Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:45, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Работа содержит 1 файл

Ответы по ЭК теории.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

         С  если Y1<Ye, то возникает инфляц. разрыв АВ. Для выхода увелич.

      A E  цены или сокр. совок. расходы. В последнем случае большое 

                D  значение имеет гос. вмешательство, кот. увелич. налоги.

       B   Если Y2>Ye, то возникает рецессионный разрыв CD. Совок. расходы<произв. дохода. Это оказывает депрессивное воздействие на экономику. Для выхода сокращают занятость и                                         о                                                           объём до Ye или сниж. совок. расходы. 
     

В.41  Финансы – система отношений по формированию, распределению и исп. фондов денежн средств. Функции: 1)аккумулирующая -состоит в централизации и концентрации денежных средств; 2)регулирующая –стимулирование деят-ти субъектов хоз-вания; 3)распредилительн –распределение денежных средств через бюджет, соцстрах; 4)контрольная –обеспечение правильности взимания налогов. Структура фин отношений: между гос-вом и предприятием, между фирмами, между фирмами и банками, между гос-вом и общественными организациями, между гос-вом и населением. Фин система – совокупность фин отношений и учреждений, кот их реализуют. Структура финансов: 1)финансы населения; 2)централизованные финансы (госбюджет, гос имущественное страхование, соцстрах, госкредит); 3)децентрализованные финансы (финансы фирм, местнвй бюджет). 
 

В.42. Гос. бюджет. Бюдж. дефицит: сущность, причины, виды, последствия, способы покрытия. Гос. долг и его виды. Последствия гос. долга. Гос. бюджет-основной фин. план гос-ва. Бюдж. дефицит: D<P. Причины: 1.спад в эк-ке 2.сокращ. налогов поступления 3.увел. гос. расходов 4.непоследов. фин.-эк. политика Виды: 1.общий (первичный ф-т и выплаты % по гос. долгу) 2.первичный (правительствен. платежи - гос. расходы) 3.фактический (гос. расходы - налог. ставка * фактич. объём нац. дохода) 4.структурный (разность м/у гос. расходами и гос. доходами, кот. могли поступ. при условии полной занятости и сущ. с-мы налогооблаж.) 5.циклический (разность м/у фактич. и структурным) Последствия: 1.сокращ. инвестиций 2.нер-во доходов 3.сниж. дел. активности в эк-ке Способы покрытия: 1.выпуск гос. займов (ГКО-гос. краткосрочн. облигации) 2.ужесточение налогооблаж. 3.эмиссия денег Гос. долг-сумма накоплен. за опр. период времени бюдж. дефицитов за вычетом бюдж. излишков, кот. имели место в этот период времени: 1.внешний–иностр. гос-вам 2.внутренний-гражданам данной страны. С-ма гос. долга позвол. гос-ву получ. ден. ср-ва на покрытие бюдж. дефицитов. Рост гос. долга вызыв. отриц. тенденции. Рост % по гос. долгу увел. нер-во в доходах, доп. налогооблаж. негативно сказывается на дел. активности субъектов хоз-ния, повыш. ставки % на внутр. рынке вытесняет частные инвестиции.  

В.43 Налоги – обязательные платежи, кот уплачиваются в доход гос-ва физическими и юридич лицами. Функции: 1)фискальная –формирование дохода гос-ва; 2)эк-кие –воздействие на поведение фирм, население. Налоговая система –законодательно закрепленная совокупность налогов, принципов их построения и способов взимания. Виды налогов: 1)прямые (непосредственно взимаются с объекта); 2)косвенные (в виде надбавки к цене или тарифу); 3)твердые (абсолютная сумма независимо от размера налогообложения); 4)пропорциональные (ставка налога изменяется от размера дохода); 5)прогрессивные (налог возрастает с ростом дохода); 6)регрессивный (наоборот).

В.44 Фискальная политика-меры прав-ва по изменению госдоходов и расходов. В период спада гос-во стимулирует совокупный спрос и снижает налоги, в период подъема –наоборот. Виды: 1)экспансионистская (преодоление циклич спада и стимулирование сов спроса); 2)контрактивная (сдерживание роста сов спроса, увелич налогов); 3)дискреционная (вмешательство гос-ва в налоговую систему и госрасходы); 4)недискреционная (политика встроенных стабилизаторов –такие механизмы в экономике, действие кот уменьшает реакцию ВВП на изменение сов спроса). Автоматические стабилизаторы: 1)прогрессивная система налогообложения (подъем: ↑У-↑Т-↓С-↓АД; спад: ↓У-↓Т-↑С-↑АД); 2) система пособий по безработице, мат помощь (подъем: ↓пособия по безраб - ↓G-↓АД; спад: ↑Пособ-↑G-↑АД).

