Рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:59, реферат

Описание работы

Рынок - это система эко¬номических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения и обмена товаров, а также движения денежных средств.
- это способ и определенная форма организации и функционирования экономических связей, хозяйственных субъектов, основанная на принципах свободной купли - продажи, обеспечивающих взаимодействие производства, распределения, обмена и потребления.

Содержание

1. Сущность, условия существования и функции рынка
2. Спрос
3. Предложение
4. Рыночное равновесие
5. Эластичность спроса и предложения
6. Регулирование цен государством
7. Деньги и их экономическая роль

Работа содержит 1 файл

Тема 3 РЫНОК.doc

— 244.50 Кб (Скачать)


12

 

ТЕМА 3.   РЫНОК

 

1. Сущность, условия существования и функции рынка

2. Спрос

3. Предложение

4. Рыночное равновесие

5. Эластичность спроса и предложения

6. Регулирование цен государством

7. Деньги и их экономическая роль

 

1. Сущность, условия существования и функции рынка

Рынок - это система эко­номических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения и обмена товаров, а также движения денежных средств.

- это способ и определенная форма организации и функционирования экономических связей, хозяйственных субъектов, основанная на принципах свободной купли - продажи, обеспечивающих взаимодействие производства, распределения, обмена и потребления.

Рынок как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия.

Субъекты рынка: продавцы; покупатели.

Объекты рынка: товар, деньги.

Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики). Он обслуживает производство, обмен, распределение и потребление:

- для производства рынок поставляет необходимые ресурсы, реализует его продукцию, и определяет спрос на нее.

- для распределения он является тем механизмом, определяющим размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке.

- для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг.

- для потребления рынок -  это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ.

Условия возникновения рынка:

1) Разделение труда и  специализация производства;

2) Самостоятельность и обособленность хозяйственных субъектов;

3) Свобода предпринимательства.

Основы рынка:

1.    Частная собственность

2.    Экономическая свобода

3.    Свободная конкуренция

Главные движущие силы рынка:

1.    Для потребителя - максимальность полезности при минимальных затратах.

2.    Для производителей - максимальная прибыль при минимальных затратах.

Функции современного рынка:

1. Посредническая функция - состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей продуктов, предоставляя им возможность общаться друг с другом в условиях свободной купли-продажи товаров, сво­бодных цен, свободной игры спроса и предложения.

2. Ценообразуюшая функция - возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благо­даря конкуренции. В результате стихийного взаимодействия этих рыночных сил и складываются цены – главные экономические показатели значимости товаров и услуг.

3. Информирующая функция – через сложившиеся цены сообщает предпринимателям о текущем состоянии экономики, о насыщенности рынка товарами, об изменении предпочтений потребителей.

4. Регулирующая функция – выражается в том, что из менее выгодных отраслей с понижен­ными ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные сферы бизнеса с повышенными ценами (недо­производство). В результате в первых отраслях производство (и предложение продукции) сокращается, а во вторых - растёт.

5. Стимулирующая функция - также осуществляется с по­мощью рыночных цен. В данном случае через них стимулируется хозяйственная эффективность. Цены "вознаграждают" дополнитель­ной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потре­бителям и лучшего качества, кто совершенствует своё производство, увеличивает его производительность, снижает издержки.

6. Оздоравливающая (санирую­щая) функция - выглядит жёсткой, но экономически оправданной. Рынок здесь "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей, не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства, завышают цены и плохо управляют бизнесом, терпят поражение в конкурентной борьбе и "наказываются" банк­ротством.

Экономическая теория различает совершенный и несовершенный рынок.

Совершенный рынок - предполагает множество производителей одного и того же товара с приблизительно одинаковым объемом производства, при этом ни один производитель не может повлиять на сложившуюся цену товара.

Если производитель увеличивает цену товара, то он теряет покупателей. Для того, чтобы рынок был совершенным необходимо соблюдение следующих условий.

1.      Полная информированность покупателей о ценах на товары и их наличии на различных участках рынка.

2.      Покупатели и продавцы должны действовать из складывающихся цен не совершая сделок по инерции или из верности старым партнерам.

Несовершенный рынок - существует тогда, когда на поведение покупателей оказывают влияние не ценовые факторы: приверженность покупателя к продавцу, воздействие рекламы, недостаточная информированность покупателей и др.

Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от раз­вития всех его составляющих.

Виды рынков и их структура: 

- по пространственному признаку - рынок местный, нацио­нальный и международный;

- по формам собственности -  частный, кооперативный, государ­ственный рынок;

- по объектам рыночного обмена - товарный (средств производ­ства, труда, товаров и услуг, ноу-хау) и денежный (денежный, ценных бумаг и валютный);

- по организации рыночного обмена - оптовый (биржа, государ­ственные закупки), розничный, экспортный, импортный;

- по видам конкуренции - рынок совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции.

