Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 15:06, курсовая работа
Рынок труда имеет свои отличительные черты. На нем присутствуют всевозможные профсоюзы, без которых невозможен спроса и предложение. Фактором производства на рынке труда является труд, который является в свою очередь функцией жизнедеятельности человека. Что же продается и покупается на этом рынке? Конечно же труд. Труд относится к трем основным факторам производства, благодаря которым и создается богатство народа: труд, земля и капитал. С древнейших времен труд человека являлся очень важным аспектом в любой деятельности, в частности хозяйственной. Труд определяется как универсальный фактор производства.
Введение.
Глава I. Сущность рынка труда, его типология и структура.
1. Эволюция понятия «рынок труда»
2. Рынок труда и заработная плата
3. Особенности функционирования рынка труда
4. Главные компоненты рынка труда и их взаимодействие
5. Современные модели рынка труда
Глава II. Рынок труда в Казахстане.
1. Характеристика рынка труда
2. Особенности рынка труда и форм собственности
3. Преимущества и недостатки рынка труда
4. Инфраструктура рынка труда.
Для внешнего рынка труда характерны открытость и доступность. Заполнение рабочих мест происходит с помощью набора основной массы рабочей, то есть, их не особо волнует диплом, сертификат учебных заведений, находящиеся вне их контроля. На самом же предприятии основной формой подготовки остается ученичество. Нанимаются работники на предприятие индивидуально. Но все же здесь государство влияет через законодательство. Работодатель должен соблюдать законы «О занятости населения», «О минимальной заработной плате», «Об охране труда», так же и работник должен соблюдать вышеперечисленные законы. Размер заработной платы устанавливается во время переговоров, заключения контракта и согласования интересов сторон.
А вот внутренний рынок труда характерен закрытостью и слабой конкуренцией. Движение рабочей силы существует по большему счету в рамках фирмы, то есть переход рабочей силы с одного рабочего места на другое, повышение квалификации. Нанимается основная масса работников при помощи коллективных переговоров после окончания срока действия предыдущего договора. После согласования, решения спорных вопросов заключается договор. Договор должен учитывать предусматриваемые законом нормы. Подготовка персонала проходит внутри предприятия и, конечно же, преследует цели только конкретного предприятия. Внутрифирменные рынки обособлены друг от друга. На них влияет характер производства и внутренний распорядок работы. Именно поэтому кадры любой фирмы обладают незначительной конкурентоспособностью на внешнем рынке. Этот вид рынка решает следующие задачи:
Глава II. Рынок труда в Казахстане.
Особенностями
рынка труда Казахстана являются:
Во первых, рынок труда в Казахстане
– это всеобщая форма согласования
спроса субъектов собственности на средства
производства, на рабочие кадры, которые
обладают правом распоряжения своими
способностями к труду и рабочее место;
Во-вторых, рынок труда в стране так же
является стихийным регулятором территориально-отраслевого
распределения работников.
Данное понятие в стране применимо лишь
для ограниченной части отношений найма,
складывающихся в негосударственных секторах
экономики. Отношения найма связаны
с конкурентностью и между производственными
единицами и социальными сферами занятости
за лучших специалистов в условиях развития
товарно-денежных отношений., т.е. работник
может свободно выбирать работу, условия
ее оплаты, продолжительность рабочего
времени исходя из личной выгоды.
Рынок труда является не главным, а дополняющим элементом механизма воспроизводства. Он призван обеспечить гибкость механизма рабочей силы между секторами экономики в соответствии с конъюнктурой потребительского спроса, противодействовать монополии производства и жесткой диктации условий оплаты труда на госпредприятиях.
Признание существования рабочей силы в Казахстане не является само по себе достаточным основанием для утверждения о превращении рабочей силы в товар. Кроме личной свободы человека и распоряжения своей собственностью к труду, должно присутствовать отделение от средств производства и заинтересованность владельца этих средств в их использовании. Положение работника в государстве, при арендной и акционерной формах хозяйствования, индивидуальной трудовой деятельности содержит предпосылки для нетоварного характера отношений по поводу использования рабочей силы.
