Рынок труда в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 06:19, курсовая работа

Описание работы

Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно - управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг. Это ведущий отряд национальной рабочей силы, охватывающий в западных странах от 40 до 50 % занятых в народном хозяйстве.

Содержание

РОЛЬ РЫНКА ТРУДА 2

СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА 3

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА 5

ОРГАНИЗАЦИОННО- ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА 6

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА, ПРОФСОЮЗОВ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ТРУДЯЩИХСЯ 9

МЕРОПРИЯТИЯ, ПРЕДПРИНИМАЕМЫЕ НА РЫНКЕ ТРУДА. 12

АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЫНКА ТРУДА 14

РЫНОК ТРУДА В РОССИИ. 17

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА И УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ 20

ПРОБЛЕМА ПОДБОРА РАБОЧИХ КАДРОВ 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

Работа содержит 1 файл

План.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

Черезвычайно  благоприятно на рынке труда сказывается  развитие другого важного процесса - увеличение предприятий с коллективной формой собственности. В США, к примеру, в конце 80-х годов на таких предприятиях, в материальном производстве и услугах было занято 8-10% трудящихся. Практика показывает, что предприятия с коллективной формой собственности имеют выше среднеотраслевых показатели качества продукции и производительности труда. Рабочие и служащие с большим воодушевлением участвуют в совершенствовании производства и, вместе с тем, в случае необходимости, легче соглашаются на компромиссы в области зарплаты и временного увеличения длительности рабочей недели. Подобные производственные коллективы успешнее участвуют в конкурентной борьбе и устойчивее в периоды конъюнктурных рыночных колебаний. Внимательнее и гуманнее решаются проблемы переквалификации, повышения профессионального уровня, сокращения штатов. С целью социальной защиты рабочих и служащих создаются дополнительные цеха, конкурентоспособные дочерние предприятия.

Для современного интеллектуального рынка труда  не характерно авантюрно - эксплуатационное минутно - потребительское отношение  к человеку, его возможностям, как  совершенно не оправдавшее себя на практике. В масштабе экономики господствует многократно проверенный международной практикой, поощряемый во всех странах передовыми процветающими корпорациями принцип: «прежде чем с человека спрашивать, ему многое нужно дать». И потому современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институт семьи.

ОРГАНИЗАЦИОННО- ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА

Рынок труда  является органической частью экономики  и как 6ы вмонтирован в нее. Он функционирует силами управлений и отделов кадров, учебных и исследовательских центров, а также социальных служб корпораций аналогичных подразделений государственных учреждений, некоммерческих организаций и т. д. Его важными звеньями являются региональные и местные службы министерств труда, осуществляющие профессиональное обучение, трудоустройство и материальную поддержку в первую очередь лиц, нуждающихся в особой социальной опеке - безработных, инвалидов, иммигрантов, неустроенной молодежи.

Государственная политика рынка труда в западных странах исходит из того, что активная жизненная позиция, стремление к развитию и самоутверждению, присущая корпорации, предприятию и любому трудящемуся, возникает не под влиянием директивных указаний со стороны и не под давлением каких-то внешних сил. Напротив, подобные устремления зарождаются не только как следствие внутренних побуждений и реализуются путем самостоятельных решений и действий. Для этого необходима конкурентная среда и наличие для всех примерно равных возможностей достижения наилучших результатов. Задача государства состоит в обеспечении наиболее благоприятных экономических, в т. ч. налоговых, социальных и культурных возможностей развития страны. Эффективность подобной концепции подтверждает опыт развития западного общества 70-80-х годов. Государство ни при каких обстоятельствах не выступает давящей директивной силой, наделившей само себя монопольными правами регулировщика рынка труда. Опыт развития западной цивилизации показывает, что подобная ситуация неминуемо приводит к исчезновению эволюционных потенций в обществе и его деградации.

В настоящее  время расширенному воспроизводству  и развитию высококачественных трудовых ресурсов в той или иной степени  служат так или иначе практически  все, включая оборону, материальные и духовные активы страны .

О жизненной  важности рынка труда для современного общества свидетельствуют масштабы текущих государственных затрат на его развитие. Только на реализацию социальных программ в рамках рынка  труда во многих западных странах ежегодно выделяются средства в объеме 2-3% валового национального продукта.

