Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 09:41, контрольная работа
Цель данной работы – показать сущность рынка труда и его особенности и проблемы в сегодняшних условиях российской экономики. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы функционирования рынка труда, во второй – особенности рынка труда в современных российских условиях, а в третьей – некоторые предложения, позволяющие улучшить ситуацию на рынке труда России.
Введение 3
1 Теоретические вопросы функционирования рынка труда. 3
1.1 История развития учения о рынке труда. 3
1.2 Рынок труда 3
1.3 Заработная плата и конкуренция на рынке труда. 3
1.4 Влияния профсоюзов и других факторов на рынок труда. 3
1.5 Особенности товара «труд». 3
2 Ситуация на рынке труда России в 2005 - 2006 гг 3
3.Мероприятия, позволяющие улучшить ситуацию на рынке труда России. 3
Заключение. 3
Список использованной литературы 3
Особенность товара «труд» заключается также в том, что его невозможно хранить, как другие товары. Более того, если работник не продал свои способности и навыки, он не будет иметь дохода, а следовательно, и средств к существованию, которые нужны ему постоянно. А количество этих жизненных средств и их цена на рынке не зависят от того, продал работник свой труд или нет. Эта особенность имеет огромное значение для рыночной экономики в целом.
Существенная особенность товара труд заключается также в его полезности после начала использования. Он не уничтожается при использовании, а, напротив, создает или участвует (по теории предельной производительности) в создании благ.
На конец февраля 2006 г., по оценке Госкомстата РФ, общая численность безработных в России сократилась на 0,5% по сравнению с январем 2005 г. и составила 6,11 млн. чел. Уровень безработицы в стране составил в соответствии с методологией МОТ 8,5% всего экономически активного населения страны. При этом число официально зарегистрированных безработных в феврале 2006 г. выросло на 3,8% по сравнению с январем 2006 г. и составило 1,621 млн. чел. (26,5% от общего количества безработных). По сравнению с ситуацией на конец февраля 2005 г. общая численность безработных в России за год возросла на 2,4%, в том числе официально зарегистрированных - на 12,2% (рис. 1).
Численность экономически активного населения в России по состоянию на конец февраля 2005 г. оценивалась Госкомстатом в 71,5 млн. чел., или около половины от общей численности населения страны. Порядка 60,8% (39,8 млн. чел.) всех занятых в России в январе 2006 г. работали на крупных и средних предприятиях.
По данным Госкомстата, преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних организациях. В январе 2006 г. на них работало 39,8 млн. чел., или 60,8% общей численности занятых, а в январе 2005 г. в крупных и средних организациях работало 40,7 млн. чел., или 63% общей численности занятых.
С января 2001 г. темп сокращения уровня общей безработицы по методологии МОТ практически идентичен сокращению уровня безработицы в соответствии с регистрацией безработных в государственных службах занятости (показатель общей численности безработных к экономически активному населению сократился на 25,4%, показатель численности безработных, зарегистрированных в государственных службах занятости, к численности экономически активного населения сократился на 26,9%). Однако за последний год ситуация изменилась. Так, с конца февраля 2005 г. по конец февраля 2006 г. темп роста уровня общей безработицы уступает темпу роста показателя зарегистрированной безработицы (1,7% против 13% соответственно).
Также стоит отметить, что коэффициент напряженности на рынке труда составил, по данным Минэкономразвития РФ, в конце февраля 2,2 ищущего работу на 1 вакантное место. На конец 2005 г. данный показатель составлял 1,8
С 2004 г. произошло значительное сокращение нагрузки незанятого населения на 1 заявленную вакансию. Однако со II половины 2005 г. наблюдается ухудшение динамики. Стоит также отметить схожесть динамики в течение истекшего года с 2003 г. (корелляция более 0,5) и влияние сезонного фактора на показатель напряженности на рынке труда.
Что касается территориального распределения безработицы, то видны существенные сдвиги в распределении регионов по группам, произошедшие за год, причем в негативную сторону. В январе 2005 г. по сравнению с соответствующим месяцем 2006 г., по данным Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ (РЦЭР), существенно (на 9 штук) сократилось число регионов с минимальным (менее 1,5%) уровнем безработицы (см. таблицу).
Распределение регионов РФ по уровню безработицы
|
За последний год несущественно изменилась группа регионов с наиболее высокими показателями уровня безработицы. По данным РЦЭР, наиболее высокие показатели отмечены в Республике Ингушетия (в январе 2006 г. уровень безработицы составил 11,9%) Корякском АО (11,4%), Республике Тыва (8,6%), Агинском Бурятском АО (6,7%). К другим регионам с максимальными показателями безработицы (более 5%) относятся также традиционно имеющие высокие показатели Республика Дагестан (6,0%) и Таймырский АО (5,6%). Далее следуют 3 региона, также традиционно входящие в число "аутсайдеров". К ним относятся Магаданская область (4,4%), Читинская область, а также Ненецкий АО (по 4,3%). В январе 2005 г. 8 из 9 вышеперечисленных регионов (за исключением Ненецкого АО) входили в "десятку" регионов с наиболее высокими показателями уровня безработицы.
Наименьший уровень безработицы в январе 2006 г. зафиксирован в Липецкой области (0,7%). Еще в 3 субъектах РФ (Москва, Оренбургская и Тверская области) уровень безработицы в январе 2006 г. составил 0,8%. После вышеперечисленных регионов следуют Санкт-Петербург, Краснодарский край, Нижегородская и Смоленская области, где показатель составил 0,9%. Группа регионов с самыми низкими показателями, также как и с самыми высокими, остается в течение последнего года практически без изменений.
