Рынок труда и занятость населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 09:41, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – показать сущность рынка труда и его особенности и проблемы в сегодняшних условиях российской экономики. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы функционирования рынка труда, во второй – особенности рынка труда в современных российских условиях, а в третьей – некоторые предложения, позволяющие улучшить ситуацию на рынке труда России.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические вопросы функционирования рынка труда. 3
1.1 История развития учения о рынке труда. 3
1.2 Рынок труда 3
1.3 Заработная плата и конкуренция на рынке труда. 3
1.4 Влияния профсоюзов и других факторов на рынок труда. 3
1.5 Особенности товара «труд». 3
2 Ситуация на рынке труда России в 2005 - 2006 гг 3
3.Мероприятия, позволяющие улучшить ситуацию на рынке труда России. 3
Заключение. 3
Список использованной литературы 3

Работа содержит 1 файл

Рынок труда.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

    Цены  на факторы производства, в т.ч. на труд, определяются на основе закона спроса и предложения. Классическая теория занятости предполагает построение функции совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда в условиях совершенной конкуренции. Субъектами спроса на рынке выступают предприниматели и государство, а субъектами предложения – работники с их навыками и умениями. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы спрос на труд со стороны предпринимателя сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд  возрастает. Предложение труда также зависит от величины заработной платы, но уже в прямой пропорции.

    Особую  важность представляет исследование взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения для достижении рыночного равновесия. Очевидно, что оно достигается в точке Р, которой соответствует определенный уровень заработной платы ЗП/ЦР и заданное этим уровнем предложение труда ТР. Это означает, что все предприниматели, согласные платить зарплату ЗП/ЦР, находят на рынке необходимое количество работников. Точка Р определяет положение полной занятости.

    

    ЗП/Ц

   ПТ   СТ

     ЗП/Ц1 

        P

     ЗП/ЦР

     ЗП/Ц2

                                   ТР     T

  рис.1 Формирование равновесия на рынке труда

    В случае превышения зарплатой уровня равновесной цены (в точке с ординатой ЗП/Ц1) предложение на рынке труда превышает рыночный спрос. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, возникает избыток предложения труда.

    В случае снижения уровня заработной платы (например, до уровня ЗП/Ц2) по сравнению с ее равновесным уровнем, спрос на рынке труда будет превышать предложение. В результате образуются незаполненные рабочие места из-за нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.

    Как в первом, так и во втором случаях равновесие на рынке труда восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полной занятости.

          Рынок труда - явление многообразное, имеющее  различные аспекты. Анализ характера  спроса и предложения рабочей  силы на рынках труда позволяет описать несколько моделей взаимодействия продавцов и покупателей рабочей силы в зависимости от степени конкуренции.

          - чисто конкурентный рынок труда,  который характеризуется следующим:

          1) большое число предприятий конкурируют  друг с другом при найме конкретного вида труда;

          2) многочисленные квалифицированные  рабочие, имеющие одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают данный вид труда;

3) ни  предприятия, ни рабочие не  осуществляют контроль над рыночной  ставкой заработной платы, и не диктуют заработную плату.

    Взаимодействие  спроса и предложения на чисто  конкурентном рынке труда могут  быть представлены кривыми, которые  показаны на рис. 1.

      На  таком рынке участвует множество  предприятий. Каждое из них нанимает лишь небольшую часть имеющейся на рынке труда рабочей силы данного вида, так, что никто не может влиять на ставку заработной платы.

      - монопсонический рынок труда  - рынок с монополией одного  покупателя. Имеет следующие черты:

      1) работники, занятые определенным  видом труда и сосредоточены в основном на одном предприятии;

      2) данный вид труда не имеет  альтернатив, то есть работник  при имеющейся специальности  не может найти другое рабочее  место не поменяв его;

      3) заработную плату диктует одно  крупное предприятие, но ставка  заработной платы зависит от числа нанимаемых работников.

      В небольших городах при наличии  там крупного предприятия, которое  в основном обеспечивает занятость  горожан. Оно является практически  полным монополистом по отношению к работникам. Если монопсонию держит небольшое число предприятий (от 3 до 5), то в этом случае имеет место олигопсония.

      Монопсонист считает выгодным сокращать число  работников, чтобы снижать ставки заработной платы ниже конкурентных. 

      - модель двусторонней монополии  характерна для условий монопсонического рынка труда, на котором действуют сильные отраслевые профсоюзы. Монопсонист будет стремиться к установлению ставки заработной платы на низком уровне, а отраслевой профсоюз будет добиваться установления более высокой ставки заработной платы. В итоге ставка будет приближаться к равновесному уровни. При этом у работодателя пропадет стремление к ограничению числа работников, и занятость так же установится на равновесном уровне. Таким образом  ставки заработной платы и количество нанятых работников приблизятся к условиям конкурентного рынка труда.

1.4 Влияния профсоюзов и других факторов на рынок труда.

Приведенные выше различные модели рынков труда  не совсем точно отражают взаимодействия субъектов рыночных отношений: продавцов рабочей силы и ее покупателей. Поскольку, рыночное предложение рабочей силы и рыночный спрос на него задает фактически единственное значение равновесной заработной платы.

