Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".
С если Y1<Ye, то возникает инфляц. разрыв АВ. Для выхода увелич.
A E цены или сокр. совок. расходы. В последнем случае большое
D значение имеет гос. вмешательство, кот. увелич. налоги.
B Если
Y2>Ye, то возникает рецессионный
разрыв CD. Совок. расходы<произв. дохода.
Это оказывает депрессивное воздействие
на экономику. Для выхода сокращают занятость
и
В.41
Финансы – система отношений по формированию,
распределению и исп. фондов денежн средств.
Функции: 1)аккумулирующая -состоит в централизации
и концентрации денежных средств; 2)регулирующая
–стимулирование деят-ти субъектов хоз-вания;
3)распредилительн –распределение денежных
средств через бюджет, соцстрах; 4)контрольная
–обеспечение правильности взимания
налогов. Структура фин отношений: между
гос-вом и предприятием, между фирмами,
между фирмами и банками, между гос-вом
и общественными организациями, между
гос-вом и населением. Фин система – совокупность
фин отношений и учреждений, кот их реализуют.
Структура финансов: 1)финансы населения;
2)централизованные финансы (госбюджет,
гос имущественное страхование, соцстрах,
госкредит); 3)децентрализованные финансы
(финансы фирм, местнвй бюджет).
В.42.
Гос. бюджет. Бюдж. дефицит:
сущность, причины, виды,
последствия, способы
покрытия. Гос. долг
и его виды. Последствия
гос. долга. Гос.
бюджет-основной фин. план гос-ва. Бюдж.
дефицит: D<P. Причины: 1.спад в эк-ке
2.сокращ. налогов поступления 3.увел. гос.
расходов 4.непоследов. фин.-эк. политика
Виды: 1.общий (первичный ф-т и выплаты
% по гос. долгу) 2.первичный (правительствен.
платежи - гос. расходы) 3.фактический (гос.
расходы - налог. ставка * фактич. объём
нац. дохода) 4.структурный (разность м/у
гос. расходами и гос. доходами, кот. могли
поступ. при условии полной занятости
и сущ. с-мы налогооблаж.) 5.циклический
(разность м/у фактич. и структурным)
Последствия: 1.сокращ. инвестиций 2.нер-во
доходов 3.сниж. дел. активности в эк-ке
Способы покрытия: 1.выпуск гос. займов
(ГКО-гос. краткосрочн. облигации) 2.ужесточение
налогооблаж. 3.эмиссия денег Гос.
долг-сумма накоплен. за опр. период
времени бюдж. дефицитов за вычетом бюдж.
излишков, кот. имели место в этот период
времени: 1.внешний–иностр. гос-вам
2.внутренний-гражданам данной страны.
С-ма гос. долга позвол. гос-ву получ. ден.
ср-ва на покрытие бюдж. дефицитов. Рост
гос. долга вызыв. отриц. тенденции. Рост
% по гос. долгу увел. нер-во в доходах, доп.
налогооблаж. негативно сказывается на
дел. активности субъектов хоз-ния, повыш.
ставки % на внутр. рынке вытесняет частные
инвестиции.
В.43 Налоги – обязательные платежи, кот уплачиваются в доход гос-ва физическими и юридич лицами. Функции: 1)фискальная –формирование дохода гос-ва; 2)эк-кие –воздействие на поведение фирм, население. Налоговая система –законодательно закрепленная совокупность налогов, принципов их построения и способов взимания. Виды налогов: 1)прямые (непосредственно взимаются с объекта); 2)косвенные (в виде надбавки к цене или тарифу); 3)твердые (абсолютная сумма независимо от размера налогообложения); 4)пропорциональные (ставка налога изменяется от размера дохода); 5)прогрессивные (налог возрастает с ростом дохода); 6)регрессивный (наоборот).
В.44 Фискальная политика-меры прав-ва по изменению госдоходов и расходов. В период спада гос-во стимулирует совокупный спрос и снижает налоги, в период подъема –наоборот. Виды: 1)экспансионистская (преодоление циклич спада и стимулирование сов спроса); 2)контрактивная (сдерживание роста сов спроса, увелич налогов); 3)дискреционная (вмешательство гос-ва в налоговую систему и госрасходы); 4)недискреционная (политика встроенных стабилизаторов –такие механизмы в экономике, действие кот уменьшает реакцию ВВП на изменение сов спроса). Автоматические стабилизаторы: 1)прогрессивная система налогообложения (подъем: ↑У-↑Т-↓С-↓АД; спад: ↓У-↓Т-↑С-↑АД); 2) система пособий по безработице, мат помощь (подъем: ↓пособия по безраб - ↓G-↓АД; спад: ↑Пособ-↑G-↑АД).
