметить, что в некоторых случаях  выполнение Программы приватизации федерального имущества в 2008 году замедлялось  ввиду не обеспечения отраслевыми  федеральными органами исполнительной власти контроля за  оформлением и регистрацией подведомственными им предприятиями прав на принадлежащие предприятиям объекты недвижимого имущества и земельные участки в период до их включения в программу приватизации. 

Несмотря  на то, что в соответствии с  пунктом 1 раздела II протокола заседания Правительства Российской Федерации от 20 марта 2008 № 11 федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся федеральные государственные унитарные предприятия, поручено обеспечить инвентаризацию и оформление правоустанавливающих документов на объекты федерального имущества, закрепленные на праве хозяйственного ведения за этими предприятиями, а также обеспечить регистрацию прав на результаты научно-технической деятельности, работа по регистрации указанных прав начиналась уже после включения соответствующего предприятия в программу приватизации. 

Также следует отметить, что по не зависящим  от Росимущества причинам в 2008 году были приостановлены приватизационные процедуры  по некоторым крупным продажам находящихся в федеральной собственности акций ряда акционерных обществ, суммарная начальная цена акций которых составляла более 9,665 млрд. рублей (ЗАО «Арктикшельфнефтегаз», ОАО «Севморнефтегеофизика», ОАО «Севертрубопроводстрой» и др.). Кроме того, решения о возможности приватизации таких предприятий как ОАО «Нижневартовскавиа», ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» и ОАО «Надымское авиапредприятие» будет принято позднее на основании соответствующих решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о целесообразности передачи акций указанных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации. 

Существенное  влияние на снижение эффективности  предпродажной подготовки и последующих  продаж в начале 2008 года оказало вступление с 1 января 2008 года Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 № 256. 

Указанный ФСО № 1 не учитывает плановой особенности оценки в процессе приватизации и фактически препятствовал проведению предпродажной подготовки и приватизации обществ в течение первых четырех месяцев года, вследствие того, что для оценки стоимости пакетов акций обществ, включенных в прогнозный план приватизации, на первый квартал каждого года необходимо использовать годовой баланс, который фактически, у подавляющего большинства обществ, появляется только к установленному законом сроку (до 1 апреля года, следующего за отчетным). 

Определенным  препятствием для повышения темпов и эффективности приватизации федерального имущества остается несовершенство предусмотренных законодательством  приватизационных механизмов и процедур. 

Ограниченность  срока действия Программы приватизации одним календарным годом влечет за собой возникновение искусственных пауз в реализации Программы приватизации в период с начала очередного календарного года до момента дополнения Программы приватизации имуществом, не приватизированным в предшествующем году.  

Таким образом, представляется необходимым  внесение соответствующих изменений  в законодательство Российской Федерации, направленных на совершенствование  механизма осуществления приватизационных процедур в увязке со сроками бюджетного планирования, то есть формирование Программы приватизации федерального имущества на 3-летний период с целью обеспечения непрерывности процесса приватизации и оптимизации управленческих решений по управлению государственным имуществом. 

Также представляется целесообразным, в целях повышения эффективности и непрерывности процесса приватизации, предусмотреть возможность приватизации пакетов акций акционерных обществ, созданных путем преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, путем внесения в уставный капитал вертикально интегрированной структуры по решению Президента Российской Федерации, без специального дополнительного включения в прогнозный план приватизации. 

Кроме того, как было указано ранее, у  всех федеральных государственных  унитарных предприятий на момент включения в Программу приватизации не были оформлены права на принадлежащее  им имущество, что также сопряжено  с длительными сроками проведения соответствующих работ.  

Представляется, что данная работа будет ускорена в связи с принятием Президентом  Российской Федерации Указа от 25 декабря 2008 № 1847

«О Федеральной  службе государственной регистрации, кадастра и картографии», в соответствии с которым Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с возложением функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. 

Необходимо  отметить, что к существенному  увеличению сроков приватизации ФГУП по прежнему приводит наличие в законодательстве Российской Федерации устаревших и необоснованных ограничений на приватизацию отдельных видов имущества, а также критериев, не позволяющих однозначно идентифицировать наличие либо отсутствие соответствующих ограничений применительно к отдельным объектам имущества (социально-культурного, жилищно-коммунального назначения,   объектов спорта и т.д.). 
 
 
 
 

4. Личное мнение.

Т.к. в  этой части мне предложено рассказать о своём мнении то я буду опираться  исключительно на свои знания истории  этой эпохи. Да возможно моя точка  зрения будет отличаться от официальной версии происходящего. Но это моё мнение и мне никто не запретит так считать. 

  По  моему мнению, Советский Союз ‘умер’ ещё в 86 году XX века, когда цены на нефть на мировом рынке резко упали. В течение 5 лет СССР, а последующем и Россия жили за счёт своих резервных накоплений. Но накопления имеют свойства заканчиваться, и к ноябрю 91 полки магазинов опустели. Люди часами, сутками стояли в очереди, чтобы получить продукты питания по талонам. Страна была на гране гражданской войны. Приватизация была жизненно необходимо для страны. Плановая экономика не может выжить.

Отпуск  цен на рынке был также необходим, при переходе на рыночную систему. Но либерализацию надо было проводить после реформирования, после приватизации, когда появится конкуренция на рынке. Это была одна из роковых ошибок правительства реформ, повлекшая огромную инфляцию, гиперинфляцию. Которая лишила  рядовых граждан всех накопленных средств.

Но я  считаю, что это была не просто ошибка реформаторов, это была продуманная акция по изъятию у граждан их накоплений. Таким образом, обычные граждане лишались возможности побороться за приватизированные предприятия. Дальше больше. В 92 Ельцин представил чековую приватизацию.

Информация о работе Собственность и процесс приватизации в Российской Федерации