Система внебюджетных фондов: назначение и механизм действия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- определение сущности и значения государственных внебюджетных фондов;
- анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- рассмотрение проблем и перспектив развития государственных внебюджетных фондов.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. История формирования внебюджетных фондов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1 Внебюджетные фонды в Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2. Пенсионный фонд Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.1 Фонд социального страхования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.2Фонд обязательного медицинского страхования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 

Кафедра менеджмента организации 
 

Курсовая  работа

По дисциплине “Экономическая теория”

Система внебюджетных фондов: назначение и механизм действия 
 
 

 Выполнил  студент дневного отделения группы 110912

по дисциплине «экономическая теория» 
 
 
 
 
 
 

Научный руководитель:

к. п. н., доцент

Оценка:___________  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Белгород 2010

Содержание 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3                                                                                                  

1. История формирования внебюджетных фондов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

  1.1 Внебюджетные фонды в Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13                                                                      

2. Пенсионный фонд Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16                                  

   2.1 Фонд социального страхования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19                                                     

   2.2Фонд обязательного медицинского страхования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26                        

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28                                                                                              

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30                                                                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В мировой практике широко используются различные денежные фонды, как бюджетные, так и внебюджетные. Роль и значение последних постоянно  меняются в зависимости от социально-экономической  конъюнктуры. Дополнительные фонды возникли одновременно с образованием бюджетов, но наибольшего расцвета достигли в условиях рыночной экономики. Катализатором их развития, как правило, выступало обострение экономических противоречий между субъектами общества: государством и населением, государством и организациями, организациями и работниками, отдельными гражданами.

Цель фондов была в обособлении денежных средств  из гласных, общепринятых финансовых потоков  для защиты и реализации особых интересов.

Предметов работы выступают внебюджетные фонды.

Объектом исследования выступают доходы и расходы бюджетов социальных внебюджетных фондов РФ.

В условиях экономического кризиса в России, обусловившего  дефицит финансовых ресурсов, у органов  власти возникает необходимость  ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые внебюджетные денежные фонды, тем самым ограждать эти потребности от значительного недофинансирования.

Внебюджетные  фонды как субъект государственной финансовой системы не являются однородными и не обладают ни всеобщими преимуществами, ни недостатками в сравнении с бюджетной формой существования. Они могут возникать и ликвидироваться лишь в связи с определенными условиями, их предопределяющими, или отсутствием таковых.

Всё вышесказанное  подтверждает актуальность данной курсовой работы.

Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных  внебюджетных фондов и их места в  бюджетной системе России.

Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:

- определение  сущности и значения государственных  внебюджетных фондов;

- анализ бюджетов  государственных внебюджетных фондов;

- рассмотрение  проблем и перспектив развития  государственных внебюджетных фондов.

Практическая  значимость работы заключается разработке предложений по совершенствованию деятельности внебюджетных Фондов РФ социального назначения.

    Переход к рыночной экономике сопровождался  формированием принципиально новой  финансовой системы, важным звеном которой  являлись и являются в настоящее время внебюджетные фонды государства.

    Любое государство, должно выражать интересы общества в различных сферах его  жизнедеятельности, вырабатывать и  осуществлять соответствующую политику для поддержания правопорядка и  соответствующего имиджа как внутри страны, так и на мировой арене. Деятельность государства направлена на регулирование следующих важных сфер человеческих взаимоотношений: экономику, политику, социальное обеспечение и защиту, экологию,  демографию, культуру, науку и другие. Главной задачей государства при урегулировании этих отношений является ловкое сочетание своих требований с пожеланиями граждан, что на практике получается не всегда.

    Стоит отметить, что с помощью внебюджетных фондов можно влиять на процессы производства, путём финансирования или кредитования наиболее важных отраслей экономики, а также решать задачи по оказанию социальных услуг населению. Перераспределительная функция одна из важнейших задач государственного регулирования, так как стимулирование притока кредитных ресурсов в наиболее перспективные отрасли и производства, способны обеспечить развитие  экономики и уровня жизни населения.

    На  сегодняшний день тема внебюджетных фондов актуальна, так как развитие и совершенствование рыночной экономики  изменило содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов. Эти процессы важны для каждого россиянина, так как изменение в функционировании любого фондов испытывает на себе каждый. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.  История формирования внебюджетных фондов в РФ.