Рынок
труда ускоряет и улучшает процесс согласования
коллективных и общенародных интересов
при размещении труда, придает гибкость
процессу подготовки и распределения
рабочих, способствует повышению эффективности
за счет правильного размещения работников
по отраслям и сферам производства. Так
же, рынок труда является связующим звеном
между ее подготовкой и использованием.
Именно благодаря рынку происходит правильный
выбор профессий в соответствии с желаниями
и способностями.
Рынок труда является так же рыночным
рычагом регулирования индивидуальных
доходов, то есть он приближает их к необходимому
уровню, при этом учитывая квалификации
работников и востребованность профессии.
Главным
условием рынка труда служит организация
грамотного и глубокого изучения и анализа
спроса на рабочую силу, а так же предложение
рабочих мест со стороны государственных
и частных предприятий, соблюдение спроса
населения на определенные специальности.
Для регулирования рынка труда в Казахстане
необходимо широко использовать финансово-кредитные
рычаги, приводить взвешенную политику
распределения средств производства.
В стране необходимо проводить государственный
контроль за правильностью и полнотой
учета доходов, получаемых от хозяйственной
деятельности во всех секторах экономики
гибкого из налогообложения, благодаря
которой искоренилось бы неоправданное
обогащение производителей за счет потребителя.
А так же, убрать ущемление интересов работника
и стимулов к труду в государственных
предприятиях.
За последние пять лет в стране произошли
радикальные сдвиги в общественно-политической
и экономической жизни страны. Произошедшие
реформы заметно преобразили социально-трудовую
сферу. Произошла так называемая «революция»
в занятости, а вместе с ней резко изменились
общественные условия труда миллионов
людей.
На данный момент можно утверждать, что
переход от полной и безусловной занятости
в общественном производстве, соответствовавшей
всеобщности и обязательности труда при
социализме, к системе экономической активности,
отвечающей критериям рыночного хозяйства,
состоялся. Более половины экономически
активного населения работают не на государственные
учреждения, а на частные предприятия.
Постепенно из государства заводов-гигантов
Казахстана превращаются в страну мелких
и средних предприятий, где люди работают
не по плану, а по расчету, выживая вместе
с ними в самых сложных ситуациях переходного
периода.
Сейчас становятся важными функции территориальных
центров занятости населения. Они должны
вести учет резервов рабочей силы на территориальном
уровне, собирать всю информацию о свободных
рабочих местах и вакантных должностей,
информировать жителей о потребностях
государственных предприятий другим нанимателям
в рабочих определенных профессий и специалистах,
помогать при трудоустройстве населению,
организовывать профессиональную ориентацию
и переквалификацию кадров, выявлять сферы,
в которых резко ощутима нехватка рабочих
мест, помогать безработным при помощи
социальных выплат.
Переходная экономика испытала так называемый
«бум» безработицы, когда появилось большое
количество людей без определенного места
жительства и работы. Благодаря регистрации
безработных, они впервые получили социальный
статус, а также право на труд в соответствии
с законом о занятости, включая профессиональное
обучение и трудоустройство на подходящую
для них работу.
После официального признания безработицы
в нашей стране большое внимание стало
уделяться приоритетам политики на рынке
труда.
Поскольку сложившимся представлениям
о формах проводимой на рынке труда политики
присуща неопределенность, рассмотрим
более подробно не только их содержание,
но и эффективность и средства финансирования.
Расходы фонда занятости имеют следующие
четыре направления:
1.Средства, расходуемые на пособия по
безработице (пассивная форма политики).
2.Средства, идущие на переподготовку
и общественные работы.
3.Средства, направленные, на финансовую
поддержку, приобретение ценных бумаг
и прочие расходы (активная форма политики).
4.Средства, предназначенные для развития
служб занятости.
