Система внебюджетных фондов: назначение и механизм действия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- определение сущности и значения государственных внебюджетных фондов;
- анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- рассмотрение проблем и перспектив развития государственных внебюджетных фондов.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. История формирования внебюджетных фондов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1 Внебюджетные фонды в Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2. Пенсионный фонд Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.1 Фонд социального страхования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.2Фонд обязательного медицинского страхования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

    минерально-сырьевой базы

    Данный  фонд действовал в соответствии с Положением о фонде, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 25.04.93 г. № 4546-1.

    Средства  фонда формировались за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые производят субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, осуществляемые добычу полезных ископаемых на территории России, ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны. (Ныне не действует). 

    Российский фонд технологического развития и

    отраслевые  внебюджетные фонды НИОКР

    Эти фонды создавались в соответствие с Указом Президента РФ "О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала РФ" от 27.04.92 № 1 426. В Постановлении  Правительства РФ от 12.04.94 г. № 315 "О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ".

    Они формировались за счет ежеквартальных добровольных отчислений предприятий  и организаций независимо от форм собственности в размере 1,5 % от себестоимости реализуемой продукции, а суммы отчислений включаются предприятиями в себестоимость продукции.

    Средства  внебюджетных фондов направлялись на финансирование  НИОКР по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов; разработке новых и совершенствованию применяемых технологий, мероприятия по повышению технического уровня продукции; работ по стандартизации, сертификации и лицензированию продукции, а также в области охраны труда и техники безопасности; разработке нормативных и конструктивных материалов и др. Эти средства могли размещаться на депозитных счетах в банках. В данном случае полученные доходы в виде процентов облагались налогом на прибыль по установленной ставке, а оставшаяся часть направлялась на увеличение средств соответствующих фондов.

    Контроль  над целевым использованием средств  внебюджетных фондов  осуществлялся  Министерством науки и технической  политики РФ и Министерством финансов РФ. В случае не целевого использования расходования средств они имели право отменить регистрацию внебюджетного фонда и исключить его из реестра. (Ныне не действует). 

    ГФЗН  РФ(Государственный фонд занятости  населения РФ)

      Был  образован  в  соответствии  с  Законом  РСФСР  «О  занятости населения в РСФСР» от 19 апреля  1991  г.  для  финансирования  мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Порядок образования  ГФЗ  и  расходования  его  средств  определяется Положением о государственном  фонде  занятости  населения  РФ,  утвержденным постановление Верховного Совета РФ от 8 июля 1993 г. № 5132 1. Средства фонда являются  федеральной  государственной  собственностью страны и находятся в оперативном управлении и распоряжении  Государственного комитета РФ по занятости населения и  подведомственных  ему  территориальных органов федеральной службы занятости населения (кроме районных в городах). ГФЗ представляет собой совокупность федеральной части Фонда и  фондов занятости,   формируемых   у   субъектов   Федерации   и   местных   органов самоуправления.  В  связи  с  этим  вначале  обязательные  страховые  взносы поступают  в  фонды  занятости  городов  и  районов.  Часть   этих   взносов перечисляется  в  фонды  занятости   субъектов   Федерации.   Размер   таких отчислений   в   городах   и   районах   устанавливается    соответствующими вышестоящими представительными  органами  власти.  Федеральная  часть  фонда образуется за счет отчислений из фондов занятости, формируемых  у  субъектов Федерации.

    При  создании  социальных  внебюджетных   фондов   ставилась   задача «разгрузить» бюджет от существенной  доли  социальных  расходов,  которые  в рамках  бюджета  финансировались  с  большими  трудностями.  Одновременно  с социальными  были  созданы  и  другие  внебюджетные  фонды.    Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого  ряда  внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации  их  в  бюджет,  при этом сохранив определенную  автономность  таких  фондов.  Они  включаются  в бюджет отдельными статьями, то есть трансформировались в  целевые  бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили  статус  внебюджетных  и  были  официально утверждены законодательными актами правительства и президента РФ.

    ПФР(Пенсионный фонд Российской Федерации) был образован Постановлением  Верховного  Совета  РСФСР от  22 декабря 1990 г. и введен в действие  с 1  января  1992  г.  Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.