    История возникновения внебюджетных государственных фондов  связана с развитием специальных видов правительственной деятельности,  для которой была  нежелательна  огласка.  Как правило,  это были  операции  временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными  доходами.  При этом специальные фонды или  счета  появились  гораздо  раньше  возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных   фондов и счетов не  были  постоянными,  тогда  одни  счета  открывались,  а  другие закрывались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и  объема таких  фондов,  вызванная  новыми  задачами  и  функциями,  стоящими   перед государством, особенно в результате появления,  а  затем  и  расширения  его предпринимательской   деятельности.   Множественность    фондов    создавала определенные финансовые неудобства – в одних фондах  нехватка  средств,  в других избыток, и требовала дополнительных  расходов  на  управление  ими. Поскольку такие счета и фонды не должны были  утверждаться  парламентом,  то правительство могло использовать проходившие через них  средства  совершенно бесконтрольно. Создание  специальных  фондов  позволяло  привлекать   дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства  в  области  всегда актуальных   военных   расходов,   научных    исследований,    регулирования экономического   развития   страны,   внешнеэкономической   деятельности   и социальных  выплат  населению.  Правительство имело возможность за   счет временно  свободных средств,   аккумулированных   в   специальных   фондах, покрывать  кассовые  разрывы  и   дефицит   бюджета,   а   также   покрывать непредвиденные расходы.

    Расширение  деятельности государства привело  к созданию  значительного количества специальных фондов, названия которых, как  правило,  объясняли и цель  расходования   средств.   Такая   множественность   фондов   усложняла деятельность   государства,   поэтому   с   укреплением    централизованного государства начинается  период  унификации  специальных фондов.  На  основе объединения различных фондов  был  создан  государственный  бюджет,  который после рассмотрения и  утверждения  его  парламентом  превращается  в  закон, обязательный к исполнению. Однако многие внебюджетные фонды  сохранили  своё значение  и  самостоятельность  и  существовали  наряду  с   государственным бюджетом.    Специальные    счета     создавались     для     строительства, правительственной  предпринимательской  деятельности,  управления   денежной системой и государственным долгом, системой национального страхования.

    В России в отличие от зарубежных  государств,  исторически  сложилась  совершенно   иная   система    осуществления    государственных    расходов. Составлялось только два  бюджета: обыкновенный и  чрезвычайный.  Обыкновенный бюджет формировался из  традиционных,  относительно  постоянных  расходов  и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением  основных функций  государства.  Чрезвычайный  бюджет  фактически   выполнял   функции специальных фондов, он  не  утверждался,  не  публиковался  и  содержался  в тайне. За счет  его  средств  погашался  государственный  долг,  покрывались убытки, вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Кроме  того,  за  счет средств чрезвычайного бюджета  покрывался  дефицит  обыкновенного,  так  как бюджетная    система    СССР    предусматривала     существование     одного государственного бюджета.

    Впервые  целевые  бюджетные  фонды  стали  создаваться  в  Российской Федерации  в период перехода  страны  на  новые  экономические  отношения  на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного  процесса в  РСФСР»  от  10  октября  1991  года.  Главная  причина  их   создания   – необходимость  выделения  чрезвычайно  важных  для   общества   расходов   и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую  роль заняли социальные внебюджетные фонды.

    Государственные внебюджетные фонды создаются на базе  соответствующих актов высших органов власти, в  которых  регламентируется  их  деятельность, указываются источники формирования, определяются  порядок  и  направленность использования денежных фондов.

    Дорожный  фонд

    Деятельность  дорожных фондов регламентировалась Законом  РФ "О дорожных фондах в РФ" от 18.10 91 г.. Данный закон предусматривал образование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети, автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) и определял  общие правовые основы создания дорожных фондов соответствующих органов  государственной власти, назначение и использование этих фондов, источники средств, поступающих в них.

    Финансирование  затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования  осуществлялось за счет целевых внебюджетных средств концентрируемых:

    в Федеральном дорожном фонде РФ;

    в дорожных фондах субъектов РФ.

      Средства Федерального дорожного  фонда направлялись на финансирование  содержания, ремонта, реконструкции  и строительства автомобильных  дорог общего пользования, относящихся  к Федеральной собственности, а также затрат на управление дорожным хозяйством. (Ныне не действует). 

    Фонд  инвестирования жилищного строительства

    Формировался  фонд развития жилищной сферы на основе Указа Президента РФ "О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищного строительства" от 24.12.94 г.

    Основными задачами региональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного строительства  являлось: создание условий для привлечения  внебюджетных источников финансирования жилищной сферы; эффективное использование средств на формирование рынка жилья; содействие развитию производственной базы домостроения.

    Средства  фондов формировались за счет добровольных взносов юридических лиц, граждан, целевых кредитов под гарантию органов  местного самоуправления, дивидендов от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фонда, платы за инжиниринговые, информационные и другие услуги, оказываемые службой фонда. Из фондов финансировались строительство жилья и объекты социальной инфрастуктуры, строительство и ремонт ЖКХ, социальная поддержка малоимущим группам населения для оплаты строительства и содержания жилья. (Ныне не действует). 

    Государственный внебюджетный фонд воспроизводства

Информация о работе Система внебюджетных фондов: назначение и механизм действия