Рынок труда Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Рабочая сила как совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата. Понятие "рынок труда" К. Маркс относил к сфере обращения, так как в период монополистического капитализма удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей и спроса на условие труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные действия не несущих обязательства сторон, условие обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества. С развитием капитализма, переходом его в монополистическую стадию усложнялись экономические связи и экономические отношения, перетерпел существенные изменения и рынок рабочей силы. Рабочее движение привело к расширению понятий "условий найма".

Содержание

1. РЫНОК ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.2 РЫНКИ ТРУДА РАЗВИТЫХ И МЕНЕЕ РАЗВИТЫХ СТРАН
1.3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА ЛЕБЯЖИНСКОГО РАЙОНА
2.1 МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
2.2 СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА ЛЕБЯЖИНСКОГО РАЙОНА И ДИНАМИКА ЕГО ОСНОВНЫХ ИНДИКАТОРОВ
2.3 ФАКТОРЫ И ПРИЧИНЫ ДИСБАЛАНСА НА РЫНКЕ ТРУДА ЛЕБЯЖИНСКОГО РАЙОНА
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЛЕБЯЖИНСКОГО РАЙОНА
3.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.2 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ

Работа содержит 1 файл

2.2 нужное.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

     В отраслевом аспекте общая занятость  снизилась во всех отраслях экономики, но преобладающими являются промышленность, строительство и сельское хозяйство. За последнее пятилетие среднегодовые темпы снижения общей численности занятых в отраслях экономики составили 3,7%.

     Относительно  молодежной безработицы складывается тенденция снижения удельного веса молодежи в общей численности  обратившихся в службу занятости  по вопросам трудоустройства в 1998г. обратились 40,7% незанятых в возрасте 16-29 лет, что ниже аналогичных показателей предыдущих периодов - 46,4% в 1996г. и 43,8% - в 1997г.

     Общественными прогнозами, обусловившими безработицу  и ее устойчивый рост, являются:

     экономический кризис, вызвавший сокращение и закрытие производства;

     несоответствующие прежней квалификации рабочей силы основным требованиям.

     Все это имеет свое отражение в  становлении республиканского рынка  труда, который формируется на данном моменте.

     Формирование  рынка труда сегодня происходит в условиях дальнейшего углубления кризисных явлений в различных сферах общественной деятельности, продолжающегося спада производства. И как результат этого - снижение жизненного уровня народа. Как показывает анализ, большинство предприятий и организаций вынуждены полностью или частично останавливаться, что приводит к высвобождению работников, росту скрытой и явной безработицы, обострению проблемы трудоустройства во всех городах и областях республики.

     Большую помощь в становлении рынка труда  в 1993-1994 годах оказали приватизационные проекты. Перестройка существующих структур бывшего государственного сектора сопровождалась развитием малого и среднего бизнеса, появлением холдингов, корпораций и компаний, нуждающихся в квалифицированных кадрах определенных профессий. Эти факторы оказали существенное положительное воздействие на рынок труда. Вместе с тем, при увеличении потребности негосударственных структур в кадрах резерв труда за этот период практически не уменьшился из-за структурного несоответствия спроса на рабочую силу и ее предложения. Так, на рынке труда возник дефицит в экономистах, программистах, специалистах, владеющих иностранными языками, юристах и т.п. В то же время образовался огромный избыток станочников, строительных рабочих, управленцев низшего звена, проектировщиков и других категорий работников традиционных специальностей. Одновременно значительно замедлилось движение общей массы безработных в сторону сокращения ее численности в течение 6-8 месяцев, что на республиканском рынке труда привело к превышению предложения над спросом.

     Формирование  рынка труда протекает крайне неравномерно не только в профессионально-квалификационном, по также в региональном и отраслевом аспектах. Так, соотношение спроса и  предложения рабочей силы значительно различаются как между отдельными экономическими районами, так и в пределах одного региона. В областях Центрального и Северного Казахстана (Карагандинский и Павлодар - Экибастузский промышленные районы) спрос на рабочую силу в 2-2,5 раза превышает ее предложение. В отдельные периоды в центры занятости малых и средних городов Карагандинской области обращались не более один - два человека в месяц. В Западном Казахстане, напротив, не было свободных рабочих мест для шести тысяч безработных. Особенно велика разница между наличием свободных рабочих мест и предложением рабочей силы в Алматинской, Атырауской, Кзыл-Ординской, Семипалатинской, Таддыкор-ганской, Южно-Казахстанской областях, где на одно свободное место приходилось от 3 до 10 безработных.

