Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 12:22, курсовая работа
Рабочая сила как совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата. Понятие "рынок труда" К. Маркс относил к сфере обращения, так как в период монополистического капитализма удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей и спроса на условие труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные действия не несущих обязательства сторон, условие обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества. С развитием капитализма, переходом его в монополистическую стадию усложнялись экономические связи и экономические отношения, перетерпел существенные изменения и рынок рабочей силы. Рабочее движение привело к расширению понятий "условий найма".
1. РЫНОК ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.2 РЫНКИ ТРУДА РАЗВИТЫХ И МЕНЕЕ РАЗВИТЫХ СТРАН
1.3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА ЛЕБЯЖИНСКОГО РАЙОНА
2.1 МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
2.2 СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА ЛЕБЯЖИНСКОГО РАЙОНА И ДИНАМИКА ЕГО ОСНОВНЫХ ИНДИКАТОРОВ
2.3 ФАКТОРЫ И ПРИЧИНЫ ДИСБАЛАНСА НА РЫНКЕ ТРУДА ЛЕБЯЖИНСКОГО РАЙОНА
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЛЕБЯЖИНСКОГО РАЙОНА
3.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.2 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ
Система
социальной защиты населения от безработицы
в менее развитых странах во многом
определяется источниками и размерами
ее финансирования. Масштабы социальной
защиты безработных в развивающихся странах
СНГ приведены в таблице 1.1
Таблица 1.1 - социальная защита безработных на регистрируемом рынке труда стран СНГ в марте 2006 г
Страна | Численность незанятых граждан, состоящих на учете в службах занятости в поисках работы | Численность безработных, получающих пособие по безработице | Доля численности безработных, получающих пособие по безработице (%) |
Азербайджан | 56,4 | 2,4 | 4,3 |
Армения | 107,5 | 6,7 | 7,4 |
Беларусь | 72,8 | 42,4 | 58,3 |
Казахстан | 111,2 | - | - |
Кыргызстан | 103,6 | 12,8 | 17,7 |
Молдова | 27,2 | 1,7 | 6,4 |
Россия | 2122,7 | 1635,8 | 85,9 |
Таджикистан | 75,8 | 2,8 | 6,1 |
Украина | 937,6 | 649,0 | 71,0 |
Приведенные данные показывают, что созданные в странах СНГ институты в сфере труда имеют разные параметры социального охвата безработных. Аналогичная ситуация имеет место и в других регионах мира.
Каждое государство, исходя из собственного и международного опыта, определяет стратегию и тактику решения проблем занятости и социальной защиты населения, совершенствуя при этом методы регулирования рынка труда. Так Казахстан, развивая политику активной занятости работников, усилил позиции стимулирующие самозанятость населения, что позволило пособие по безработице заменить социальным пособием - материальной помощью малоимущим слоям населения.
Вместе
с тем, в настоящее время идет
процесс активизации
Характерной
особенностью современной внешней
трудовой миграции является наряду с
ускоренными темпами роста
Во многих странах использование дешевого низкоквалифицированного труда иностранцев получил широкое распространение. Мировой опыт показывает, что, как правило, иммигранты выполняют работу именно в тех секторах, которые испытывают нехватку рабочей силы и куда отказываются идти работать местные жители. Например в Бельгии иммигранты составляют половину всех горняков, в Швейцарии и во Франции соответственно 40 и 25% заняты в строительстве. В ФРГ на тяжелых, часто опасных работах заняты около 40% иммигрантов, причем 60% из них низкой квалификации. В то же время технический прогресс и экономическая глобализация породили новый спрос на кадры и рабочую силу во многих регионах мира, и чаще всего этот спрос удовлетворяется трудящимися - мигрантами.
Прогнозы старения и сокращения населения в большинстве развитых стран и, как следствие, изменение пропорций между его трудоспособной и нетрудоспособной частями на рубеже тысячелетий уже становятся очевидными фактами. Так, согласно прогнозам ООН, развитым странам для сохранения в 2050 г. экономически активного населения на уровне 2000 г., в частности ЕС, предстоит ежегодно принимать 1,4 млн. иностранцев, а для снижения соотношения между экономически активной и неактивной частями населения - 12,7 млн. человек. Американский фонд политики трудоустройства (EPF) прогнозирует уход 61 млн. американцев на пенсию в течение 30 лет, а спрос на рынке труда превысит предложение уже 2013 г.
Мировая
практика показывает существенное воздействие
международной миграции и на страны-экспортеры.
В большинстве своем
К одному из плюсов страны-экспортера следует отнести и то, что, отправляясь за границу, работник, получает новые профессиональные навыки, знакомится с передовой организацией труда, т.е. можно сказать получает бесплатное обучение, значимость которого значительно возрастает, если он по возвращении стремится использовать полученные знания на деле. Вместе с тем, наряду с плюсами для отдающей страны, огромный минус заключается в определении "утечка умов". Этот термин означает, прежде всего, потерю квалифицированных, порой интеллектуально развитых, прежде всего молодых, работоспособных, инициативных кадров столь необходимых национальной экономике, которые чаще всего безвозвратно потеряны для страны.
