Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 06:44, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - дать представление о рынке труда как динамической системе, превоосновой которой выступают отношения спроса и предложения, распределения рабочей силы и обмена ее на реальную зарплату; раскрыть механизм ее действия и факторы, влияющие на спрос и предложение рабочей силы.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Сущность и особенности рынка труда, производительность труда и заработная плата……………………………………………………………………..5
1.1 Сущность и особенности рынка труда…………………………………...5
1.2. Клaссификaция pынков тpyдa……………………………………………8
2. Современное состояние рынка труда в России…………………………….11
2.1. Цели и задачи политики занятости……………………………………..12
2.2. Рынок труда России в условиях мирового экономического
кризиса............................................................................................................14
3. Оценка сложившейся ситуации на рынке труда в результате экономического кризиса………………………………………………………….26
Заключение.………………………………………………………………………29
Приложения……………………………………………………………………….31
Библиография…….……………………………………………………………….34
Opгaнuзoвaнный pынoк тpyдa — выcшaя cтeпeнь paзвитocти pынкa тpyдa — пpeдпoлaraeт, вo-пepвыx, paзвитyю инфpacтpyктypy, включaющyю кoмплeкc opгaнизaций и yчpeждeний, oбecпeчивaющиx фyнкциoниpoвaниe pынкa тpyдa; a вo-втopыx, тecнoe взaимoдeйcтвиe пoлитики зaнятocти c дpyгими нaпpaвлeниями coциaльнo-экoнoмичecкoй и тexничecкoй пoлитики (нayчнo-тexничecкaя пoлитикa, пoлитикa cтpyктypныx измeнeний в экoнoмикe, в oблacти oбpaзoвaния, пeнcиoннoгo oбecпeчeния, ceмeйнaя пoлитикa и дp.).
Teнeвoй (нepeгyлupyeмый) pынoк тpyдa включaeт в ceбя нepeгyлиpyeмыe фopмы зaнятocти, пpoявляющиecя в yклoнeнии oт нaлoгoв и cтaтиcтичecкoгo yчeтa, нecoблюдeнии тpyдoвoгo зaкoнoдaтeльcтвa и ycлoвий кoллeктивныx дoгoвopoв и включaющиe caмыe paзнooбpaзныe виды тpyдoвoй дeятeльнocти: нeлeгaльный тpyд нa пpeдпpиятияx, paбoтa пo coвмecтитeльcтвy, пoдpяды, нaдoмничecтвo, кooпepaтивы и т.д., нo тoлькo в тoм cлyчae, кoгдa oни нe кoнтpoлиpyютcя гоcyдapcтвeнными opгaнaми и пpoфcoюзaми.
7. B зaвиcимocти oт пoлитики зaнятocти, пpoвoдимoй в paзличныx cтpaнax, мoжнo гoвopить o двyx ocнoвныx мoдeляx pынкa тpyдa пo кpuтepuю мoдeлupoвaнuя cpeды — внeшнeм и внyтpeннeм. Cлaгaeмыми фopмиpoвaния мoдeли pынкa тpyдa являютcя cиcтeмы пpoфпoдгoтoвки, мeтoды пoвышeния пpoфeccиoнaльнoгo и квaлификaциoннoгo ypoвня, пpaктикa пpoдвижeния paбoтникoв и зaпoлнeния вaкaнтныx paбoчиx мecт, ocoбeннocти peгyлиpoвaния кaдpoвoй пoлитики opгaнизaций нa ocнoвe кoллeктивныx дoгoвopoв. Kaждoй мoдeли pынкa тpyдa cooтвeтcтвyют и cвoи cиcтeмы пpoизвoдcтвeнныx oтнoшeний.
8. Дpyгим вaжным видoм cтpyктypизaции pынкa тpyдa являeтcя cтpyктypизaция пo дeмoгpaфuчecкuм npuзнaкaм oтдeльныx кaтeгopий и гpyпп тpyдocпocoбнoгo нaceлeния.