В.45 Денежная система –исторически сложившаяся и законодательно закрепленная форма организации денежного обращения. Денежное обращение –непрерывное движение денег. Типы ден систем: 10биметаллизм –в качестве денег исп золотые и серебрян монеты; 2)монометаллизм –золото. Делится на золотомонетный стандарт (свободный обмен золота на бумажные деньги); золотослитковый стандарт (деньги обменивались на золото, если они соответствовали цене слитка золота); золотодевизный стандарт (деньги обменивались на девизы – иностр валюта); 3)система кредитных денег (уход золота из обращения, развитие кредитных денег, развитие безналичного расчета, эмиссия осущ только под контролем гос-ва); 4)система электронных денег. Денежная масса –сумма находящихся в обращении наличных денег и банковск депозитов. Структура: 1) первый денежный агрегат М0 –все наличные деньги; 2) второй М1=М0+вклады до востребования, дорожные чеки и чековые депозиты; 3) М2=М1+нечековые сберегательные депозиты и мелкие срочные вклады; 4) М3=М2+крупные срочные вклады; 5) L=М3+прочие фин активы.
В.46
Спрос на деньги –желание населения,
гос-ва и фирм сохранить часть денег в
ликвидной форме и в форме денежных запасов.
Классическая теория денег –связывает
спрос с функцией средства обращения.
Спрос зависит от величины сделок. М=РQ/V.
Спрос в классич теории назыв трансакционным.
Кейнсианская теория выделяет трансакционный
и спекулятивный спрос. В тансакционном
Кейнс выделил два мотива: спрос на деньги
для запланированных сделок и для незапланированных.
Спекулятивный кейнс определяет спекулятивным
мотивом. Он находится в обратной зависимости
от процентной ставки. Предложение денег
–это денежная масса. Равновесие определяется
совокупным спросом и предложением.
В.47.
Сущность и ф-ции кредита.
Формы кредита. Необходимость
кредита обусл. тем, что одни домхоз-ва
и предприятия имеют времен. свободные
ден. ср-ва, а др. в них нуждаются. В рын.
эк-ке осн. поставщиками ден. ср-в явл. домохоз-ва,
а потребителями-бизнес. Кредит-
с-ма эк. отношений, возник. в процессе
предоставления ден. или матер. ср-в во
времен. пользование на условиях возвратности
и платности. Юридич.(физ.) лицо, предоставл.
ссуду, -кредитор, берущее её-заёмщик.Ф-ции:
1.перераспредилительная (ден. и матер.
ресурсы перераспределяются на условиях
послед. возврата м/у предприятиями, отраслями,
регионами) 2.замещение налич. денег кредитными
деньгами (безналичн. расчёт). Формы:
1. в зависим. от сроков: а) онкольный (небольшой
срок и погашается по 1-му требованию кредитора)
б) кратко-(до1 года) в) средне-(1-5 лет) г)
долгосрочный (>5 лет) 2.по составу кредиторов
и заёмщиков: а) банковский- предоставл.
ком. банками предпринимателям и населению;
б) коммерческий-предоставл. хоз. субъектами
друг другу в тов. форме путём отсрочки
платежа; в) гос.-заёмщиком выступ. гос-во,а
кредиторами банки, население, предприятия;
г) потребительский-предоставл. населению
ссуд на приобретение тов. длительного
пользования; д) междунар.-выд. гос-вами
междун. кредитно-фин. институтами, частными
фирмами в процессе междунар. эк. сотрудничества;
е) лизинг-кредит-предоставл. в долгосрочную
аренду машин и оборудования при сохранении
права собственности на них за арендатором.
В.48.
Структура соврем. кредитной
с-мы. Ф-ции Центро и
коммерч. банков.
Кредитная с-ма –совокупность кредитно-фин.
учреждений, занимающ, аккумулированием
и распределением ден. ср-в. Структура:
1.нац. или Центробанк 2.ком. банки 3.спец.
кредитно-фин. учреждения (песион. и страховые
фонды, инвестиц. компании) Ф-ции
ЦБ: 1.эмиссия (выпуск) денег 2.хранение
гос. золотовалютн. резервов 3.хранение
резервного фонда в др. ком. банках 4.ден.-кредитное
регулир. эк-ки 5.контроль за д-тью ком.
банков и их кредитование Ф-ции
КБ: 1.лизинг кредитов 2.работа с клиентами
3.выдача кредитов 4 приём и хранение депозитов
вкладчиков 5. покупка ценных бумаг 6.размещение
аккумулированных ден. ср-в путём выдачи
ссуд 7.выдача ср-в со счетов и выполнение
перечислений. Особое полож. ЦБ в кредитной
с-ме проявл. в том, что они не ставят перед
собой цели получ. макс. прибыли и не конкур.
