Рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:59, реферат

Описание работы

Рынок - это система эко¬номических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения и обмена товаров, а также движения денежных средств.
- это способ и определенная форма организации и функционирования экономических связей, хозяйственных субъектов, основанная на принципах свободной купли - продажи, обеспечивающих взаимодействие производства, распределения, обмена и потребления.

Содержание

1. Сущность, условия существования и функции рынка
2. Спрос
3. Предложение
4. Рыночное равновесие
5. Эластичность спроса и предложения
6. Регулирование цен государством
7. Деньги и их экономическая роль

Работа содержит 1 файл

Тема 3 РЫНОК.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

При изменении спроса происходит смещение «кривой спроса» относительно оси координат. Изменение величины спроса - это перемещение по кривой спроса.

На изменение величины спроса оказывает влияние только цена, на изменение спроса оказывает влияние неценовые факторы:

1. Денежные доходы населения;

2. Изменение цен на взаимодополняющие товары (такие пары товаров для которых рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой товар);

3. Изменение цен на  взаимозаменяемые товары (такие пары товаров для которых рост цены одного товара приводит к снижению спроса на другой товар);

4. Потребительские ожидания;

5. Изменение вкуса и предпочтения покупателей;

6. Реклама;

7. Число потребителей данного товара;

8. Налоги и дотации;

3. Предложение

Предложение - количество товаров, которое будет предложено производителем на рынке в течение определенного промежутка времени.

Величина/объем предложения – то количество товаров, которое готовы продать продавцы по каждой данной цене.

      P                                  

                                          S      

 

 

                        Кривая предложения.        Q                                                                                            

   

Кривая предложения - графическое выражение зависимости между ценой и количеством этого товара, которое производители хотят предложить по данной цене.

Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товаров.

 

 

 

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемых товаров называется - законом предложения.

Однако кроме цены существуют и другие неценовые факторы, оказывающие влияние на предложение:

1. изменение цен на другие товары

      увеличение цен на взаимодополняющие товары приводит к снижению предложения;

       рост цен на взаимозаменяемые товары приводит к увеличению предложения;

2. Изменение цен на ресурсы - приводит к снижению затрат, а следовательно снижение цены на продукцию, увеличение спроса и увеличение предложения.

3. Изменение технологий;

4. Изменение количества продавцов-производителей;

5. Изменение налоговой политики государства - увеличение налогов приводит к снижению предложения и наоборот;

6. Субсидии;

7. Потребительские ожидания;

8. Внешние/природные условия.

 

4. Рыночное равновесие.

Если государство не вмеши­вается в рыночный механизм, т.е. не вводит контроль за ценами, то спрос и предложение на конкурентном рынке придут в равнове­сие и установится рыночная цена товара и его общий объем произ­водства Рыночное равновесие - это ситуация на рынке, когда желание потребителей и производителей совпадает и при данной цене объем спроса равен объему предложения. Такая цена называется равновесной или рыночной.

Равновесное состояние рынка стабильным быть не мо­жет, так как ситуация постоянно меняется, вызывая колеба­ния спроса и предложения.

Избыток —  превышение   предложения  товара  над  его спросом. Рынок начинает затовариваться. Срочно принимаются меры, чтобы избавиться от излишков товара:

•  продавцы снижают цены;

•  производители сокращают производство.

Снижение цены на товар заставляет покупателей увеличи­вать спрос. Это будет продолжаться до тех пор, пока избыток не исчезнет и на рынке опять не восстановится равновесие.

Дефицит (величина избыточного спроса) — ситуация на рынке, при которой величина объема спроса превышает величину предложения.

 

5. Эластичность спроса и предложения

И в спросе, и в предложении существуют две переменные:

цена <=> спрос, предложение <=> цена.

Эластичность — это способность одной переменной изме­няться под влиянием изменения другой переменной.

Рассмотрим взаимоотношения спроса и цены.

Эластичность спроса относительно цены показывает, на сколько процентов изменяется спрос на определенный товар при изменении его цены на 1 %.