Огромные масштабы международной миграции обусловили ее особенность - все большее активное вмешательство государства в этот процесс, в аспекте его регулирования. Рабочая сила низкой квалификации, как правило, массовая и менее организованная, требует своего упорядочения через коллективные договоры по целевому назначению на уровне правительств. Позиция развитых стран по отношению к миграции работников низкой квалификации остается жесткой. Эта категория может попасть в западные страны только в рамках двухсторонних межгосударственных соглашений или же по специальным программам по найму. Так в США и Канаде, например, существуют специальные программы по привлечению, в том числе сезонных, низко квалифицированных работников-иммигрантов в такие отрасли как строительство, сельское хозяйство и др. Европейские эксперты прогнозируют, что работники самой высокой квалификации будут наиболее мобильной частью рабочей силы. В условиях глобализации политика развитых стран в отношении привлечения квалифицированных специалистов становится все более избирательной. В таких странах как Австралия, Канада, Новая Зеландия уже давно практикуется так называемая рейтинговая система приема, согласно которой отбираются на постоянное место жительства только высококвалифицированные экономически востребованные иммигранты, набравшие соответствующие баллы. В Великобритании и Франции действует ускоренная процедура выдачи разрешений на работу только для специалистов самой высокой квалификации. В период 1998 по 2006 гг. во многих европейских странах были приняты новые законы по урегулированию международной миграции, исходя из общности и остроты иммиграционных проблем в странах Запада. Очевидно, что процесс трудовой международной миграции будет развиваться по нарастающей линии, и очень важно, чтобы это развитие происходило в цивилизованных формах, на основе международных норм права и межгосударственных соглашений.
Мировая
экономика характеризуется
В настоящее время на рынках труда мира, особенно в менее развитых странах накоплен потенциал негативных тенденций. Наиболее общим для рынков труда является отсутствие равновесия спроса и предложения. Во всех регионах мира предложение рабочей силы значительно превышает потребность в ней. Сложившийся дисбаланс в определенной мере вызывается тем, что во многих странах действуют малоэффективные, а то и вовсе отсутствуют действенные механизмы государственного и социального регулирования его параметров.
Относительно
стабильное состояние республиканской
сферы труда и занятости
Свой вклад вносит становление республиканского рынка труда, его включение в общеэкономическую конъюнктуру, выявившее мощные слои псевдозанятости, накопившейся за десятилетия искусственного поддержания полной занятости. Экономический спад и структурный кризис последних лет обусловили выброс избыточной массы трудовых ресурсов из сферы производства, что имело одним из последствий реального рынка труда со всеми его количественными параметрами и качественными характеристиками.
Основными
причинами торможения формирования
социально-экономической модели занятости
являются усиление безработицы, а также
трудности становления
Острой проблемой социальной значимости в республике является безработица и параллельный дефицит квалифицированной рабочей силы, мобильной к изменившимся требованиям и условиям рынка. Основной причиной, породившей масштабную и прогрессирующую безработицу, стала трансформация при рынке труда, замена традиционного дефицита рабочей силы в условиях плановой экономики на безработицу в условиях стихийного рынка.
В анализе динамики показателей, характеризующих состояние занятости населения, выделяются 2 этапа развития безработицы в Казахстане
1 этап - незначительное увеличение (даже без учета разрезов скрытой безработицы) уровня общей безработицы;
2
этап - постепенное увеличение
В республике наряду с общим сокращением численности трудовых ресурсов за последние пять лет произошел значительный отраслевой переток рабочей силы из производственной сферы в непроизводственную, сократилась доля занятости в государственном секторе экономики и увеличилось в негосударственной: АО, СП, малом и среднем бизнесе, крестьянских хозяйств, частных предпринимательств.
Высокими сохраняются масштабы скрытой безработицы: в состоянии практической безработицы показаны формально числившиеся на предприятиях 300-350 тыс. человек, из которых 60-70% уходит в вынужденные отпуска, а остальные были заняты неполную рабочую неделю. Уровень скрытой безработицы в целом по республике варьировал в пределах 4,5-5,5% от экономически активного населения.
Напряженное положение на рынке труда в региональном разрезе с превышением среднереспубликанского показателя безработицы сложилось в бывшей Жезказганской области, где число безработных возросло в 3,7 раза, Мангистауской - в три раза, в Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Западно-Казахстанской и Атырауской - более, чем в 2,5 раза. В г. Алматы количество незанятых возросло в четыре раза. Особо сложное положение в течение года на рынке труда сохранялось в сельской местности - 44% сельских безработных от общей численности и их увеличение по сравнению с прошлым годом 1,8 раза. Рынок труда в некоторых регионах характеризуется несбалансированностью, например, в Южном Казахстане, имея долгую традицию избытка рабочей силы, внутри региона в некоторых промышленных городах ощущается постоянный недостаток.
В анализе скрытой безработицы наибольшие показатели наблюдаются в Северо-Казахстанской области - 8% от экономически активного населения, бывшей Талдыкорганской - 6,5%, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Актюбинской, бывшей Жезказганской и Костанайской областях - свыше 5%.