Рынок труда  финансируется государством через  министерство труда по трем самостоятельным  направлениям - трудоустройство ищущих работу, обучение пользующимся спросом  специальностям необходимой квалификации; профессиональная реабилитация и обеспечение работой лиц, требующих особого социального внимания (люди с ограниченной трудоспособностью, инвалиды, иммигранты, молодежь без полного школьного образования и специальности и т. д.).

Финансирование  программ политики рынка трудав1991 г.

(в % к валовому  национальному продукту)

В США только официально свыше 50% федерального бюджета  и около 63% бюджета штатов и округов  расходуются непосредственно в  интересах населения, покрывая расходы, связанные с развитием образования и здравоохранения, улучшения жилищно-бытовых условий, защитой потребительских прав, финансированием программ рынка труда, пенсионным вспомоществованием и т. д.

Расходы на развитие трудовых ресурсов, поступающие из государственного бюджета, непосредственно от фирм, корпораций и отдельных предпринимателей, не облагаются налогами, не имеют особых экономических, производственных оценок и не ставят трудящихся в связи с этим в юридическую или фактическую зависимость от предпринимателей, государства, общества в целом. Ни государство, ни частный капитал не предъявляют в какой бы то ни было форме трудящимся счета за вложенные ими в трудовые ресурсы средства, не требуют их компенсации. Осуществляется, таким образом своего рода безвозмездное субсидирование, и что еще важнее, фактическое развитие и подготовка к использованию рабочей силы как элемента национальных производительных сил будущими покупателями ее рабочего времени. Ни капитал, ни государство при этом не являются ни изначальными владельцами трудовых ресурсов, ни полными или частичными собственниками созданного ими по существу товарного потенциала рынка труда. Не ставится никаких политических условий, закрепляющих подготовленную рабочую силу за национальным рынком труда. Она имеет практически неограниченные возможности международного трудоустройства в интересах наилучшей для себя реализации профессиональных знаний, ибо национальный рынок труда является неотделимой частью мирового рынка и подчиняется общим законам международного разделения труда.

На практике трудящиеся индустриально развитых стран не так уж часто работают за рубежом. Но официальное наличие  такой возможности оказывает  громадное психологическое воздействие  на общественное сознание. Ощущение гражданской  и профессиональной свободы активизирует общий трудовой потенциал нации и заставляет работодателей и правительство внимательнее, заботливее относиться к отечественным трудовым ресурсам.

Трудящийся, лишенный собственности на свою рабочую силу и возможности распоряжаться  своим профессиональным потенциалом, во многом теряет интерес к труду, сохранению и развитию качеств труженика, созидателя и перестает стремиться к их лучшему использованию. Ослабевают нравственные, духовные связи со сферой труда и обществом, исчезает интерес к благополучию и развитию предприятий, национальной экономики страны. А это как бумеранг бьет в итоге по материальному благосостоянию населения и приостанавливает его духовный и культурный рост.

Масштабы и  интенсивность расходов на развитие и профессиональную подготовку трудовых ресурсов непрерывно нарастают и определяются уровнем поставленных перед обществом текущих и долговременных задач в этом отношении. Важно, что застрельщиком подобных программ выступают, как правило, ведущие корпорации страны.

Прямое субсидирование воспитания и культурного развития трудящихся, наряду с вознаграждением за труд, имеет целью формирование трудовых ресурсов творческого типа и осуществляется в общей сложности на протяжении по сути дела всей жизни человека в следующих направлениях:

1. Дошкольное, школьное  воспитание и обучение, среднее  специальное, высшее и научное  образование (примерно 80-90% за счет  государства, частного капитала  и общественных организаций).

2. Заработная  плата (соответствующая уровню  образования и квалификации, полновременная минимальная выше прожиточного минимума).

3. Субсидирование  «пожизненно» подготовки и переподготовки (в среднем на 90% за счет государства  и частного капитала).

4. Пособия по  безработице и различные виды  социального вспомоществования  (минимум - обеспечение текущих жизненных расходов; максимальная длительность - бессрочное вспомоществование; на 75-80% за счет государства и частного капитала).

5. Пенсионное  обеспечение (при отсутствии трудового  стажа - государственное всеобщее; при наличие его не менее 15 лет -двойное или тройное выше официального прожиточного минимума; на 90-100% за счет государства и частного капитала).

6. Финансирование  на восстановление и укрепление  здоровья и культурное развитие (на 70-80% за счет государства, частного  капитала и общественных организаций).