Инфраструктура рынка – это совокупность организационно-правовых и экономических отношений, обеспечивающих взаимодействие между субъектами рынка, представляющая собой систему организаций, обслуживающих потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы.

Элементами инфраструктуры являются:

      кредитная система (банки, страховые компании);

      система страхования;

      общественные и государственные фонды активизации деловой активности;

      налоговая система и налоговые инспекции;

      биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные);

      небиржевое посредничество (аукционы, ярмарки);

      торговые палаты, другие общественные и добровольные объединения дело­вых кругов;

      коммерческо-выставочные комплексы;

      специальные рекламные агентства, информационные агентства, СМИ;

      информационные технологии и средства деловой коммуникации;

      консультационные (консалтинговые) компании;

      аудиторские (проверка бухгалтерской отчетности) компании;

      таможенная система;

      система высшего и среднего образования, профессионального образования;

      система регулирования занятости (биржа труда, служба занятости);

      профсоюзы;

      специальные зоны свободного предпринимательства и т.д.

Рыночный механизм несовершенен и имеет как преимущества, так и недостатки.

Преимущества  рыночной системы:

1) конкурентный рынок способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы, т. е. объективно формирует струк­туру производства;

2) рынок стимулирует НТП и тем самым способствует ресурсосбережению в обществе;

3) рынок направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества, т. е. создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность;

4) рынок работает на принципах саморегуляции, на сопостав­лении экономических интересов и таким образом стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности.

Недостатки рыночной системы:

1) рыночный механизм не гарантирует решение таких социально-экономических проблем  (безработица, инфляция, экология, право, экономическая безопасность, развитие фундаментальной науки);

2) рынок распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к неравенству в распределении доходов, к возникно­вению проблем бедности и богатства, социального неравенства, социальной напряженности;

3) конкурентный рынок порождает тенденцию к монополиза­ции производства, поскольку необходимость защиты от конку­рентов приводит к сговорам и слияниям; технический прогресс вызывает необходимость концентрации и накопления капитала; новейшая технология требует крупного капитала, крупных рынков, комплексного, централизованного и интегрированного рынка,  богатых и надежных источников сырья. Все это приводит к концентрации экономической власти, а это и есть монополизация;

4) рыночный механизм способствует циклическому развитию, в основе которого лежит необходимость обновления капитала;

5) рынок не решает проблему внешних издержек (внешних эффектов), т. е. издержек, не отраженных в ценах рынка, и они ложатся на плечи общества;

6) рынок не может решить все региональные проблемы, связанные прежде всего с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов.

В настоящее время существует регулируемый рынок, который характеризуется следующими чертами.

                       Наличие в экономике разнообразных форм собственности и свободной конкуренции.

                       Отсутствие монополизма и присутствие на рынке достаточного количества производителей однотипной продукции.

                       Свобода:

- выбора партнера по хозяйственным связям;

- купли – продажи;

- в ценообразовании

- доступа всех субъектов рынка к информации о его состоянии.

                       Самостоятельность:

- в изменении условий производства его технологии и перемещении капитала

- в распоряжении частью доходов.

 

2. Спрос

Спрос - это желание покупателя купить конкретный товар или услугу по определенной цене в определенный период времени, подкрепленное способностью и готовностью оплатить покупку.

Величина спроса - максимальное количество блага, которое покупатель готов приобрести за определенную цену.

Обратная  зависимость между ценой и величиной спроса называется – законом спроса.

       P (цена)                  Кривая спроса.

                                                                                       D (demand) – Спрос;  

                      P0                   D                                                        P (price) – Цена товара                                        

                                                                                                                                                        Q (quantity) – Количество товаров

                                                                          Q

                                           Q0                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Нисходящий наклон кривой спроса объясняется следующими эффектами:

1) эффектом дохода, который означает, что по мере снижения  цены происходит фактические повышение его покупательной способности и при прочих равных условиях человек может приобрести большее количество благ;

2) эффектом замещения, который связан с рациональным поведением потребителя, при прочих равных условиях увеличение цены приводит к переключению потребителя на более дешевые товары, которыми заменяется подорожавший товар.

Исключением быть поведение более состоятельных людей, для которых престижность вступает в противоречие с рациональным поведением потребителя.

В экономике часто проявляется парадокс Гиффена, т. е. ситу­ация, при которой повышение цены на определенный товар вызывает увеличение спроса на него, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения. Парадокс Гриффена проявляется в отношении низшей категории, спрос на которые находится в обратной зависимости от уровня дохода покупателя. Как правило, на этот товар приходится значительная часть бюджета семьи. Пример. Бедная семья, где все доходы идут на питание, а хлеб — воскресное угощение. В остальные дни недели эта семья довольствуется более дешевой пищей (овсяной кашей). Рост цены на овсянку заставит семью отка­заться от хлеба. Парадокс Гиффена заключается в том, что рост цены на овсянку заставляет семью не сокращать, а увеличить ее потребление.

Информация о работе Рынок