в сфере бизнеса с КБ. Они, как правило,
не обслуж. население, предприятия. Эти
ф-ции вып. КБ.
В.49.
Кредитно-ден. политика
ЦБ и её осн. инструменты.
Кредитно-ден. политика-регулир.
ден.-кредитной сферы Центробанком. Процесс
ден.-кредитного регулир. можно разделить
на 2 этапа. На 1 этапе ЦБ воздействует на
предлож. денег, ур-нь % ставок, объём кредитов.
На 2 этапе изменения в данных факторах
передаются в сферу пр-ва, способствуя
достижению конечных целей. Осн.
цель: регулир. ден. массы. Конечная
цель: эк. рост и полная занятость.
Промежут. цель: регулир. ден. массы,
ставки % и вал. курса. Инструменты:
1.прямые-лимиты и условия кредитования
(установление верхнегопредела кредитной
эмиссии, огранич. размеров кредитования),
директивы и указания ЦБ 2.косвенные-норма
обязат. резервов (часть депозитов, кот.
КБ хранят в ЦБ; Изменение норм обяз. резервов
позволяет ЦБ регулир. предлож. денег),
учётная ставка % (Изменение учётной ставки-право
ЦБ предоставлять ссуды тем КБ, кот. облад.
прочным фин. положением, но в силу опр.
обстоятельств нуждаются в доп. ср-вах.
За предоставл. ср-ва ЦБ взимает с заёмщика
опр. %.(норма такого % наз. учётной ставкой)
При сниж. уч. ставки увел. спрос КБ на ссуды.
При повыш. уч. ставки происходит обратный
процесс), операции на открытом рынке (купля
и продажа центробанком ценных бумаг,
необходимо налич. в стране развитого
рынка ценных бумаг)
В.50.
Макроэк-кая нестабильность.
Циклич. развитие эк-ки.
Содерж. и черты эк. цикла.
Причины циклич. колебаний.
Фазы цикла. Продолжительность
эк. циклов. Антициклич.
регулир. Макроэк. нестабильность-нарушение
макроэк. равновесия. Эк.
цикл-промежуток времени м/у двумя одинаковыми
состояниями эк. активности. Причины
цикличности: 1.внешние (неэк-кие):войны,
рев-ции, прир. катаклизмы; 2.внутренние:
физ. срок износа осн. капитала, изменения
в гос., потребительских, инвестиц. расходах,
ден. сфере; 3.синтезированный подход (Самуэльсон):
внешние причины дают импульс для разв.
внутр. Осн. ср-вом цикла явл. колебания
ВВП по времени. Фазы
цикла: 1.кризис (сокр. объёмов пр-ва,
занятости, цен, инвестиций, % ставки); 2.депрессия
(массовая безраб., низкий ур-нь % ставки,
стагнация пр-ва, приостановка падения
цен); 3.оживление (массовое обновление
осн. капитала, постеп. рост осн. показателей);
4.подъём (рост всех макроэк. показателей).
Продолжительность
циклов: 1.краткосрочн.(до 5лет Митчелл,
Китчин); 2.среднесрочн.(до 10-15лет Маркс,
С. Кузнец); 3.долгосрочн.(20-60лет Кондратьев).
Антициклич. регулир.: 1.кредитно-ден.
политика (сниж. учётной ставки %, норм
обяз. резервов, покупка ГКО) 2.фискальная
политика (увел. гос. расходов, сниж. налогов)
3.увел. з/пл и занятости 4.увел. инвестиций.
Спад-стимулир. делов. и эк. активности.
Подъём-сдерживание эк. роста.
В.51.
Безраб. и её формы. Естеств.
ур-нь безраб. Эк. и соц.
последствия безраб.
З-н Оукена. Гос. политика
занятости.
К безраб. относятся лица не работающие,
прох. переподготовку или повышение квалификации,
ищущие работу. Формы: 1.фрикционная -временная
потеря работы вследствии перемены места
жительства, ожид. нов. работы, учёбы; 2.технологическая
(структурная)-возник. вследствие измен.
структуры пр-ва и появл. нов. профессий;
3.циклическая (конъюнктурная)-связ. с эк.
спадом; 4.естественная (Фридман)-люди
либо занятые подготовкой к трудоустройству,
либо ищущие лучшее место работы (фрикцион.
+ структурн.) 5.полная занятость-занятость
при естественной безработице. З-н
Оукена: изменение циклич. безраб. на
1% вызыв. пропорциональное изменение конъюнктурного
разрыва на γ-коэффициент (γ=2,5-3%коэф. Оукена)
Смысл з-на: наличие циклич. безраб. приводит
к падению реального объёма ВВП больше,
чем ур-нь безраб. Гос.