    ПФР  был  создан  в  целях  государственного   управления   финансами пенсионного  обеспечения  в  РФ  и   является   самостоятельным   финансово- кредитными учреждением. 

    ФСС РФ(Фонд социального страхования Российской Федерации) был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля  за  правильным  и  эффективным расходованием средств социального страхования  Указом Президента  РФ  от  26 июля  1992  г.  №  722  и   является   самостоятельным   финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом  социального  страхования  РФ  осуществляется Правительством РФ.

    Положение о ФСС утверждено Указом Президента РФ от 26  июля  1992  г. №822. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда.

    ФОМС(Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования) был создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и  предназначен  для  аккумулирования  финансовых  средств  и  обеспечения стабильности    государственной    системы    обязательного     медицинского страхования.

    Для  реализации  государственной  политики  в  области   обязательного медицинского  страхования  созданы  Федеральный  и   территориальный   фонды обязательного медицинского страхования как  самостоятельные   некоммерческие финансово-кредитные учреждения в соответствии  с  постановление   Верховного Совета РФ «О порядке обязательного медицинского страхования граждан на  1993 г.» (от 24.02.93г. № 4543-1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.1 Внебюджетные фонды в Российской Федерации

    Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год.

    В России действуют следующие государственные  внебюджетные фонды:

    1. Пенсионный фонд Российской Федерации.
    2. Фонд социального страхования Российской Федерации.
    3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

    Ранее также функционировал Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (ГФЗН РФ); сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации.

    Эти фонды призваны обеспечить конституционные  права граждан Российской Федерации  на получение пенсий, социального пособия в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоровья и медицинскую помощь и т.п. Об объемах финансовых ресурсов, аккумулированных федеральными внебюджетными фондами социального назначения, и их расходах можно судить по данным на 2006 года, приведенным в табл. 1. 
 
 
 
 

    Таблица 1. Исполнение бюджета федеральных внебюджетных фондов социального назначения на 2006 год (млн. руб.)

Фонд Доходы Уд.вес, % Расходы Уд.вес, %
Всего 1451881,32 100 1455921,59 100
в том числе
Пенсионный фонд 1177375 81,09 1176131,3 80,78
из  них не связанных с накопительным  финансированием трудовых пенсий 1088465,1 74,97 1171321 80,45
Фонд  социального страхования 185514,6 12,78 190798,59 13,11
из  них на обязательное социальное страхование 150041,23 10,33 155680,97 10,69
Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования 88991,72 6,13 88991,7 6,11
 

    Наибольший  удельный вес в доходной части  внебюджетных фондов на 2006 год занимает Пенсионный фонд (81,09%), наименьший - Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования (6,13%).

    Наибольший  удельный вес в расходной части  внебюджетных фондов на 2006 год занимал  Пенсионный фонд (80,78%), наименьший - Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования (6,11%).

    Ограниченность  финансовых ресурсов может в любой момент вызвать необходимость их перераспределения, что приобретает особое значение при сложном финансовом состоянии экономики. Государственный бюджет предполагает мобильность в использовании средств, так как доходы не закреплены за конкретными видами расходов. Однако практика распределения средств государственного бюджета показала, что их перемещение по статьям расходов, как правило, происходит за счет урезания средств на социальные потребности. Поэтому очень важно определить наиболее острые участки развития экономики и обеспечить целевое направление и использование поступающих средств.

    Внебюджетные  фонды создаются федеральными и  региональными органами государственной  власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых по строго целевому назначению.

    Важнейший из них - Пенсионный фонд РФ. Средства этого  фонда формируются за счет страховых  взносов, дотаций из федерального бюджета  и ресурсов, получаемых от собственных  инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, в связи с потерей кормильца, за выслугу лет, пособий на детей.

    Вторым  по объему аккумулируемых средств является Фонд социального страхования РФ. Он предназначен для целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций (все виды социальной помощи семьям, имеющим детей, социальная помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период и т.д.).

    Фонд  обязательного медицинского страхования - база развития относительно новой формы социального страхования в отечественной практике. С 1 января 1993 года введен в действие Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Нормы обязательного медицинского страхования распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора. Обязательное медицинское страхование гарантирует гражданам медицинскую помощь. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет объем и условия оказания медицинской помощи. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)

Информация о работе Система внебюджетных фондов: назначение и механизм действия