Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:56, реферат
Земельный рынок - это часть системы земельных от¬ношений, регуляторами которой являются право собственно¬сти (владение, пользование, распоряжение), возможность пе¬редачи этого права (аренда, продажа, залог и так далее), кон¬куренция (свободный выбор участка), денежная оценка и сво¬бодно складывающие цены на землю.
Существование и развитие рынка земли вообще и сельскохозяйственного в частности невозможно без земельной ренты. Земля должна приносить доход, чтобы можно было экономически реализовать ту или иную форму собственности на землю. Напомним еще раз высказывание К. Маркса, что, с одной стороны, собственность на землю остается "юридической фикцией", если она не приобретает форму ее экономической реализации, то есть если не используется в производстве или не приносит доход (ренту) собственнику, а, с другой стороны, собственность действительно выступает как производственное отношение, если осуществляется ее экономическая реализация .
В данном определении
земельный собственник
Чистый финансовый результат сельскохозяйственных товаропроизводителей в 1995-1999 годах (по всем видам деятельности) в расчете на один гектар сельскохозяйственных угодий без дотаций - отрицательный, а с их учетом - очень
незначительный.
При столь низкой
доходности получение рентного дохода
становится проблематичным, а вместе с
ним и реализация земельной собственности.
При отрицательной земельной
ренте возникает вопрос о целесообразности
рынка земли. С одной стороны, кому
нужна покупка или аренда земли для сельскохозяйственной
деятельности при низкой доходности от
этой деятельности? С другой стороны, надежды
арендодателя на получение рентного дохода
остаются призрачными. При таких обстоятельствах
земельная собственность экономически
не реализуется, отпадает граница для
приложения капитала к земле. Это
означает, что землевладелец должен сам
вкладывать капитал, заниматься производством
сельскохозяйственного продукта. Аренда
у формального собственника земли, в свою
очередь, вселяет у предпринимателя неуверенность
в стабильности условий хозяйствования,
особенно связанных с инвестициями и с
поддержанием плодородия почв. Неустойчивое
положение землевладельца, как и арендатора,
побуждает первого устанавливать короткие
сроки аренды (обычно не более пяти лет),
что также не способствует росту эффективности
землепользования.
Таблица 3
Финансовые результаты сельхозпредприятий в 1995-1999 годах (по всем видам деятельности)
Показатель | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 |
Площади С/Х угодий предприятий на конец года,млн.Га | 171,2 | 169,6 | 165,8 | 163,5 | 161,8 |
Чистый финансовый результат без дотаций и компенсаций в расчете на 1 Га с/х угодий,руб | -35,2 | -190,8 | -242,8 | -284,5 | -6,2 |
То же с учетом дотаций и компенсаций в расчете на 1 Га с/х угодий,руб | 8,5 | -137,0 | -184,6 | -225,8 | 36,7 |
Только тогда, когда сельхозпроизводители начнут работать рентабельно, получая прибыль хотя бы на уровне промышленных предприятий, сельскохозяйственные угодья получат адекватную экономическую оценку, заработают такие механизмы, как институт банкротства и ипотека, появятся стимулы перераспределения земель в пользу наиболее эффективных собственников и хозяйствующих субъектов на земле.
Формирование и развитие рентных отношений невозможно не только без получения рентных доходов, но и выделения их, то есть конкретной, самостоятельной формы выражения и движения ренты.
В централизованной экономике принципы распределения прибыли совхозов и доходов колхозов вели к изъятию почти всего прибавочного продукта и поступлению его в "общий котел" государства без разделения на части.
Путем присвоения всей прибыли, включая дифференциальную, государство реализовало себя экономически в качестве собственника и хозяина земельных угодий. Как хозяин оно присваивало продукт, включая нормальную прибыль, а как землевладелец - первую форму дифференциальной добавочной прибыли. Но даже в командной экономике при существовании частичной монополии совхозов и колхозов на землю как объект хозяйства существовала необходимость выделения рентного дохода из всего дохода хозяйства, так как только при этом условии можно было добиться; 1) рационального использования земли; 2) выравнивания экономических условий хозяйствования социалистических предприятий на разнокачественных землях .
В современном российском сельском хозяйстве произошла денационализация земли и монополия как собственности так хозяйствования перешла к отдельным лицам. Теперь, чтобы экономически реализовалась монополия частной собственности на землю, необходимо получить абсолютную ренту, а для реализации монополии на землю как объект хозяйства сельхозпроизводителям нужно извлечь дифференциальную добавочную прибыль. Образование той и другой в количественном выражении зависит прежде всего от складывающейся системы цен на продукцию сельского хозяйства. При нынешней системе цен, как было уже показано, земельная рента выплачиваться не может.
