Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".
19. Дуговая эластичность спроса и предложения.
Эластичность (экономика)
Эласти́чность (англ. elasticit
Товары с эластичным спросом по цене:
Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы)
Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника)
Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)
Товары с неэластичным спросом по цене:
Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)
Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки)
Труднозаменяемые товары (электрические лампочки, бензин)
Эластичными (по цене) считаются спрос или предложени
Неэластичными считаются спрос или предложение, когда изменение величины спроса (предложения) меньше изменения цены (E<1).
20. Рациональное поведение потребителя.
Рациональное (разумное) поведение потребителя – это его решения, действия, продуманные, взвешенные, принятые на основе выбора, сравнения различных вариантов. Применительно к выбору потребителем товаров на рынке – это решения, исходя из его покупательной способности, приобретения товаров в таком количестве и ассортименте, которые дают максимум удовлетворения от их использования, максимум общей полезности. Термин "полезность" используется как субъективно – психологическая категория, т.е. оценка полезности предмета, удовлетворяющего потребность, со стороны различных индивидов различна, а полезность на индивидуальном уровне не есть какая-то благотворность для организма человека, его здоровья, а напротив, может быть разрушительной.
21. Кривая безразличия
Наибольший вклад в разработку ординалистской (порядковой) полезности внесли Ф.Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Р. Аллен и Дж. Хикс. Эти ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной (кардиналистская теория), а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя (ординалистская теория). При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ (2 блага рассматриваются в целях упрощения).
Кривая безразличия показывает различные комбинации 2-х экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.
На рис.4.1(а) показана кривая безразличия (U). По осям откладывается количество блага Х и блага Y, между которыми делает выбор потребитель.
Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия (рис.4.1б). Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем больше удовлетворения приносят представленные ею комбинации благ. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь 1 кривую.
Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.
На кривой безразличия зона замещения обозначена отрезком RS (рис.4.2а). Взаимная замена благ Х и Y имеет смысл только в пределах отрезка RS. Вне отрезка замена исключается. Два блага выступают как независимые друг от друга.
Предельная норма замещения (MRS) – количество, на которое потребление одного из 2-х благ должно быть увеличено (уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.
где MRSхy - предельная норма замещения (субституции) блага Y на Х.
Свойства кривых безразличия вытекают из тех гипотез, на которых базируется порядковая теория полезности.
Кривые безразличия выпуклы к началу координат. Выпуклость кривых безразличия к началу координат означает, что в пределах заданного уровня благосостояния каждая следующая единица уменьшающегося блага равнозначна всё большему количеству увеличивающегося блага. Это положение иллюстрирует рис. 8: чтобы сохранить данный уровень удовлетворенности (остаться на данной кривой безразличия), каждая следующая порция блага Y должна компенсироваться все возрастающей порцией блага X.
Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров, т.е. кривая безразличия не имеет «толщины».
Кривая безразличия, более удаленная от начала координат, представляет собой более предпочтительные для потребителя наборы товаров. Это вытекает из предположения, что большее количество благ предпочтительнее меньшего. Рассмотрим на рис. 5 кривые безразличия U1 и U2 . Набор С содержит такое же количество товара Y, что и набор А. Но набор С включает большее количество товара Х. Из гипотезы о ненасыщении следует, что точка С лучше точки А. Все наборы, лежащие на кривой безразличия U1 , для потребителя равноценны, так же как и на кривой безразличия U2 . Из гипотезы транзитивности следует, что любой набор, лежащий на кривой U2 , для потребителя предпочтительнее любого набора, лежащего на кривой U1 .
Кривые безразличия не пересекаются. Предположим, что две кривые безразличия пересекаются в точке А (рис. 6). Рассмотрим товарные наборы в точках А, В и С. Наборы А и В находятся на одной кривой безразличия (U2 ); следовательно, они эквивалентны для потребителя. То же самое можно сказать и о наборах А и С, которые также расположены на одной кривой безразличия (U1 ). Из гипотезы транзитивности следует, что набор В равноценен набору С. Но набор B соответствует большему количеству товаров Y. Следовательно, набор B предпочтительнее набора С. Поскольку потребитель не может одновременно предпочитать набор B набору C и не делать между ними различия, пересечение двух кривых безразличия означает противоречие. Следовательно, кривые безразличия не могут пересекаться.
Касательная, проведенная к любой точке кривой безразличия, имеет отрицательный угол наклона.
22. Уменьшающаяся предельная норма замены.