Зарплата, как  мы видим, составляет небольшую «оперативную»  часть всех сумм, которые идут на возмещение жизненных расходов и  развитие трудовых ресурсов и всего  населения. И все же именно она  является главным инструментом, регулирующим движение и развитие рынка труда в профессиональном, отраслевом и региональном аспектах. Однако заработная плата в полной мере определяет трудовую мотивацию населения и формирует основу его социальной защиты только в том случае, когда она выплачивается в свободно конвертируемой валюте н благодаря этому обеспечивает во всех регионах страны и других странах примерно равный, выше прожиточного минимума, уровень жизни, который дает безусловную возможность общекультурного развития населения.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА, ПРОФСОЮЗОВ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ТРУДЯЩИХСЯ

Как свидетельствует  опыт практически всех капиталистических  стран, высшим и наиболее эффективным  организационным принципом рынка  труда оказывается сотрудничество между предпринимателями, профсоюзами и государством. Положения и условия договорных отношений закрепляются в трудовых и общих законодательных решениях, изменяемых и совершенствуемых по мере развития экономики и демократизации общества. Подобное сотрудничество является результатом сложившегося общественного сознания компромиссного типа, принимающего как наиболее целесообразную формулу поиска решения переговоры, нахождение взаимоприемлемых условий, учет интересов всех без исключения общественно-политических и экономических сил страны.

Одним из крупнейших проявлений консенсуса в отношениях между трудом и капиталом в современную эпоху явилась организация так называемого пожизненного найма работников в Японии, инициатором которого были крупнейшие корпорации, осуществляющие интенсивное научно-техническое развитие экономики. Целью подобной политики, которая особенно активно проводилась в жизнь в 6О - 70 -х годах, являлось удержание во что бы то ни стало на производстве высококвалифицированной талантливой молодежи на протяжении всей ее профессиональной жизни в условиях ее дефицита на рынке труда. Несмотря на то, что практика пожизненного найма никогда обычно не охватывает более половины персонала, не имеет законодательных основ и не получает, как правило, договорного оформления, она отличается исключительной прочностью принятых обеими сторонами обязательств и устойчивыми лояльными отношениями.

Гарантии пожизненной  занятости и роста заработной платы по мере возрастания стажа  работы не следует рассматривать  как подачку за какую-то особую преданность  администрации. Подобная политика проводится по отношению к персоналу, творческий энтузиазм и высококвалифицированный труд которого определяет, в сущности, процветание корпораций и определил в 6О - 70 -х, а затем и в 80-х годах исключительный по мощи научно-технический рывок экономики в Японии. По мере наполнения рынка труда Японии в 80-х годах высококвалифицированными кадрами и исчезновения их острого дефицита, целесообразность широкого применения практики пожизненного найма стала снижаться, хотя в известных пределах ее ценность до сих пор сохраняется.

Трудовой договор, заключенный между работодателем  и наемным работником, а также  существующее законодательство выражают и защищают интересы обеих сторон, определяя оптимальные производственные условия трудовой деятельности, время, функции и интенсивность работы. Обе стороны обычно бывают единодушны в необходимости выполнения следующих основных условий кадровой политики:

- соответствие  численности персонала и отдельных  его категорий технико-экономическим  нормам и организационным структурам предприятий и учреждений;

- привлечение  кадров только в случае их  квалификационного и общеобразовательного  соответствия технологии материального  производства и услуг;

- максимально  плотная, в пределах оптимального  режима, загрузка всех работников предприятий и учреждений в течение рабочего дня и недели с возможной универсализацией с этой целью труда лиц среднетехнического и более низкого уровня подготовки;

- соблюдение  техники безопасности, экологической  защиты и оптимальных эргономических требований, обеспечивающих высокоэффективный труд и сбережение трудовых ресурсов;

- осуществление  переподготовки и переквалификации  кадров согласно требованиям  непрерывно развивающегося производства.

С помощью коллективных договоров профсоюзы проводят свою политику в отношении финансирования страховых фондов, размеров и длительности выплаты пособий по безработице и т. д., но редко выдвигают требования, которые могут подорвать положение предприятия, корпорации, отрасли, а следовательно в конечном итоге, и трудящихся. Заключаемые между предприятиями и профсоюзами на одном из трех уровней - национальном, отраслевом или фирменном - сроком на 1-2 года коллективные договора являются весьма эффективной формой производственно - трудовых отношений, обеспечивающих участие трудящихся в развитии экономики и предотвращающих, как правило, возникновение трудовых конфликтов и стачечной борьбы.

Информация о работе Рынок труда в России