Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".
Теории денег: 1) металлическая- деньги это золото или серебро 2) трудовая – деньги всеобщий эквивалент, специфический товар 3) номиналистическая – деньги условные счетные единицы, кот явл. продуктами гос. власти. 4)количественная – деньги нах в обратной зависимости от величины стоимости товаров. MV = PQ – уравнение Фишера 5) теория регулируемой валюты – кол-во денег должно регулироваться гос.
Масса
золотых или бумажных денег, находящихся
в обращении обуславливается
законом денежного обращения, открытым
Марксом. Согласно этому закону, кол-во
денег, необходимых для обращения, определяется
формулой: D = P / C . Уравнение Фишера показывает
зависимость уровня цен от денежной массы
Стоимость денег может изменяться под
влиянием изменения их кол-ва в обращении.
Эту зависимость сформулировали представители
количественной теории основоположником
кот был Фишер. Фишер считал, что скорость
оборота денег и кол-во производимых товаров
относительно стабильны. Поэтому кол-во
денег непосредственно влияет на уровень
цен, соответственно меняется покупательная
способность денег, т .е их стоимость. Современные
кейнсианцы и классики признают зависимость
между кол-вом денег и уровнем цен в стране.
№12 рынок- форма организации товарного производства; упорядоченный обмен, организованный по законам тов. производства и денежного обращения; система эк отношений между покупат. и продав . во всех звеньях воспроизводства. Условия возникновения тов. производства одновременно явл условиями возникновения рынка. Важнейшее условие – общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью. Условием возникновения рынка явл. и специализация труда. Одной из важнейших причин возникновения рынка явл. ограниченность ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается людьми посредством обмена одного продукта на другой, т.е. через рынок. Вторая причина- обособленность товаропроизводителей, их возможность свободно распоряжаться результатами своего труда. Обособленность возникает на базе частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Третья причина – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Различные страны шли к рыночной экономике разными путями. Но сущ. общие закономерности ее становления: наличие независимых товаропроизводителей, свобода предпринимательской деятельности, гарантии прав собственности; свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение; конкуренция товаропроизводителей; свободный перелив капиталов между отраслями и регионами; образование финансового рынка; наличие рынка труда, наемной рабочей силы с развитой системой ее подготовки; открытость экономики мировым интеграционным процессам, возможность миграции рабочей силы, товаров, капиталов.
Особые
условия возникновения и
1)Рыночный
обмен должен обеспечивать
2)Идея
упорядоченного обмена, или рынка,
состоит в установлении прямых
и обратных связей между
3)Рыночный
обмен включает установление
механизма экономической
4)Рыночные
отношения есть свобода для
принятия экономических
Таким образом, рынок выступает как упорядоченная сфера обмена.
Под функцией
рынка подразумевается его роль
в реализации эк целей общества. Рынок
оказывает огромное воздействие на все
стороны хоз-ой жизни. Самая важная функция
– регулирующая. Через рынок регулируется
соотношение спроса и предложения, общественное
производство. Рост цены явл. сигналом
к расширению производства, ее падение
– сигналом к сокращению. Рынок подсказывает
производителям, что им производить, от
производства каких товаров и услуг отказаться
или уменьшить объем их выпуска. Рынок
выполняет стимулирующую
функцию. Посредством цен он стимулирует
освоение достижений научно-технического
прогресса, снижение затрат, повышение
качества товаров и услуг и расширение
их ассортимента. Информационная функция
– рынок выступает как источник информаций,
знаний, сведений, необходимых хоз. субъекту.
Он дает информ об общественно необходимом
кол-ве, ассортименте и качестве тех товаров
и услуг, кот поставляются на рынок.
Посредническая функция состоит в том,
что эк обособленные производители в условиях
глубокого общественного разделения труда
должны найти друг друга и обменяться
результатами своей деятельности, т .е
через рынок устанавливается связь между
покупателями и продавцами. Рынок также
выполняет санирующую
функцию, очищая общественное производство
от эк слабых, нежизнеспособных хоз. ед,
поощряя развитие эффективных, перспективных
фирм. Рынок также позволяет решать такие
центральные проблемы эк как уровень жизни,
структура и эффективность производства.
На рынке осуществляется реализация стоимости
и доведение товаров до потребителя. Он
служит связующим звеном между эк обособленными
товаропроизводителями, между производством
и потреблением. Рынок имеет многообразную
структуру. Субъекты рынка – это участники
рыночных отношений. Субъекты рынка: функциональные
(покупатель и продавец) и институцион.