     В числе отмеченных выше кризисных и структурных факторов, которое обострили ситуацию на рынке труда, следует указать спад производства, прежде всего в отраслях ВПК, химической промышленности и строительства (до 40-50%) снижение инвестиционной активности и ужесточение мер финансово-кредитной политики. Все это в совокупности с изменением государственной политики занятости в сторону преимущественно пассивных мер, не оказывающих существенного влияния на смягчение конъюнктуры на рынке труда, привело к свертыванию производства и значительному росту безработицы. Пассивность государства в сочетании с острой недостаточностью финансового обеспечения программ помощи по безработице привела к утрате доверия к государственным структурам рынка труда, а именно к центрам занятости.

     Кроме того люди не желают обращаться в государственные центры занятости. Центры занятости (биржи труда) - организации, специализирующиеся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли - продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, центры занятости позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. При существовании системы страхования от безработицы центры занятости выполняют также функции контроля за установлением права на получение пособия по безработице и за его уплатой.

     Центры  занятости кроме трудоустройства  безработных, обычно оказывает услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение  рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий (в основном это делают модельные центры занятости в Шымкенте и Таразе). В компетенцию центров занятости также относятся профессиональная ориентация молодежи, направление молодых людей на курсы для приобретения профессии.

     Важное  место занимает организация переобучения и трудоустройство инвалидов. Направления  центров занятости не обязательны  для предприятий, могущих отказать в приеме на работу. С другой стороны  отказ безработного от направления  на работу, как правило, влечет потерю права на пособие по безработице. Деятельность центров занятости получили международно-правовую регламентацию в ряде конвенций МОТ.

     На  основе зарубежного опыта, а также  на основе проблем занятости в  настоящее время составим прогноз  развития социально-экономической модели занятости в Казахстане, ее эффективности. Для этого в начале нужно будет более подробно изучить перспективы и пути реализации данной модели в жизнь. Базируясь на результатах данного исследования можно будет уже говорить об эффективности моделирования социально-экономических процессов в условиях переходной экономики. Малые и средние предприятия, говорят голландцы, - это "грядки для развития местного предпринимательства, это инструмент создания конкурентной атмосферы, это противовес сильным, хорошо укрепленным интересам монополистов". Мы также можем сказать, что появление малых и средних предприятий обусловлено также еще одной потребностью - создать возможность для новых рабочих мест.

     В бывшем Союзе 95% рабочих мест в Казахстане обеспечивало государство. Само собой разумеется, что с переходом на рыночные отношения, вызвавшие структурные изменения, его роль как главного работодателя стала ограничиваться. Рабочие места создаются сейчас в частном секторе, и это делает его основным в управлении социально-экономическими изменениями сегодня и в перспективе.

     Предпринимательство в Казахстане формируется в сложных  и не всегда благоприятных социально-экономических  и политических условиях транзитного  периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и снижения жизненного уровня. Целый ряд трудностей объективного и субъективного характера препятствуют его динамичному развитию.

     Как отметил Президент Республики Казахстан  Н.А. Назарбаев в своей долгосрочной стратегии "Казахстан - 2030" одним из долгосрочных приоритетов является экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций. Главной целью здесь ставится привлечение большого потока зарубежных инвестиций в экономику страны для становления сильной национальной экономики. В основном финансовые средства будут вначале направляться в те отрасли экономики, которые производят экспортную продукцию. Это дает возможность стране вернуть долги, а также аккумулировать капитал для развития внутри страны высокотехнического производства. Многие предприятия будут производить высокотехнологические товары народного потребления и многие другие виды продукции, пользующиеся высоким спросом на мировом рынке благодаря своей низкой цене и отличному качеству. Однако в этой долгосрочной стратегии мало уделяется внимание развитию малого и среднего предпринимательства. Ему придается роль одного из главных инструментов борьбы с безработицей на 1998-2000 годы. Стратегия борьбы с бедностью и безработицей в эти годы будет основываться на:

     внедрении системы микрокредитов;

     развитии  малого и среднего бизнеса;

     приоритетном  развитии трудоемких отраслей и активном привлечении в них иностранных  инвестиций и национального капитала;

     жестком подходе к проблемам занятости  при договорах и контрактах” бюджетных документах;

     развитии  общественных работ, прежде всего строительства  дорог и лесопосадок;

     снятии  всех ненужных административных барьеров на пути развития частного предпринимательства;

     энергичном  развитии сферы услуг и особенно туризма.

     Сейчас, прежде всего, необходимо четкое определение  критериев малых и средних  предприятий роли и места их в  народнохозяйственном комплексе, в  реализации социально-экономических  государственных программ. Наиболее правомерной является оценка малого и среднего бизнеса по численности работающих: 1-10 человек - мини-предприятия 10-100 - малые предприятия, 100-500 человек - средние предприятия. Их развитие позволит, с одной стороны, постепенно наращивать объемы производства, с другой - обеспечить занятость населения.

     Для финансирования негосударственного сектора  кроме бюджетных средств можно  использовать часть зарубежных кредитов и займов, которые бы пошли на организацию мобильных производственных объектов малого и среднего бизнеса.

Информация о работе Рынок труда Республики Казахстан