Предельной нормой замены одного товара другим (яблок конфетами) называется количество яблок, которое потребитель согласен потерять с тем, чтобы получить одну дополнительную конфету (при одинаковой общей полезности комбинаций товаров).
Предельная норма замены = -ΔY / ΔX.
Переход | Изменение количества яблок(ΔY) | Изменение количества конфет(ΔX) | Предельная норма замены |
От набора А к набору В | -12 | +5 | 12 / 5 = 2.4 |
От набора В к набору С | -5 | +5 | 5 / 5 = 1 |
От набора С к набору D | -3 | +5 | 3 / 5 = 0.6 |
От набора Л к набору Е | -1 | +5 | 2 / 5 = 0.4 |
От набора Е к набору F | -1 | +5 | 1 / 5 =0.2 |
Как видно из табл. 2, предельная норма замены на кривой безразличия ii (рис. 5) уменьшается от 2.4 до 0.2. Это уменьшение легко объяснить логически. В точке А потребитель имеет относительно много яблок и относительно мало конфет. При движении от точки А вправо по кривой безразличия количество яблок
уменьшается, а количество конфет увеличивается. Очевидно, чем больше конфет
уже имеется у потребителя, тем меньшим количеством все более дефицитных
яблок он готов пожертвовать, чтобы получить дополнительную конфету.
На рис. 5 легко увидеть (и доказать), что предельная норма замены графически
характеризуется наклоном кривой безразличия. Таким образом, предположение об
уменьшающейся предельной норме замены привело нас к пятому свойству кривых безразличия: наклон кривой безразличия уменьшается при движении вправо, кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат. Рассмотрим теперь два особых случая конфигурации кривых безразличия. Отметим прежде всего, что многие товары находятся друг с другом в отношениях взаимозаменяемости и взаимодополняемости с точки зрения потребителей. Взаимозаменяемыми называют товары, которые служат для удовлетворения одинаковых или сходных потребностей, так что потребитель может выбрать какой-то один из этих товаров (сигареты различных марок). С другой стороны, товары, которые потребляются совместно (спички и сигареты), называются взаимодополняемыми. Представим кривые безразличия для двух крайних случаев: совершенной взаимозаменяемости (если потребителю все равно, какие сигареты купить) и жесткой взаимодополняемости (если спички используются только при курении). В случае совершенной взаимозаменяемости два товара рассматриваются как один товар, и кривая безразличия вырождается в прямую линию (рис. 6), т. е. предельная норма замены становится постоянной величиной. При жесткой взаимодополняемости (рис. 7) каждому уровню удовлетворения потребителя соответствует одна комбинация товаров. Увеличение количества одного товара без увеличения количества другого не изменяет
полезности этой комбинации для потребителя (предельная норма замены равна нулю).
Такие ситуации редки на практике. Большинство реальных кривых безразличия
находятся между двумя крайними положениями, а многие товары
являются взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми в той или иной мере.
Так, все продукты питания в какой-то степени взаимозаменяемы, в то же время
они могут быть взаимодополняемыми при приготовлении салатов, пирогов,
подготовке праздничного ужина т. д. (и все это зависит от вкусов).
Вообще поиск связей в отношении взаимодополняемости и взаимозаменяемости
товаров - необыкновенно интересное и сложное занятие. Как связано между
собой потребление пива и газет, билетов на концерт и садовых домиков, автомобилей и магнитофонных кассет? Пусть читатель сам ответит на эти вопросы или попробует придумать другие, более интересные цепочки товаров
23. Бюджетная линия как экономическое ограничение выбора.
Кривая безразличия – это геометрическое место точек, каждая из которых представляет такую комбинацию двух товаров, что, потребителю безразлично, какую выбрать. Это безразличие
связано с тем, что на данной кривой безразличия общая
полезность одинакова (рис.1)
Все другие комбинации благ, которые для данного потребителя имеют
большую и меньшую полезность, будут находиться выше или ниже данной кривой безразличия. При движении по кривой безразличия сверху вниз общая полезность остается неизменной. При сокращении блага Y его полезность возрастает, а при увеличении блага X его предельная полезность уменьшается, что алгебраически выражается так: - дельта Qy* MUy = дельта Qx* MUx
Набор кривых безразличия для одного и того же потребителя
и одной пары благ образует карту кривых безразличия (рис. 2).