(дом хоз-во, фирма, гос, заграница). Объекты
рынка – все на что направлен эк интерес.
По объектам обмена различают рынки товаров,
услуг, капиталов, ценных бумаг, труда,
валютный, рынок информации и научно-технических
разработок. В зависимости от объекта
рыночных отношений выделяют след группы
рынков: товарные, финансовые и труда.
В пространственном разрезе выделяют
местный рынок, национальный, региональный
и мировой. По механизму функционирования
сущ.: 1)свободный рынок, на основе свободной
конкуренции независимых товаропроизводителей
2)монополизированный, где условия производства
и обращения определяет группа монополий,
между кот сохраняется монополистическая
конкуренция 3)государственно-регулируемый
рынок, где важная роль принадлежит гос,
кот использует эк инструменты воздействия.
По механизму функционирования различают
рынки совершенной и несовершенной конкуренции.
По степени насыщенности выделяют равновесный
рынок (спрос и предложение совпадают),
дефицитный, избыточный.
В.13 Спрос
– платежеспособна потребность в данном
товаре при данной цене. Спрос – желание
и готовность потребителя приобрести
товар по данной цене. (Спрос обозноч.
D). Объем или величина спроса (QD)
– это кол-во товара, кот. может приобрести
покупатель по данной цене в определенный
период времени и при данных условиях.
Цена спроса (PD) – это max.
цена покупателя по кот. он согласен приобрести
товар. Закон спроса: при прочих равных
условиях снижение цены товара приводит
к увеличению спроса и наоборот.
Кривая спроса показывает полный набор возможных соотношений между ценой товара и его объемом спроса. Каждая точка на кривой спроса показывает значение объема спроса и цены товара. Кривая спроса имеет убывающий характер и отриц. наклон, это объясняется действием закона спроса. Исключения из закона спроса: 1) Товары Гиффена – это низкокачеств. товары первой необходимости, кот. занимают основн. долю в структуре потребления ( были обнаружены в 19в.); 2) Эффект (товары) Веблера Сноба – это высоко качественные, престижные товары (дорогие и модные):
3) Инфляционные
ожидания: детерминанты или факторы
спроса: ценовой и неценовой. Ценовой
– цена данного товара. Неценовой:
товары субсидии (PS)
– взаимозаменяемые; товары комплиментарии
(PC) – взаимодополняющие;
доход потребителя (I); кол-во покупателя;
вкус и мода покупателя; ожидание покупателя.
Изменение ценового фактора (неценовые
факторы остаются постоянными) приводит
к изменению объема спроса. Графически
это выражается в перемещении между точками
вдоль постоянной кривой спроса. Изменение
неценовых факторов ( цена данного товара
остается постоянной) приводит к изменению
самого спроса. Графически это выражается
в смещении кривой спроса. Индивидуальный
спрос – это спрос одного или отдельного
покупателя. Рыночный спрос – это сумма
индивидуальных спросов при каждом значении
цены.
В.14 Предложение (S) – желание и способность продавца реализовать свой товар. Объем предложения (QS) – это кол-во товара, кот. продается за определенный период времени при данной цене и данных условиях. Цена предложения (PS) – минимальная цена продавца. закон предложения: при прочих равных условиях увелич. цены товара приводит к увеличению QS.
Кривая предложения
показывает полный набор возможных соотношен.
между ценой товара и QS. Каждая точка
на кривой предложения показывает соотношение
QS и цены. Кривая предложения имеет
восходящий вид и положит. наклон, т.к.
зависимость P и QS. Факторы (детерминанты)
предложения: ценовой и неценовой. Ценовой:
цена данного товара. Неценовой: товары
субсидии (PS)
– взаимозаменяемые; товары комплиментарии
(PC) – взаимодополняющие;
издержки (C); налоги и дотации; кол-во
продавцов и т.д. Изменение цены данного
товара (неценовые факторы остаются постоянными)
приводит к изменению объема предложения
(QS). Графически это выражается
в то , что точки перемещаются вдоль постоянной
кривой предложения. Изменение неценовых
факторов (цена данного товара остается
постоянной) приводит к изменению самого
предложения. Кривая предложения смещается.
Индивидуальное предложение - это предложение
одного или отдельного продавца. Рыночное
предложение – это сумма индивид. предложений
при каждом значении цены.
В.15 Рыночн равновесие: равновесие в отрасли; это ситуация, когда D равен S, при некоторой цене товара. Равновесн цена и равновесн объём – это значения, устанавл в рез-те рын равновесия.