Переход
страны к рыночной экономике связан с
формированием рынка труда, проведением
государственной политики занятости,
благодаря которой можно несколько уменьшить
последствия безработицы. И хотя в Казахстане
безработица приобрела массовый характер,
даже поверхностный анализ состояния
рынка труда позволяет сделать вывод том,
что избежать осложнений в области занятости
пока не удается.
Факторы, которые могут способствовать
огромному высвобождению рабочей силы:
• спад производства;
• искусственно созданная неплатежеспособность
предприятия;
• резкое сокращение государственных
капиталовложений и отсутствие средств
для инвестиций у большинства юридических
и физических лиц;
• остановка экологических производств;
• сокращение численности вооруженных
сил;
• изменение форм собственности;
• усилие миграционных процессов и т.д.
По
оценкам экспертов, часть потерявших работу
трудящихся может уйти на пенсию, в сферу
услуг, а другая доля вольется в теневую
экономику. Отдельные граждане будут пытаться
найти временную работу за рубежом. Многие
перейдут в сферу сельского хозяйства.
При создании государствами соответствующих
условий, значительное число высвобождаемых
граждан смогут заняться предпринимательской
деятельностью, т.е. сами обеспечат себя
работой.
Существенное давление на рынок труда
оказывает резко усилившаяся миграция
населения, что вызвало политическую нестабильность
во многих странах СНГ, а также и в Казахстане.
Что же нужно сделать, чтобы сложить происходящие
процессы?
Во-первых, должны быть разработаны программы
структурной перестройки экономики. При
этом государствам следует обеспечить
судьбы миллионов тружеников, работающих
на остановившихся и перепрофилируемых
предприятиях, обеспечить их переквалификацию,
содействовать в трудоустройстве.
В-вторых, необходима срочная разработка
и принятие к реализации государственных
программ занятости. При этом нужно соблюдать
три направаления:
• прямые инвестиции в общественную
инфраструктуру, т.е., создание сети дорог,
коммуникаций, транспорта. Без этого невозможно
развитие рыночных отношений, а значит
и создание новых рабочих мест;
• формирование условий, которые будут
стимулировать частные инвестиции, развивать
малый бизнес;
• прямые и косвенные меры по обеспечению
занятости подготовка и переподготовка
кадров.
И в-третьих, нельзя
допускать развал единого экономического
пространства.
Из этого следует вывод:
преимущество рынка труда в том, что он
ускоряет и облегчает процесс согласования
личных и коллективных интересов; при
размещении труда, придается гибкость
формированию и распределению рабочих
и специалистов. Рынок труда является
связующим звеном между подготовкой и
использованием. Благодаря рынку труда
происходит правильный выбор профессий
в соответствии с их способностями и желаниями.
Все эти преимущества имеют место и сейчас
в наше время. Они помогают людям в выборе
профессий. Рынок труда обеспечивает экономность
производства и занятости в государственном
секторе.
Недостатками рынка труда является то,
что с перехода к рыночной экономике в
Казахстане почти все предприятия переходят
на частную основу. И в связи с этим из-за
отсутствия возможности оплачивать заработанные
деньги, идет резкое сокращение рабочей
силы, с этим и связан спад производства
Все преимущества и недостатки рынка
труда позволяют нам понять как функционирует
рынок труда в Казахстане.
Активное
регулирование рынка труда предполагает
наличие разветвленной и дееспособной
инфраструктуры этого рынка, который позволяет
использовать различные организационные
формы и методы обеспечения занятости
населения и социальной защиты, соответствующие
конкретным уровнем страны и ее регионов.
Рынок труда нельзя ограничить сферой
деятельности бирж труда. Но ведь на бирже
проявляется конъюнктура всего рынка
труда и ситуации на этом рынке. В целом,
рынок труда охватывает всю систему отношений
по поводу спроса и предложения рабочей
силы на всех уровнях. Главное – это максимальное
снижение уровня безработицы в стране,
поддержание соотношений между спросом
и предложением. Для достижения этих целей
требуется создание эффективного рынка
труда.