Ed = ΔQd / ΔPd,

где Ed  - эластичность спроса по цене;

ΔQd — процентное   изменение   количества   спрашиваемой продукции;

ΔPd — процентное изменение цены товара.

Это выражение можно записать иначе: Е d = (Q1 – Q0)/Q0 / (Р1 – P0)/P0,

где Е d — коэффициент эластичности;

      Q0 — спрос на товар до изменения цены;

      Q1 — спрос после изменения цены;

      P0 – прежняя цена;

      Р1 – новая цена.

Коэффициент эластичности спроса относительно цены всегда будет отрицательным, так как спрос и цена меняются в противоположных направлениях, поэтому он всегда рассматривается по модулю. Ценовая эластичность позволяет прогнозировать о воз­можных расходах потребителями своего дохода, отчего зави­сит ценовая тактика производителей.

Эластичность спроса на разные товары неодинакова. Если небольшое изменение в цене приводит к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то спрос на такие продукты называется эластичным (Е > 1).

Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то спрос на такие товары называют неэластичным (Е < 1).

Ситуация, когда цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент, называется спросом с единичной элас­тичностью.

В экономике крайне редко бывают случаи, когда измене­ние цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции. Такой спрос называется совер­шенно неэластичным.

Как  правило,  спрос  неэластичен  на товары  и  услуги, являющиеся жизненно необходимыми или не имеющие заменителей, или доля расхода потребителей на эти товары крайне незначительна. На товары, которые имеют заменители или являются предметом роскоши, — спрос эластичен.

Основные факторы эластичности спроса:

1.  Жизненная необходимость в данном товаре, т. е. это — предмет первой необходимости.  Если цены на основные предметы питания (хлеб, молоко, сахар, масло) повыси­лись, спрос среагирует на это очень слабо, сокращение его произойдет, но крайне ограниченно. Если цены повысились на предметы роскоши, может произойти резкое сокращение спроса на эти товары, так как без них (золотой цепочки, фарфора, картины) можно спокойно прожить. Изменение спроса  при  изменении  цены  на  более  дешевые  товары относительно эластично, так как они, как правило, имеют заменители. Спрос на дорогие товары более эластичен, чем на дешевые товары.

2.  Наличие товаров-заменителей (субститутов). Чем боль­ше близких субститутов (хлеб белый, черный), тем выше ценовая эластичность.

3.  Степень информированности потребителей. Чем лучше информация о ценах на товары и наличии их заменителей, тем спрос бывает более эластичным.

4.  Относительные затраты в расходах потребителей. До­ход имеет свои определенные ограничения. Чем больше доля затрат на определенный товар по отношению к существую­щему доходу, тем ниже спрос, но выше эластичность спроса на данный товар. Однако есть товары, на которые спрос неэластичен по отношению к доходу. Эти товары не имеют заменителей   и   являются   крайне   важными   для   жизни человека. Если возросли цены на соль, то спрос на нее оста­лся неизменным.

5. Временные рамки и эластичность. Временные рамки — это время, в пределах которого принимаются решения о покупке. По некоторым причинам в короткие промежутки времени спрос менее эластичен, чем в более длинные. Одна из причин подобного явления — это адаптация покупателей к данным ценам. В коротких промежутках времени спрос менее эластичен, так как покупатель должен приспособить­ся к изменению цены какого-либо товара. Иногда потреби­телю потребуется пересмотреть всю покупательскую «корзи­ну» по видам и количеству товара. Так, при повышении цен на бензин, люди будут пытаться сократить количество поез­док, это приведет к сокращению потребления бензина, но лишь незначительно. На длительном этапе люди будут ме­нять автомобили на более экономичные, шире использовать услуги городского транспорта, приблизят жилье к работе. Все это будет способствовать падению спроса на бензин в зна­чительно большем объеме, чем сразу после повышения цен.

Эластичность спроса по доходу  - это отношение процентного изменения количества спрашиваемой продукции к процентному изменению дохода:

Ei = ΔQd  /ΔI

где Ei  - эластичность спроса по доходу;

ΔQd  - процентное изменение количества спрашиваемого товара;

ΔI  -  процентное изменение доходов потребителей.