Рынок нах в равновесии, когда цена товара такова, что кол-во товара, кот покупатели хотят приобрести, точно совпадает с кол-вом товара, кот покупатели хотят предложить. Любой отход от равновесной цены приводит к нарушению рын равновесия и действию сил, кот восстан равновесие.
Равновесие: Qd=Qs; Pe; P2<Pe<
Избыток: Qd<Qs; P↓
Дефицит: Qd>Qs; P↑.
В.16 Рацион поведение потребителя – поведение потребителя, определ стремлением к maxимиз потребностей при имеющ-ся ограничениях. Доход – сумма ден ср-в, получ за определ период времени: 1) номин=Iu – кол-во получ денег; 2) реальн=Ip – кол-во товара, кот можно приобрести за номин доход.Источники получения дохода: 1) зарплата и др труд доходы; 2) доходы от собственности; 3) соц выплаты. Подходы к изучению поведения потребителя: 1) на основе эффектов дохода и замещения; 2) на основе теории предельной полезности; 3) с исп концепции предпочтения потребителя.→1- эф-ты дох и замещ объясняют закон спроса. Эф замещ+Эф дох=Эф цены (↑Px & ↓Qdx). Эф замены – изменение Q спроса, вызван изменением относ цены товара при неизменном реальном доходе; – изменение структуры потребл в рез-те изменения цен одного из товаров. Эф дохода – изменение объёма спроса, вызван изменением реального дохода при неизменности относ цены товара; – изменение относ дохода в рез-те изменения цены товара.
Товары в завис-ти от реакции покупателя на изменения реального дохода: 1) нормальные – спрос на кот, увелич с ростом дохода. ↑Px: ЭЗ ↓Qdx, ЭД ↓Qdx. ↓Px: ЭЗ ↑Qdx, ЭД ↑Qdx. Низшие – спрос на кот уменьш с ростом дохода. ↑Px: ЭЗ ↓Qdx, ЭД ↑Qdx. ↓Px: ЭЗ ↑Qdx, ЭД ↓Qdx. ЭЗ>ЭД, ЭЦ соотв ЭЗ. Гиффена – низшие тов, кот заним осн роль в структуре потребления. ЭД>ЭЗ, ЭЦ~ЭД. ↑Px: ЭЗ ↓Qdx, ЭД ↑Qdx. ЭЦ→↑Qdx. ↓Px: ЭЗ ↑Qdx, ЭД ↓Qdx. ЭЦ→↓Qdx.
Закон Энгеля:
1) При данных ценах доля семейного
дохода, затрат а продукты питания
имеет тенденицию к снижению по мере
увелич дохода; 2) потребление образования,
мед, юрид услуг и отдыха имеет тенденцию
расти быстрее чем доход. Кривые Энгеля
показ завис-ть м/у изменением дохода(I)
с изменением кол-ва потреб благ(Q).
В.17.Потребности и полезность. Закон убывающей предельной полезности. Проблема оценки экономических благ: кардинализм и ординализм (количественный и порядковый подходы). Правило максимизации полезности. Потребление – это процесс использования блага с целью удовлетворения потребностей. Производственное потребление – это использование факторов производства в процессе создания благ и услуг. Личное потребление – использование благ для удовлетворения потребностей человека.
Полезность
– это выгода от потребления
или степень удовлетворения
Кардинализм – основан на предположении о том, что полезность благ можно измерить в условных единицах полезности (ютиль).
Ординализм
– основан на предположении
о том, что потребитель может
упорядочить (ранжировать)
MU – предельная полезность.
MU1/P1=MU2/P2=MUn/Pn=l – правило максимизации полезностей.
Потребитель стремится
так распределить свой доход, чтобы
каждое приобретенное благо приносило
одинаковую предельную полезность пропорциональную
цене данного блага.
В.18.Понятие субъекта хозяйствования. Предпринимательство. Фирма (предприятие) как хозяйственный субъект. Цели и виды фирмы. Субъект хозяйствования – активный агент экономической системы, который распоряжается принадлежащими ему и привлеченными на время факторами производства в соответствии с собственными экономическими интересами.
Предпринимательство
– это самостоятельная,
Предприятие
– это организация любого дела,
направленная на достижение
Фирма
– это хозяйствующая единица,
обладающая правом
По характеру деятельности: производственные и непроизводственные.
По отраслевой принадлежности: промышленные, с/х, торговые, транспортные, страховые и т. д.
По формам собственности: государственные, коллективные, частные.
По целям деятельности: коммерческие и некоммерческие.
По организационно-правовой
форме: унитарные предприятия, хозяйственные
товарищества, акционерные общества,
производственные кооперативы.