В настоящее
время возобладала точка
Кроме того, если
в обществе значительная часть земель
сельскохозяйственного
Это отношение следует считать отношением второго уровня (перераспределения). Отношение первого уровня -между землевладельцем и арендатором по поводу производства вторым и получения первым фиксированного добавочного дохода, собственно ренты, которая принимает форму арендной платы, если собственник земли и арендатор выступают в разных лицах. Если же земельный собственник сам хозяйствует на земле, то рентное отношение все равно возникает, в присвоении добавочного дохода экономически реализуется частная собственность на землю.
Сегодня в нашем обществе плательщиками налога являются субъекты, имеющие земельные участки в собственности - это крестьянские (фермерские) хозяйства, и в пользовании сельскохозяйственные предприятия, получившие землю для производственной деятельности от собственников земельных долей.
В этих условиях
землепользование всех лиц должно быть
оформлено специальным
В определенной
мере земельный налог можно
Внося плату за каждый гектар сельскохозяйственных угодий, субъект, использующий землю, видит, что это - налог на природный ресурс определенной производительности. И поскольку плата за ресурс, во-первых, имеет самостоятельную форму выражения (определенная сумма денег), во-вторых, фиксирована на ряд лет (не менее чем на пятилетний срок), собственник земли оказывается экономически заинтересованным в лучшем использовании этого ресурса.
Выплачивая в
течение ряда лет одну и ту же
величину налога, сельхозпроизводитель
- землевладелец оказывается
Определенный экономический стимул - "кнут" - создается и для землевладельцев, у которых возникают трудности с выплатой земельного налога. Они будут вынуждены либо улучшать хозяйствование, либо отказаться от земли в пользу более рационального собственника, либо искать арендатора, способного хозяина, либо отдать землю в залог. Во всех случаях форма земельного налога экономически побуждает земельного собственника эффективно распорядиться землей. Полагаю, что земельный собственник, сам хозяйствующий на земле, и "чистый" собственник земельного участка в смысле выплаты земельного налога равнообязаны.
Разумеется, собственник земли и хозяйствующий субъект, представленный в одном лице непосредственно заинтересован в рациональном использовании своего земельного участка. "Чистый" землевладелец заинтересован в бережном отношении к земле, повышении плодородия, рациональном использовании собственного участка земли опосредованно, через арендатора.
Считается, что
рента не выполняет никакой
Естественно, возникает вопрос: можно ли земельный налог "нагрузить" еще и стимулирующей функцией?
Вопрос о том, как экономически побудить тех, кто хозяйствует на земле, бережно к ней относиться, в развитых странах стоит не так остро, хотя и там проблема эрозии почв существует. К примеру, в США около половины сельхозугодий в той или иной мере эродированы, Но там сегодня действует хорошо отлаженная система стимулирования, включающая многие другие рычаги. В России с ее огромными различиями в условиях ведения сельскохозяйственного производства, своими традициями в качестве одного из инструментов стимулирования эффективного использования земли следует применять земельный налог.
Считаю,что налог на землю как стимул рационального использования сельхозугодий не сможет сыграть свою роль, если он будет чрезмерным, равно как и низким, он должен быть оптимальным.
Вопрос о величине поземельного налога упирается, во-первых, в проблему соотношения налога и земельной ренты, во-вторых, в проблему ценообразования на продукцию сельского хозяйства.
Что касается проблемы соотношения, то важно определить, какую долю ренты следует изымать в форме налога? Мнения экономистов на этот счет разные. Одни считают, что изыматься должна вся сумма ренты, другие же, напротив, считают, что часть ренты нужно оставлять в распоряжении коллективов предприятий для стимулирования более рационального использования земельных и других ресурсов и в особенности для интенсификации производства.
Источником всех форм ренты, как известно, является добавочная прибыль, и проблема ее получения упирается в проблему ценообразования на продукцию сельского хозяйства. Возможны два варианта решения проблемы: первый -определять добавочную прибыль на основе расчетных цен, кадастровой оценки земли, которая отражает затраты на производство продукции в худших условиях. Второй вариант - исчисление ренты по фактически сложившимся закупочным ценам на продукцию. Считается, что второй вариант представляется неприемлемым, так как: 1) закупочные цены нестабильны, 2) они чаще всего не отражают всех составляющих затрат на производство и реализацию.