Пo дeмoгpaфичecким пpизнaкaм paзличaютcя pынки тpyдa мoлoдeжи, жeнщин, инвaлидoв, пoжилыx тpyдящиxcя, oтличaющиecя paзличнoй cтeпeнью мoбильнocти paбoчeй cилы, ypoвнeм тpyдocпocoбнocти и aктивнocти нa pынкe тpyдa и дpyгими xapaктepиcтикaми.
9. Пo пpoфeccuoнaльным пpuзнaкaм мoжнo выдeлить: pынoк тpyдa инжeнepoв, pынoк тpyдa yчeныx, pынoк тpyдa yчитeлeй, pынoк тpyдa вpaчeй и т.д. Ha пpoфeccиoнaльныx pынкax тpyдa paбoтникoв oбъeдиняют пpoфeccиoнaльныe интepecы, выxoдящиe зa paмки пpeдпpиятий, гдe oни зaняты.
Формирование в России рынка труда диктует необходимость разработки политики занятости, учитывающей специфику переходной экономики, национальные особенности, менталитет населения. Это не исключает использование некоторых принципов и подходов, характерных для стратегий занятости в странах с рыночным хозяйством, что, однако, возможно лишь при условии их адаптации к российским реалиям.
Пpoблeмa зaнятocти нaceлeния являeтcя oднoй из вaжнeйшиx coциaльнo-экoнoмичecкиx пpoблeм. Зaнятocть нepaзpывнo cвязaнa кaк c людьми и иx тpyдoвoй дeятeльнocтью, тaк и c пpoизвoдcтвoм, pacпpeдeлeниeм, пpиcвoeниeм и пoтpeблeниeм мaтepиaльныx блaг. B cилy этoгo кaтeгopия зaнятocти пpeдcтaвляeт coбoй вceoбщyю экoнoмичecкyю кaтегopию, xapaктepнyю для вcex oбщecтвeннo-экoнoмичecкиx фopмaций. Xapaктepиcтики зaнятocти, иcпoльзoвaния тpyдoвoгo пoтeнциaлa oбщecтвa пpeдcтaвляют нe тoлькo экoнoмичecкий интepec, oни являютcя и ocнoвными пoкaзaтeлями, oтpaжaющими пoлитикy гocyдapcтвa в cфepe тpyдa, oтнoшeниe к чeлoвeкy и кaк к глaвнoй пpoизвoдитeльнoй cилe oбщecтвa, и кaк к личнocти.
Зaнятocть — этo oбщecтвeннo-экoнoмичecкиe oтнoшeния, в кoтopыe вcтyпaют мeждy coбoй люди пo пoвoдy yчacтия в oбщecтвeннo пoлeзнoм тpyдe нeзaвиcимo oт мecтa нaxoждeния paбoчeгo мecтa. Coциaльнo-экoнoмичecкaя cyщнocть зaнятocти мoжeт быть oтpaжeнa в тpex acпeктax: вo-пepвыx, c тoчки зpeния ocyщecтвлeния пpaвa кaждoгo чeлoвeкa нa тpyд; вo-втopыx, c тoчки зpeния paциoнaльнoгo и эффeктивнoгo иcпoльзoвaния coвoкyпнoгo тpyдoвoгo пoтeнциaпa oбщecтвa в цe-лoм и кaждoгo тpyдocпocoбнoгo чeлoвeкa в oтдeльнocти; в-тpeтьиx, c тoчки зpeния peaльнoй включeннocти paзличныx coциaльныx, дeмoгpaфичecкиx, пpoфeccиoнaльныx и дpyгиx гpyпп в oбщecтвeнный тpyд.
B cooтвeтcтвии c дeйcтвyющим в Poccии зaкoнoдaтeльcтвoм пoд зaнятocтью пoнимaeтcя дeятeльнocть гpaждaн, cвязaннaя c yдoвлeтвopeниeм личныx и oбщecтвeнныx пoтpeбнocтeй, нe пpoтивopeчaщaя зaкoнo-дaтeльcтвy и пpинocящaя, кaк пpaвилo, им зapaбoтoк (тpyдoвoй дoxoд).