Факторы эластичности спроса по доходу:

- значимость того или иного товара для бюджета семьи (чем больше товар нужен семье, тем меньше его эластичность);

- является ли данный товар предметом роскоши или первой необходимости (у первой категории она выше);

- консерватизм спроса (при повышении дохода потребитель не сразу переключается на потребление более дорогих товаров).

 

Перекрестная эластичность спроса – (ПЭС) показывает изменение спроса на данный товар при изменении цен на другие това­ры (в % соотношении):

EXY = ΔQDX / ΔPY

где    EXY – коэффициент перекрестной эластичности товаров X и Y;

QDX – процентное изменение спроса на товар X;

ΔPY  - процентное изменение цены на товар Y.

Для анализа данного вида эластичности все товары де­лятся на три группы: товары-заменители, комплементарные (дополняющие) товары и независимые товары. Величина ПЭС может быть положительной, отрицатель­ной и нулевой.

Если два товара взаимозаменяемы и служат одинаковым целям, их ПЭС будет положительной.

Комплементарные товары — имеют отрицательную ПЭС. Увеличение цены на кофе снизит спрос на кофеварки.

Если два товара независимы друг от друга, то их ПЭС равна 0. Увеличение цен на капусту не скажется на спросе предполо­жим, на автомобили.

Перекрестная эластичность спроса используется при проведении антимонопольной политики государства

Эластичность предложения по цене - это показатель интенсивности реакции величины предложения в ответ на изменение цены, в процентном выражении:

ES = ΔQS / ΔP,

где    ES   - коэффициент эластичности предложения по цене;

ΔQS  -  процентное изменение количества предлагаемого на рынок товара;

ΔP -  процентное изменение цены товара.

Факторы эластичности предложения:

1. Технология;

2. Время;

3. Особенности самой производимой продукции.

Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм и  правительства.

В случае эластичного спроса большая часть налога выплачи­вается производителем, в случае неэластичного спроса — потреби­телем.

 

6. Регулирование цен государством.

Регулируемый рынок предполагает применение государст­венными органами юридических норм, определяющих поведе­ние участников рыночных сделок. Государство и право оказывают на рыночные связи внешнее по отношению к ним воздействие. Наряду с этим рыночные отношения развиваются на основе внутреннего регулирования, особо важную роль в котором играют деньги.

В условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение для всех хозяйствующих субъектов. Она является основным источником информации, необходимым для принятия хозяйственных решений. В силу этого, проблемы рыночного механизма формирования цен, сущность цен представляют большой практический интерес для всех  участников рынка.

Цена (price) – это денежное выражение стоимости товара и услуг.

Когда единица конкретного товара обменивается на определенное количество другого товара, это последнее становится товарной ценой данного товара.

К установлению цен имеется два подхода:

- рыночный (конъюнктура рынка);

- затратный/производственный (издержки производства).

Функции цены:

      учетная функция (отражает объективно необходимые затраты на выпуск и реализацию продукции);

      распределительная (перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, социальными группами населения; 

      балансирования спроса и предложения (осуществляет связь между производством и потреблением, предложением и спросом);

      стимулирующая (ускорение развития НТП, улучшение качества продукции, увеличение его выпуска).

На современном этапе в условиях смешанной экономики государство осуществляет регулирование цен с целью обеспечения социальной защиты определенных слоев населения. Регулирование цен государством осуществляется путем установления верхней и нижней границ цен.

Верхние границы цен (дороже продавать нельзя) занижены по сравнению с равновесной ценой с целью приостановления инфляции и восприятие снижению жизненного уровня населения. В этих условиях возникает дефицит данного товара и государство вынуждено прибегать к его нормированному распределению.

Нижние границы цен (дешевле продавать нельзя) завышены по сравнению с равновесной ценой и устанавливаются государством с целью увлечения доходов отдельных производителей.  Повышение цен стимулирует предложение, но одновременно снижает спрос, возникают излишки, которые вынуждены скупать государство.

 

7.  Деньги и их экономическая роль

Информация о работе Рынок