регулир. безраб.: 1.активная (оказ. помощи
в трудоустройстве, поддержка безраб.,
содействие развитию малого бизнеса, развитие
с-м подготовки и переподготовки) 2.пассивная
(соц. страхование, выдача посоий по безработице)
Общие принципы: 1.добровольность 2.труд.
мобильность 3.равные возможности для
всех граждан 4.соц. защита безраб. 5.вз-вие
с профсоюзами и работодателями. Последствия:
чрезмерная безраб. отриц. сказывается
на всей жизни об-ва. Эк. потери для об-ва
(часть потенциального объёма пр-ва тов.
и услуг теряется безвозвратно, произв.
возможности эк-ки не реализ. полностью.
Потеря квалификации и самоуважения, полная
или частичная потеря дохода, сниж. ур-ня
жизни, возраст. преступности, повыш. смертности
и кол-ва психич. заболеваний.
В.52.
Инфляция, её определение
и измерение. Причины,
виды. Эк. и соц. последствия.
Связь инфляции и безработицы.
Кривая Филлипса. Антиинфляционная
политика. Инфляция-устойчивый
процесс обесценивания денег, сниж. их
покупательной способности. Глубину инфляц.
процессов можно оценить с помощью индексов
роста цен (относит. показ., характериз.
соотношение цен во времени) Причины:
1.внешние (импорт инф-ции, сниж. курса нац.
валюты, мир., фин. и эк. кризисы) 2.внутренние
(бюдж. дефицит, монополизация эк-ки, кредитная
экспансия-увел. кредитования выше потребностей
нац. эк-ки, инфляц. ожидания-ожидания со
стор. спроса и предлож.) 3.причины инф-ции
в период перех. эк-ки (слабость рын. эк-ки,
общий кризис) Виды: 1.по хар-ру: а) открытая-устойчивый
рост цен; б) скрытая-соз. искусствен. дефицита;
2.по ур-ню: а) умеренная-рост цен < 10% в
год; б)ползучая- 10-20%; в) галопирующая- 20-200%;
г) гиперинф-ция- >200% 3.по факторам: а)инф-ция
спроса возник. в рез-те избыточного сов.
спроса; б) инф-ция предлож. возник. в рез-те
увел. издержек пр-ва и сокращ. сов. предлож.
Взаимосвязь инф-ции и безраб. представл.
в виде крив. Филипса: краткосрочн.
период-чем ↑инф-ция, тем ↓безраб.; долгосрочн.
период-эк-ка достиг. естествен. ур-ня безраб.
и уже не зависит от инф-ции. Последствия:
1.деформация ценообраз. (цены теряют связь
со спросом и предлож.) 2.обесценив. ден.
накоплений и увел. накоплений в натур.
виде 3.наруш. функциониров. кредитно-ден.
сферы 4.сниж. инвестиций 5.инфляц. налог
(часть реального дохода населения изымается
гос-вом через высокие цены) 6.ухудшение
платёжного баланса 7.перераспределение
доходов Антиинф-ная
политика: 1.активная-напр. на ликвидацию
причин инф-ции 2.адаптивная-напр. на приспособление
и смягчение последствий инф-ции.
В.53.
Сущность, способы измерения,
типы, цели и факторы
эк. роста. Нов. кач-во
эк. роста. Эк.
рост-количеств. и качеств. увел. обществ.
продукта. Способы
измерения: темпы роста реального ВВП,
нац. дохода на душу населения, измерение
ур-ня жизни, чистого эк. благосостояния.
Типы: 1.экстенссивный (увел. обществ.
продукта за счёт привлечения доп. ф-ров
пр-ва при сохранении прежней тех. основы)
2.интенссивный (увел. обществ. продукта
за счёт совершенствования технологии):
а) трудосберегающий б) капитало- в) смешанный
Факторы: 1.ф-ры предлож.(кол-во и кач-во
труд. ресурсов и капитала, ур-нь технологий,
информацион. ф-ры) 2.ф-ры спроса (з/пл, пред.
склон. к сбереж. и потребл., гос. расходы,
ур-нь налогооблаж.) 3.ф-ры распределения
(распредел. дохода и ресурсов м/у субъектами
хоз-ния) 4.прям. ф-ры 5.косвенные (монополизация
эк-ки, ур-нь гос. расходов, эк. свобода
субъектов хоз-ния) 6.экстенссивные 7.интенссивные
8.соц.(образование, здравоохранение, охрана
окр. среды) Нов. кач-во-усиление соц.
направленности эк. роста. Включ.: улучшение
матер. состояния, увел. свободного времени,
развитие соц. инфраструктуры, соц. защита,
поддержание полной занятости, безопасность
жизни и труда.