На государственном уровне определяются
минимально необходимые нормы и нормативы
функционирования рынка труда, его общие
границы. Государство определяет объем
прав работодателей и работников в сфере
найма, возможности их участия в управлении
производством и т.д.
Так же, государство осуществляет косвенное
регулирование рынка труда через налоговую,
кредитно-денежную политику, т.е. государство
играет решающую роль в формировании рынка
труда.
Второй, важный уровень регулирования
рынка труда, который, скорее всего будет
преобладать в будущем – это региональный
уровень. Ведь макроэкономическое регулирование
не может уловить местных особенностей.
Определяет его изменения соотношение
спроса и предложения рабочей силы. С учетом
этого в регионе формируется занятость,
предусматриваются меры по стимулированию
тех или иных предприятий с целью преодолеть
деформацию рынка, улучшить квалификационную
структуру кадров, эффективно использовать
трудовые ресурсы.
Например, в областях и районах неблагоприятных
с точки зрения занятости (в Актюбинской,
Кызыл-Ординской областях) выделяются
зоны приоритетного развития с дифферинцированными
режимами поддержки капиталовложений.
Субсидии размещаются в зависимости от
объема капиталовложений и инвестирования.
В особо неблагоприятных районах они могут
составлять 50% общего объема капиталовложений.
Как инструмент региональной политики
занятости широко используется программа
поддержки сельского хозяйства, ремесел,
туристско-гостиничного бизнеса.
Предполагается использовать и так называемую
условно-финансовую поддержку для предприятий,
расширяющих производство и соответственно
увеличивающих занятость населения. Речь
идет о финансировании подготовки кадров
для них, проведение маркетинговых исследований,
методической и организационной помощи
в совершенствовании структур предприятий,
содействия в размещении акций и т.д.
В
уровне предприятия больше всего недостатков.
При медленном переходе к полноценным
рыночным отношениям прекратилась внутрифирменная
система управления трудом, более того
ситуация по сравнению с дореформенной
ухудшилось. Как показал анализ на предприятиях,
получивших долгожданную свободу, наступил
отказ от любых систем управления трудом.
Практически не предпринимаются ни долгосрочное,
ни среднесрочное планирование использования
рабочей силы, отсутствуют и не разрабатываются
принципы расстановки кадров, не проводится
оценка работы и результатов труда, нет
программ развития трудовых ресурсов,
в частности по повышению уровня образования,
квалификации.
Чтобы управлять человеческими ресурсами,
важно на основе стратегических планов
развития предприятий разработать, претворять
в жизнь политику и следить за согласованностью
действий различных подразделений и служб
занятости, добиваться сокращения разрыва
между потребностями и наличными трудовыми
ресурсами, обеспечивать в этой сфере
необходимые собственные кадровые инвестирования,
более выгодные по сравнению с набором
со стороны. Новая структура и состава
специалистов, заметных в этих службах,
помогут расширить ее функции и поддерживать
трудовые ресурсы предприятий в состоянии
готовности на изменение на рынке труда,
иметь возможность активно влиять на профессионально-
Вывод: инфраструктура рынка труда позволяет
использовать различные формы и методы
обеспечения занятости населения. Она
состоит из трех уровней: государственного,
регионального и уровня предприятий.
На государственном уровне определяются
нормы и нормативы функционирования рынка
труда и его границ.
На региональном уровне рынке труда барометром
изменений регулирование рынка труда
выступает, соотношение спроса и предложение
рабочей силы.
На уровне предприятий больше всего недостатков,
чем на других уровнях. При переходе к
рыночным отношениям практически заморозились
внутрифирменная система управления трудом.
Инфраструктура рынка труда позволяет
увидеть, что рынка труда проходит не только
в городах, но и в деревне.
Заключение.
Информация о работе Рынок труда и заработная плата в Казахстане