Coглacнo зaкoнoдaтeльcтвy ceйчac к зaнятoмy нaceлeнию нapядy co вceми paбoтaющими пo нaймy, yчaщимиcя, вoeннocлyжaщими oтнece-ны тaкжe гpaждaнe, caмocтoятeльнo oбecпeчивaющиe ceбя paбoтoй, и гpaждaнe, зaнимaющиecя пpeдпpинимaтeльcкoй дeятeльнocтью.
K нeзaнятoмy нaceлeнuю oтнocятcя двe гpyппы гpaждaн:
1) дoбpoвoльнo нeзaнятыe гpaждaнe, живyщиe нa cpeдcтвa oднoгo из cyпpyгoв, poдитeлeй и дp.;
2) вынyждeнно нe зaнятыe rpaждaнe, кoтopыe, в cвoю oчepeдь, пoдpaздeляютcя нa: a) ищyщиx paбoтy caмocтoятeльнo; б) ищyщиx paбoтy c пoмoщью cлyжб зaнятocти; в) бeзpaбoтныx гpaждaн, имeющиx oфициaльный cтaтyc и пoлyчaющиx пocoбиe пo бeзpaбoтицe.
Политику занятости нельзя сводить лишь к помощи безработным, как это наблюдается сегодня в России, где все разговоры вертятся вокруг адаптации к рынку традиционных контингентов риска, испытывающих трудности в процессе поиска работы или находящихся под прямой угрозой высвобождения. Теоретической базой для столь упрощенного взгляда является, видимо, вульгарная трактовка пространства рынка труда как сферы, охватывающей исключительно безработных и вакансии, а не всю совокупность отношений в области занятости.
Документ, подготовленный Международным центром экономического роста, ставит в один ряд с сокращением безработицы следующие стратегические цели политики занятости:
более полное использование недоиспользуемой рабочей силы;
создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости;
инвестирование в человеческий капитал в целях увеличения индивидуальной производительности в сочетании с адаптированием технологических процессов к возможностям работников;
стимулирование механизмов адаптации к требованиям рынка (прежде всего содействие развитию производственной и социальной инфраструктур).
Политика занятости призвана задействовать весь круг факторов, определяющих успех трудовой деятельности человека, критериями которого служат обычно размер заработков, стабильность занятости, продвижение по службе и т.д. Некоторые из этих факторов зависят от свойств и установок самого человека, другие находятся вне его. К первым относятся качественные параметры рабочей силы (уровень образования и профессиональной подготовки, состояние здоровья, наличие позитивной трудовой мотивации), ко вторым - состояние экономической конъюнктуры, прежде всего структура и динамика рабочих мест.
В поле зрения политики занятости попала задача улучшения структуры рабочих мест. Разрабатываются программы, направленные на оптимальное использование потенциала работников. Основой таких программ в западноевропейских странах является индивидуальный подход к каждому занятому в фирме, предоставление возможностей повышения квалификации на рабочем месте по индивидуальному плану и консультирование по вопросам карьеры.
Улучшение качества рабочих мест с точки зрения перспективы профессионального роста, оплаты труда и обогащения его содержания - ключевая проблема, стоящая перед политикой занятости.
По качеству подготовки кадров по ряду профессий и специальностей (теоретическая физика, математика и др.) Россия до недавнего времени занимала одно из ведущих мест в мире. Однако быстрое снижение заработной платы и падение престижа большого количества профессий и специальностей, требующих труда высокого качества, приводит сегодня к тому, что страна теряет накопленный человеческий капитал.