В.45 Денежная система –исторически сложившаяся и законодательно закрепленная форма организации денежного обращения. Денежное обращение –непрерывное движение денег. Типы ден систем: 10биметаллизм –в качестве денег исп золотые и серебрян монеты; 2)монометаллизм –золото. Делится на золотомонетный стандарт (свободный обмен золота на бумажные деньги); золотослитковый стандарт (деньги обменивались на золото, если они соответствовали цене слитка золота); золотодевизный стандарт (деньги обменивались на девизы – иностр валюта); 3)система кредитных денег (уход золота из обращения, развитие кредитных денег, развитие безналичного расчета, эмиссия осущ только под контролем гос-ва); 4)система электронных денег. Денежная масса –сумма находящихся в обращении наличных денег и банковск депозитов. Структура: 1) первый денежный агрегат М0 –все наличные деньги; 2) второй М1=М0+вклады до востребования, дорожные чеки и чековые депозиты; 3) М2=М1+нечековые сберегательные депозиты и мелкие срочные вклады; 4) М3=М2+крупные срочные вклады; 5) L=М3+прочие фин активы.

В.46 Спрос на деньги –желание населения, гос-ва и фирм сохранить часть денег в ликвидной форме и в форме денежных запасов. Классическая теория денег –связывает спрос с функцией средства обращения. Спрос зависит от величины сделок. М=РQ/V. Спрос в классич теории назыв трансакционным. Кейнсианская теория выделяет трансакционный и спекулятивный спрос. В тансакционном Кейнс выделил два мотива: спрос на деньги для запланированных сделок и для незапланированных. Спекулятивный кейнс определяет спекулятивным мотивом. Он находится в обратной зависимости от процентной ставки. Предложение денег –это денежная масса. Равновесие определяется  совокупным спросом и предложением. 
 

В.47. Сущность и ф-ции кредита. Формы кредита. Необходимость кредита обусл. тем, что одни домхоз-ва и предприятия имеют времен. свободные ден. ср-ва, а др. в них нуждаются. В рын. эк-ке осн. поставщиками ден. ср-в явл. домохоз-ва, а потребителями-бизнес. Кредит-  с-ма эк. отношений, возник. в процессе предоставления ден. или матер. ср-в во времен. пользование на условиях возвратности и платности. Юридич.(физ.) лицо, предоставл. ссуду, -кредитор, берущее её-заёмщик.Ф-ции: 1.перераспредилительная (ден. и матер. ресурсы перераспределяются на условиях послед. возврата м/у предприятиями, отраслями, регионами) 2.замещение налич. денег кредитными деньгами (безналичн. расчёт). Формы: 1. в зависим. от сроков: а) онкольный (небольшой срок и погашается по 1-му требованию кредитора) б) кратко-(до1 года) в) средне-(1-5 лет) г) долгосрочный (>5 лет) 2.по составу кредиторов и заёмщиков: а) банковский- предоставл. ком. банками предпринимателям и населению; б) коммерческий-предоставл. хоз. субъектами друг другу в тов. форме путём отсрочки платежа; в) гос.-заёмщиком выступ. гос-во,а кредиторами банки, население, предприятия; г) потребительский-предоставл. населению ссуд на приобретение тов. длительного пользования; д) междунар.-выд. гос-вами междун. кредитно-фин. институтами, частными фирмами в процессе междунар. эк. сотрудничества; е) лизинг-кредит-предоставл. в долгосрочную аренду машин и оборудования при сохранении права собственности на них за арендатором. 

В.48. Структура соврем. кредитной с-мы. Ф-ции Центро и коммерч. банков. Кредитная с-ма –совокупность кредитно-фин. учреждений, занимающ, аккумулированием и распределением ден. ср-в. Структура: 1.нац. или Центробанк 2.ком. банки 3.спец. кредитно-фин. учреждения (песион. и страховые фонды, инвестиц. компании) Ф-ции ЦБ: 1.эмиссия (выпуск) денег 2.хранение гос. золотовалютн. резервов 3.хранение резервного фонда в др. ком. банках 4.ден.-кредитное регулир. эк-ки 5.контроль за д-тью ком. банков и их кредитование Ф-ции КБ: 1.лизинг кредитов 2.работа с клиентами 3.выдача кредитов 4 приём и хранение депозитов вкладчиков 5. покупка ценных бумаг 6.размещение аккумулированных ден. ср-в путём выдачи ссуд  7.выдача ср-в со счетов и выполнение перечислений. Особое полож. ЦБ в кредитной с-ме проявл. в том, что они не ставят перед собой цели получ. макс. прибыли и не конкур. в сфере бизнеса с КБ. Они, как правило, не обслуж. население, предприятия. Эти ф-ции вып. КБ.  

