Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:45, доклад
Содержательные теории мотивации основаны на классификации потребностей человека (А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. МакКлелланд). Первичные и вторичные потребности. Процессуальные теории базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей (как ведут себя люди с учетом их восприятия).
являются основанием оценки затрат ресурсов;
могут влиять на структуру и процедуры организационных систем;
отражают
мотивы и особенности, как индивидов,
так и организаций.
Кроме
того, сам процесс целеполагания
может служить мотивирующим средством,
формируя ориентацию на достижение результатов.
В
последние 20-25 лет Э. Локе проведены
обширные исследования, которые показали
интересную зависимость между трудностью
цели и мотивацией. На начальном
этапе работы мотивация, как правило,
достаточно высока, а трудность цели
явно не оценивается. Она занижается
даже в том случае, если по всем объективным
показателям задачу никак нельзя
отнести к простым. Трудность
задачи на короткий срок «заводит»
индивида, еще не вполне осознавшего,
как много усилий от него потребуется,
В результате его мотивация и
результативность на непродолжительное
время возрастают. Однако «сопротивление»
задачи очень скоро проясняет
всю трудоемкость достижения цели,
и мотивация, а вслед за ней
и результативность резко снижаются.
Если
же трудные цели подробно объяснены
и растолкованы, то начальный энтузиазм
значительно ослабевает, и индивид
медленнее «разогревается», постепенно
активизируя свои усилия. Однако по
мере осознания цели, мотивация начинает
увеличиваться, и результативность
становится выше. При этом рост мотивации
и производительности имеют значительно
более продолжительный и
Кроме
того, исследования показали, что при
постановке конкретных, ясных и четких
целей возрастает вероятность того,
что работник будет более мотивированно
действовать в соответствии с
такими целями. Исследования подтверждают
гипотезу о положительном влиянии,
которое четкая постановка целей
оказывает на мотивацию и результативность.
Таким
образом, согласно целевой теории мотивации,
намерение индивида работать для
достижения цели является важным источником
его трудовой мотивации.
5. Теория справедливости Дж. Адамса
Теория
справедливости существует почти столько
же, что и мотивационная теория
ожидания. Однако в области организационного
поведения на понятие справедливости
обратили должное внимание сравнительно
недавно. Разработку теории справедливости
как теории трудовой мотивации обычно
приписывают социальному
Адамс
описывает, как возникает такого
рода мотивация. Несправедливость возникает
в ситуации, когда человек чувствует,
что отношение отдачи, которую
он получает, к его вкладу в выполнение
работы оказывается не равным соответствующему
соотношению у других работников.
Справедливость возникает в
— вот некоторые переменные, которые
человек воспринимает как
Полученная
отдача заключается, главным образом,
в различных видах поощрений,
таких, как денежные выплаты, статус,
повышение по службе, степень внутренней
заинтересованности самой работой.
В сущности, это отношение основано
на восприятии работником того, что
он дает (вклад) и получает (отдача),
по сравнению с тем, что соответственно
отдает и получает другой человек. Его
умозаключение может
Если
представление о собственном
отношении «вклад — отдача» не
соответствует представлению о
том же отношении у других, человек
будет прилагать все усилия, чтобы
восстановить справедливость. Эта «жажда»
восстановить справедливость используется
как объяснение трудовой мотивации.
Сила
такого рода мотивации находится
в прямой зависимости от ощущения
существующей несправедливости. Адамс
считает, что такая мотивация
выражается в нескольких формах. Для
восстановления справедливости человек
может изменить свой вклад или
получаемую отдачу, умышленно искажать
их, бросить работу, пытаться влиять
на других людей или изменить их.
Развитие и анализ теории