Анализ показывает, что на российском рынке труда в 2005 г. – 2006 г. не произошло каких-либо существенных изменений в положительную сторону. Общий уровень безработицы практически не изменился (даже несколько повысился). По-прежнему остается огромным разрыв (в 4 раза) в показателях общей безработицы в стране и официально зарегистрированной безработицы, что свидетельствует о слабой вере граждан страны в способность государственных служб занятости обеспечить их достойной работой и соответственно низких стимулах к регистрации в данных органах. По этому вопросу отметим, что за рубежом данные показатели в основном различаются незначительно, а в некоторых странах идентичны.
Также
нельзя положительно оценить и высокую
долю преобладающей части
На
основе проведенного анализа видно,
что нет прогресса и в
Все это в целом показывает низкую эффективность деятельности госорганов занятости, а соответственно и низкую эффективность государственной политики на рынке труда. Госполитика в области занятости может быть эффективна только в условиях четкой проработанности в соответствии с поставленными целями проводимых в ее рамках действий, а также при условии наличия конкретного набора соответствующих мер, обеспеченных необходимыми ресурсами. Эти ресурсы должны быть направлены исключительно на институты, способные достигать требуемых результатов наиболее эффективными методами. В этой связи, соответствующим госорганам власти необходимо совершать действия по проведению мероприятий оценки результатов применения существующей политики на рынке труда для повышения ее эффективности. Целесообразность проведения данных мер также обосновывается и тем, что политика на рынке труда требует значительных расходов, как показывает зарубежный опыт. Поэтому необходимо обоснование того, какие меры наиболее предпочтительны с точки зрения эффективности и затрат на них.
Также, необходим более целевой подход к проведению государственной политики в области занятости, а не распыление средств и усилий, как это происходит в настоящее время. Следовательно, должны создаваться и получать большее распространение узконаправленные на определенную группу населения институты занятости. В этом же ключе должна проводиться и региональная политика в области занятости, а именно необходим более системный подход к распределению средств и усилий на уменьшение безработицы в регионах. Не стоит забывать и о политике косвенного воздействия на рынок труда через создание институциональной среды, благоприятно влияющей на уровень безработицы в стране. Например, проведение эффективной политики по развитию малого бизнеса, которой в настоящее время не наблюдается.
Работники
и работодатели на рынке труда
имеют возможность
Однако, как показывает практика, государственная служба занятости не в полной мере выполняет свои основные функции: оказывать помощь гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям необходимых работников, обеспечивать регистрацию безработных и оказывать им помощь в трудоустройстве, выдавать пособия по безработице. Деятельность государственной службы практически сводится к регистрации безработных и выдаче им пособий, при этом отсутствует какая-либо гарантия для трудоустройства. Поэтому, в настоящее время действуют альтернативные государственной службе занятости посредники. Например, в Красноярске на рынке труда уже не первый год работают более 20 частных агентств по трудоустройству и рекрутингу, такие как “Перспектива”, “Протеже” и другие, которые помогают людям найти работу, сделать карьеру, найти более высокооплачиваемую работу, и осуществляют подбор кадров для фирм.
Разрушение существовавшей в плановой экономике системы подготовки и переподготовки кадров не сопровождалось созданием новой системы, адекватной рыночным условиям. В настоящее время некоторые предприятия проводят обучение своих работников за рубежом. Практикуется платное профессиональное обучение рабочих по заявкам других предприятий, центров занятости или отдельных граждан.
Однако,
эта новая форма подготовки и
переподготовки кадров пока не получила
широкого распространения. По мнению,
специалистов, она должна иметь прежде
всего государственную
Государственная служба занятости должна взять на себя функции по координированию деятельности частных кадровых агентств и активизировать свою роль в процессе трудоустройства. А также постоянно осуществлять организацию, в необходимом объеме, профессионального обучения и переподготовки кадров.
В России в дореформенный период практически все работающее население состояло в соответствующих профсоюзах (участие было обязательным), которые были составным элементом государственной системы управления.
К настоящему моменту в стране зарегистрировано свыше двухсот профобъединений, в основном профессионально-отраслевого характера. Из них около 50 объединяют в своих рядах 80% трудящихся.
Основная функция профсоюзов - обеспечивать условия для наиболее выгодной для работников продажи своего единственного товара, которым он обладает - рабочей силы. Однако, анализ деятельности профсоюзов показывает, что только 13% наемных работников считают, что профсоюзы защищают их интересы на рынке труда. Это говорит, о слабой роли профсоюзов как субъектов социальной защиты работников.
Следует обеспечить законодательную базу для повышения эффективной деятельности профсоюзов. Также совершенно необходима переориентация деятельности первичных профсоюзных органов с социальной сферы (распределение жилья и путевок, выплаты материальной помощи и т.п.) на выполнение их основных функций – защиты интересов работников.
В настоящее время существенно возросла роль информации. Отсутствие ее, или недостоверность часто приводит к парадоксальной ситуации, когда безработица сосуществует наряду с нехваткой работников, причем структура свободных рабочих мест позволяет уменьшить уровень безработицы.
Поэтому, необходимо создать “Единую информационную систему РФ о спросе и предложении рабочей силы”, которая включала бы в себя все оперативные данные о численности и качественных характеристиках вакантных мест всех регионов РФ. Региональные государственные службы трудоустройства населения всеми возможностями для их получения обладают.
“Единая информационная система РФ о спросе и предложении рабочей силы” может вполне оказать действенную помощь для повышения конкурентоспособности работников, при их поиске вакантных рабочих мест.