В.49. Кредитно-ден. политика ЦБ и её осн. инструменты. Кредитно-ден. политика-регулир. ден.-кредитной сферы Центробанком. Процесс ден.-кредитного регулир. можно разделить на 2 этапа. На 1 этапе ЦБ воздействует на предлож. денег, ур-нь % ставок, объём кредитов. На 2 этапе изменения в данных факторах передаются в сферу пр-ва, способствуя достижению конечных целей.  Осн. цель: регулир. ден. массы. Конечная цель: эк. рост и полная занятость. Промежут. цель: регулир. ден. массы, ставки % и вал. курса. Инструменты: 1.прямые-лимиты и условия кредитования (установление верхнегопредела кредитной эмиссии, огранич. размеров кредитования), директивы и указания ЦБ 2.косвенные-норма обязат. резервов (часть депозитов, кот. КБ хранят в ЦБ; Изменение норм обяз. резервов позволяет ЦБ регулир. предлож. денег), учётная ставка % (Изменение учётной ставки-право ЦБ предоставлять ссуды тем КБ, кот. облад. прочным фин. положением, но в силу опр. обстоятельств нуждаются в доп. ср-вах. За предоставл. ср-ва ЦБ взимает с заёмщика опр. %.(норма такого % наз. учётной ставкой) При сниж. уч. ставки увел. спрос КБ на ссуды. При повыш. уч. ставки происходит обратный процесс), операции на открытом рынке (купля и продажа центробанком ценных бумаг, необходимо налич. в стране развитого рынка ценных бумаг) 

В.50. Макроэк-кая нестабильность. Циклич. развитие эк-ки. Содерж. и черты эк. цикла. Причины циклич. колебаний. Фазы цикла. Продолжительность эк. циклов. Антициклич. регулир. Макроэк. нестабильность-нарушение макроэк. равновесия. Эк. цикл-промежуток времени м/у двумя одинаковыми состояниями эк. активности. Причины цикличности: 1.внешние (неэк-кие):войны, рев-ции, прир. катаклизмы; 2.внутренние: физ. срок износа осн. капитала, изменения в гос., потребительских, инвестиц. расходах, ден. сфере; 3.синтезированный подход (Самуэльсон): внешние причины дают импульс для разв. внутр. Осн. ср-вом цикла явл. колебания ВВП по времени. Фазы цикла: 1.кризис (сокр. объёмов пр-ва, занятости, цен, инвестиций, % ставки); 2.депрессия (массовая безраб., низкий ур-нь % ставки, стагнация пр-ва, приостановка падения цен); 3.оживление (массовое обновление осн. капитала, постеп. рост осн. показателей); 4.подъём (рост всех макроэк. показателей). Продолжительность циклов: 1.краткосрочн.(до 5лет Митчелл, Китчин); 2.среднесрочн.(до 10-15лет Маркс, С. Кузнец); 3.долгосрочн.(20-60лет Кондратьев). Антициклич. регулир.: 1.кредитно-ден. политика (сниж. учётной ставки %, норм обяз. резервов, покупка ГКО) 2.фискальная политика (увел. гос. расходов, сниж. налогов) 3.увел. з/пл и занятости 4.увел. инвестиций. Спад-стимулир. делов. и эк. активности. Подъём-сдерживание эк. роста. 