Для кривых безразличия характерны следующие 2 свойства: 1. Наборы наиболее удаленные от начала координат обеспечивают потребителю большую общую полезность, поэтому они являются предпочтительными; 2. Кривые безразличия никогда не пересекаются, они параллельны.
24. Эффект замены и эффект дохода.При уменьшении цены на один из товаров высвобождается часть денег, т.к. потребитель может приобретать прежнее количество товаров за меньшую сумму. Это высвободившаяся часть денег называется приростом реального дохода, т.к. потребитель может приобретать большее количество и этого и других товаров. Прирост реального дохода делится на 2 части – эффект замены и эффект дохода. Эффект замены связан с тем товаром, цена на который уменьшилась, а следовательно он подешевел, тогда цены на другие товары относительно подорожали, поэтому есть стимул приобретать больше подешевевшего товара. Эффект замены – это та часть прироста реального дохода, которой обеспечивается увеличение покупок товаров, цена на который уменьшилась и их удельный вес в общих покупках возрастает. Те же товары, цены на которые относительно выросли, занимают меньший удельный вес в общих покупках, чем до этого относительного вздорожания.
25. Превращение денег в капитал. Любой капитал - промышленный, торговый, заемный т.д. начинает свой оборот, т.е. экономическое движение, с определенной суммы денег. Однако оборот капитала принципиально отличается от обращения товаров и денег. В обороте товаров и денег, который выражается формулой Т - Д - Т, деньги являются лишь посредником в обмене одного товара на другой. В этом процессе интересуют не сами деньги, а товары, которые можно приобрести за деньги, полученные от продажи своих товаров. Крайние полюса формулы обращения товаров и денег - это качественно различные потребительские стоимости, поскольку нет смысла продавать товар с целью покупки такого же товара. Экономический смысл обращения товаров заключается в замене товара одной потребительской стоимости товаром, который имеет другую потребительскую стоимость. Другой экономический смысл имеет оборот капитала, общей формулой которого является Д - Т - Д. Здесь процесс начинается и заканчивается деньгами, поэтому крайние полюса формулы обращения капитала качественно однородные - это деньги. Экономический смысл обращения капитала заключается в том, чтобы в результате обращения получить больше денег, чем было авансовано. Поэтому деньги превращаются в капитал лишь тогда, когда возвращаются к владельцу с приростом. На этом основании общая формула оборота капитала имеет следующий вид: Д - Т - Д + д, где д - прирост первоначально авансованой суммы денег. Этот, прирост изначально авансованой суммы денег К. Маркс назвал добавочной стоимостью. Отсюда вытекает одно из трех сущностных определений капитала: капитал является стоимостью что приносит дополнительную стоимость. Будничное сознание связывает прирост денег (прибавочную стоимость) со сферой обращения товаров - их продажей по ценам выше, а куплей - ниже стоимости. Однако прирост денег продавцу через надбавку к цене теряется, как только продавец становится покупателем. Теряется прирост авансовой суммы денег и тогда, когда товары покупают по ценам ниже стоимости: в такой ситуации выигрыш покупателя исчезает, как только он становится продавцом, ведь покупатель имеет такое же право купить товар по цене ниже стоимости. Поэтому ни надбавка к цене товара, ни приобретение его по цене ниже стоимости, ни взаимный обман продавцов и покупателей не могут дать общего прироста капитала, т.е. прироста во всех продавцов и покупателей товаров. Обусловлено это тем, что хотя цены на отдельные товары, действительно, могут отклоняться и отклоняются по законам рыночной конъюнктуры (законов спроса и предложения) от стоимости, сумма цен всех товаров всегда равна сумме их стоимости. Вместе с тем, за невозможности общего прироста денег (стоимости) в сфере оборота в действительности такой прирост существует. Даже тогда, когда товары покупают и продают на эквивалентной основе, т.е. по их стоимости. И здесь возникает противоречие общей формулы капитала, которая заключается в том, что владелец денег покупает товары по их стоимости (Д - Т), продает их стоимостью (Т - Д) и получает в результате этого больше стоимости (Д + д), чем было вложено. Дополнительная стоимость не может возникнуть из обращения и не может возникнуть вне обращением, она должна возникнуть в обращении и одновременно не в обращении. Противоречие общей формулы капитала может быть решена положительно только в том случае, если на рынке есть особый товар, потребительская стоимость которого создает новую, большую стоимость, чем та, которой он наделен. Такой особый товар появляется на рынке в результате возникновения капиталистической собственности в процессе первоначального накопления капитала. Им является рабочая сила, т.е. способность человека к труду.