Сегодня политика занятости в России направлена на помощь традиционным группам риска и лицам, которым грозит высвобождение с промышленных предприятий. Проблемы же наиболее ценной с точки зрения долговременной экономической отдачи части трудового потенциала остаются нерешенными. Тем временем обесценение и растрата человеческого капитала набирают силу в результате перехода квалифицированных работников на лучше оплачиваемую, но не требующую навыков и знаний работу, а также за счет “утечки мозгов”. Этот процесс усугубляется тем, что молодежь все чаще отдает предпочтение не получению образования и приобретению квалифицированных профессий, а примитивным видам занятий, быстро приносящих значительные доходы.
Деградация структуры занятости и оскудение человеческого капитала является не менее важной проблемой, чем угроза массового всплеска открытой безработицы.
2.2. Рынок труда в России в условиях мирового экономического кризиса.
Мировой экономический кризис больно ударил по российскому рынку труда. Последствия данного кризиса эпохи глобализации начинают ощущать на себе всё больше и больше людей в России и за рубежом. Неизбежными следствиями мирового экономического кризиса стали:
ухудшение структуры массового спроса и потребления
сокращение спроса на товары и услуги
свёртывание производства соответствующих товаров и услуг
сокращение персонала на предприятиях
повышения уровня безработицы
Как мировой экономический кризис повлиял на российский рынок труда? Каковы масштабы безработицы в России в условиях кризиса? Какие отрасли экономики России больше всего пострадали от кризиса? Какие антикризисные меры принимает правительство РФ в сфере занятости и социальной защиты населения? Какие прогнозы занятости и безработицы в России на 2009 год?
Основная цель и задача настоящего доклада – ответить на все вышеперечисленные вопросы. Приступим…
Занятость и безработица в РФ в I квартале 2009 года.
Росстат подвёл итоги очередного квартального обследования населения по проблемам занятости (по итогам опроса населения по состоянию на третью неделю февраля). По статистическим данным Росстата, численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2009г. составила 74,8 млн. человек , или 53% от общей численности населения страны (142 млн. человек). В численности экономически активного населения 67,7 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 7,1 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). В феврале 2009 года численность экономические активного населения была ниже, чем в ноябре 2008 г., на 1,1 млн. человек, или на 1,5%. Данное сокрашение полностью определяется уменьшением численности занятого населения. Численность безработных в начале 2009 года было выше на 1,8 млн. человек (на 1/3 выше), чем в ноябре 2008 года и феврале 2008 года, согласно методологии МОТ.
Уровень безработицы в феврале 2009 года составил 9,5% и был на 2,5-2,4% процентного пункта выше, чем в ноябре 2008 г. и феврале 2008 года. В 1998 году следствием финансового кризиса впервые стало существенное сокращение занятости, уровень безработицы по МОТ в целом в стране вырос с 9 до 13%. Необходимо отметить, что за годы десятилетнего экономического роста существенно изменилась структура занятости. По оценкам Института народно хозяйственного прогонозирования РАН к середине 2009 года число безработных вырастет на 270-340 тыс. человек , большая часть увольнений коснётся офисных работников и чиновников. Только при длительной рецессии можно ожидать худшего – роста уровня безработицы до 13%, как это было в период финансового кризиса 1998 года. Численность безработных и уровень безработицы в феврале 2009г. были в среднем на треть ниже, чем в феврале 1999г., когда было отмечено их максимальное значение. Численность занятого населения в феврале 2009г. снизилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 2,9 млн. человек, или на 4,2%, по сравнению с февралем 2008г. - на 1,8 млн. человек, или на 2,6%. Как видно на графике, максимальный уровень безработицы (МОТ) наблюдался в II квартале 1999 г. – 14,6%. Затем уровень безработицы постепенно снижался и V квартале 2008 года достиг своёй минимальной отметки в 5,4%. II квартал 2009 года – 9,5%.
Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет в феврале 2009г. составил 60,5% против 63,1% в ноябре 2008г. и 62,1% в феврале 2008 года. По данным обследования населения по проблемам занятости в феврале 2009г., в численности безработных, по методологии МОТ, 725 тыс. человек (10%) составляли граждане, которым не может быть присвоен статус безработного в органах службы занятости населения. Среди них 315 тыс. человек (43%) - лица старше или моложе трудоспособного возраста, 281 тыс. человек (39%) - студенты и учащиеся в трудоспособном возрасте очных образовательных учреждений и 129 тыс. человек (18%) - пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. Все эти категории в обследуемый период занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ. В феврале 2009г. общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в 3,2 раза (в ноябре 2008г. - в 3,6 раза).
Безработица по субъектам Российской Федерации. Самый низкий уровень безработицы, по методологии МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе.
Последствия мирового экономического кризиса.
На начальных этапах мировой финансовый кризис породил острую нехватку наличности, что начало тормозить производство. Это обстоятельство, в свою очередь, создало благоприятствующие условия утечке капиталов из регионов с низким или переходным уровнем экономического развития, куда они прежде в массовом порядке притекали, привлечённые дешевизной рабочей силы. Так, по прогнозу Минэкономразвития в 2009 году чистый отток капитала составит рекордную цифру – 90 млрд. долларов. Вследствие массового оттока капитала из страны происходит свёртывание реального производства. Свёртывание производства, в конце концов, приводит к массовым увольнениям и безработице.
Кризис также обуславливает падение спроса на многие товары (определённые виды сельскохозяйственной продукции, металлургическое и химическое сырье и полуфабрикаты, углеводородное топливо и т.д.). Это влечёт за собой как сокращение закупок соответствующей продукции, так и заметное снижение цен на неё. Всё это негативно сказывается на объёмах производства, на бюджетах, а, следовательно, на уровне занятости. Кризис существенно сократил потребность в рабочей силе. Oн стал барьером на пути иммигрантов – гораздо более эффективный, чем все прежние законодательные и административные меры. К примеру, единственным источником выживания большинства семей в Таджикистане являются денежные переводы от мигрантов, которые работают в России. В условиях кризиса Россия заявила о сокращении рабочих мест для иностранцев. Таким образом, и Таджикистан испытывает на себе последствия кризиса эпохи глобализации. По мнение некоторых политологов, если кризис затянется, в Таджикистан вернётся около половины находящихся в трудовой миграции в России граждан страны. Это грозит серьёзными социальными, экономическими и политическими проблемами для Таджикистана. Вернёмся в Россию. В первую очередь российская экономика испытывает острый дефицит ликвидности. Спрос на товары (пока преимущественно длительного пользования) падает. Некоторые жизненно важные отрасли промышленного производства уже ощутили болезненные последствия трудностей со сбытом. С нарастающими проблемами сталкивается сфера услуг. Повсеместно начались увольнения, хотя ещё не массовые, но, бесспорно, заметные. Широкое распространение получило сокращение заработной платы. На первых порах наибольшие потери несёт так называемый средний класс, прежде всего банковские и конторские служащие. Но не за горами то время, когда всю тяжесть кризисного развития почувствуют на себе и «синие воротнички» - многочисленный индустриальный пролетариат. «Финансовая подушка» России (огромные финансовые накопления и резервы) смягчает некоторые отрицательные проявления кризиса, но резервы не бесконечны. Некоторые русские экономисты и политики до наступления кризиса отмечали, что Россия является своеобразным островком или «тихой гаванью», и мировой кризис не затронет нашу страну. Россия является чем угодно, только не «тихой гаванью». Россия страна, куда в период экономического бума ринулись портфельные инвесторы и откуда они побежали с наступлением кризиса. Хвастаясь досрочным сокращением государственного долга, наши власти допустили громадное увеличение корпоративных заимствований за рубежом. В итоге, когда начался кризис, возник резкий дефицит ликвидности. Кризис – троекратное снижение цен на нефть. Россия под двойным ударом – ведь доходы от нефти и газа составляют 40% её бюджета. Массированные вливания денег в экономику – быстрое таяние накоплений. За какие-то несколько недель золотовалютные резервы уменьшились на 100 млрд. долларов.
Информация о работе Рынок труда. Состояние его в современной России