В.51. Безраб. и её формы. Естеств. ур-нь безраб. Эк. и соц. последствия безраб. З-н Оукена. Гос. политика занятости. К безраб. относятся лица не работающие, прох. переподготовку или повышение квалификации, ищущие работу. Формы: 1.фрикционная -временная потеря работы вследствии перемены места жительства, ожид. нов. работы, учёбы; 2.технологическая (структурная)-возник. вследствие измен. структуры пр-ва и появл. нов. профессий; 3.циклическая (конъюнктурная)-связ. с эк. спадом; 4.естественная (Фридман)-люди либо занятые подготовкой к трудоустройству, либо ищущие лучшее место работы (фрикцион. + структурн.) 5.полная занятость-занятость при естественной безработице. З-н Оукена: изменение циклич. безраб. на 1% вызыв. пропорциональное изменение конъюнктурного разрыва на γ-коэффициент (γ=2,5-3%коэф. Оукена) Смысл з-на: наличие циклич. безраб. приводит  к падению реального объёма ВВП больше, чем ур-нь безраб. Гос. регулир. безраб.: 1.активная (оказ. помощи в трудоустройстве, поддержка безраб., содействие развитию малого бизнеса, развитие с-м подготовки и переподготовки) 2.пассивная (соц. страхование, выдача посоий по безработице) Общие принципы: 1.добровольность 2.труд. мобильность 3.равные возможности для всех граждан 4.соц. защита безраб. 5.вз-вие с профсоюзами и работодателями. Последствия: чрезмерная безраб. отриц. сказывается на всей жизни об-ва. Эк. потери для об-ва (часть потенциального объёма пр-ва тов. и услуг теряется безвозвратно, произв. возможности эк-ки не реализ. полностью. Потеря квалификации и самоуважения, полная или частичная потеря дохода, сниж. ур-ня жизни, возраст. преступности, повыш. смертности и кол-ва психич. заболеваний.  

В.52. Инфляция, её определение и измерение. Причины, виды. Эк. и соц. последствия. Связь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса. Антиинфляционная политика. Инфляция-устойчивый процесс обесценивания денег, сниж. их покупательной способности. Глубину инфляц. процессов можно оценить с помощью индексов роста цен (относит. показ., характериз. соотношение цен во времени) Причины: 1.внешние (импорт инф-ции, сниж. курса нац. валюты, мир., фин. и эк. кризисы) 2.внутренние (бюдж. дефицит, монополизация эк-ки, кредитная экспансия-увел. кредитования выше потребностей нац. эк-ки, инфляц. ожидания-ожидания со стор. спроса и предлож.) 3.причины инф-ции в период перех. эк-ки (слабость рын. эк-ки, общий кризис) Виды: 1.по хар-ру: а) открытая-устойчивый рост цен; б) скрытая-соз. искусствен. дефицита; 2.по ур-ню: а) умеренная-рост цен < 10% в год; б)ползучая- 10-20%; в) галопирующая- 20-200%; г) гиперинф-ция- >200% 3.по факторам: а)инф-ция спроса возник. в рез-те избыточного сов. спроса; б) инф-ция предлож. возник. в рез-те увел. издержек пр-ва и сокращ. сов. предлож. Взаимосвязь инф-ции и безраб. представл. в виде крив. Филипса: краткосрочн. период-чем ↑инф-ция, тем ↓безраб.; долгосрочн. период-эк-ка достиг. естествен. ур-ня безраб. и уже не зависит от инф-ции. Последствия: 1.деформация ценообраз. (цены теряют связь со спросом и предлож.) 2.обесценив. ден. накоплений и увел. накоплений в натур. виде 3.наруш. функциониров. кредитно-ден. сферы 4.сниж. инвестиций 5.инфляц. налог (часть реального дохода населения изымается гос-вом через высокие цены) 6.ухудшение платёжного баланса 7.перераспределение доходов Антиинф-ная политика: 1.активная-напр. на ликвидацию причин инф-ции 2.адаптивная-напр. на приспособление и смягчение последствий инф-ции. 

В.53. Сущность, способы измерения, типы, цели и факторы эк. роста. Нов. кач-во эк. роста. Эк. рост-количеств. и качеств. увел. обществ. продукта. Способы измерения: темпы роста реального ВВП, нац. дохода на душу населения, измерение ур-ня жизни, чистого эк. благосостояния. Типы: 1.экстенссивный (увел. обществ. продукта за счёт привлечения доп. ф-ров пр-ва при сохранении прежней тех. основы) 2.интенссивный (увел. обществ. продукта за счёт совершенствования технологии): а) трудосберегающий б) капитало- в) смешанный Факторы: 1.ф-ры предлож.(кол-во и кач-во труд. ресурсов и капитала, ур-нь технологий, информацион. ф-ры) 2.ф-ры спроса (з/пл, пред. склон. к сбереж. и потребл., гос. расходы, ур-нь налогооблаж.) 3.ф-ры распределения (распредел. дохода и ресурсов м/у субъектами хоз-ния) 4.прям. ф-ры  5.косвенные (монополизация эк-ки, ур-нь гос. расходов, эк. свобода субъектов хоз-ния) 6.экстенссивные 7.интенссивные 8.соц.(образование, здравоохранение, охрана окр. среды) Нов. кач-во-усиление соц. направленности эк. роста. Включ.: улучшение матер. состояния, увел. свободного времени, развитие соц. инфраструктуры, соц. защита, поддержание полной занятости, безопасность жизни и труда. 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"