      Профсоюзы, которые представляют на рынке труда  интересы работников, преследуют две цели: увеличение спроса на рабочую силу и повышение заработной платы.

      Если  спрос на рабочую силу увеличится, то ставки заработной платы возрастут, а число нанятых работников увеличится.

      Спрос на рабочую силу профсоюзы могут  увеличить следующими способами:

      - увеличением спроса на производимые товары или услуги с помощью рекламы “товаров с профсоюзной маркировкой”;

      - требованием у правительства  увеличения финансирования производств, интересы работников, которых они защищают;

      - влиянием на повышение производительности  труда через участие в совместных рабоче-административных комитетах и др.

      Профсоюзы могут воздействовать на рост ставок заработной платы через ограничение предложения рабочей силы следующими способами:

      - путем борьбы за сокращение  детского труда;

      - поддержки обязательного выхода на пенсию лиц пенсионного возраста;

      - сокращение рабочей недели;

      - нанимать только работников - членов  данного профсоюза и др.

      Уменьшение  предложения на рабочую силу ведет  к росту ставок заработной платы, но при этом уменьшается число нанятых работников. Такое воздействие характерно для профсоюзов, которые объединяют работников только какой-то одой профессии. Путем давления на работодателей создают искусственное сокращение предложения рабочей силы, что ведет к увеличению заработной платы.

      Отраслевые профсоюзы, которые объединяют всех работников одной отрасли, не ограничивают число своих членов. Они наоборот, заинтересованы в максимальном охвате работников отрасли. Это позволяет им оказывать сильнее давление при установлении ставок заработной платы путем угрозы забастовок и лишения предприятия предложения рабочей силы. Профсоюз, который объединил всех работников и контролирует предложение рабочей силы, навязывает фирме ставки заработной платы. Она выше конкурентной ставки. Количество нанятых работников сокращается.

В реальной действительности, даже в условиях совершенной конкуренции, все работы отличаются одна от другой не только уровнем  заработной платы, но и по другим факторам.

      Так, будучи врачом, можно работать, например, в больнице маленького сибирского городка или в приморском санатории - условия разные в зависимости от региона. Тем более отличаются условия работы для людей разных профессий - шахтер рискует жизнью каждый день, спускаясь в шахту, а работа продавца или секретаря вряд ли таит в себе смертельную угрозу.

      Есть  работы творческие и интересные (художник или ученый), а есть скучные или  однообразные (сборщик у конвейера  или операционистка в банке). Есть работы грязные и неприятные (вывоз мусора или уборка помещений), есть работы требующие огромной ответственности и напряжений (например, авиапилот).

      Таким образом, можно сказать, что все  виды труда неодинаковы, и поэтому, у каждой работы, помимо заработной платы, существуют некоторые положительные или отрицательные характеристики, делающие ее более или менее привлекательной для потенциального работника.

      Идею  о том, что эти характеристики работы участвуют в формировании равновесия на рынке труда, высказал еще Согласно А.Смиту, не только заработная плата как таковая выравнивается в результате действия рыночных механизмов. Если рынок труда функционирует нормально, то достигается равенство общей суммы выгод и невыгод для различных приложений труда и капитала. А именно, если работодатель предлагает худшие условия труда, то он вынужден предложить и более высокую заработную плату, иначе не найдет работников. И наоборот, работодатель, предоставляющий своим работникам определенные льготы (например, бесплатное питание, путевки в оздоровительные центры и др., может позволить платить им меньше.

    Отсюда  следует, что работник выбирает работу не только по одному параметру - заработной плате, но и принимает во внимание наличие или отсутствие тех или иных характеристик работы.

1.5 Особенности товара «труд».

    Продажа труда может иметь место лишь при условии, если работник юридически свободен и может по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду. С другой стороны, юридическая свобода не вынуждает его продавать свой труд; эта необходимость появляется лишь тогда, когда он не имеет всего необходимого для ведения своего собственного хозяйства как источника получения всех нужных для жизни благ.

    Появление на рынке продавца, в свою очередь, еще не гарантирует продажи его товара – для этого нужен покупатель. Таким покупателем становится предприниматель, располагающий всем необходимым для ведения своего хозяйства, кроме наемных работников. Здесь надо иметь в виду одно важное обстоятельство: предприниматель, покупая рабочую силу, вместе с этим предлагает работнику трудиться на определенном рабочем месте. В свою очередь и работник, продавая свой труд предъявляет спрос на определенное рабочее место.

    После купли-продажи обычного товара продавец и покупатель в большинстве случаев прекращают свои взаимоотношения. Отношения же купли-продажи труда непрерывны с момента найма работников до их увольнения. Поэтому не правы те, кто считает, что рынок труда существует лишь за пределами предприятия, а те работники, которые заняты на фирме, уже не состоят в отношениях купли-продажи своего труда с предпринимателем. Предъявляя спрос, предприниматель адресует его не только тем, кто ищет работу, но занятым на других предприятиях, предлагая им более выгодные условия найма. В то же время и среди занятых работников немало тех, кто ищет работу на других предприятиях с более выгодными условиями найма.

    Исходя  из всего вышесказанного, можно выделить следующие основные особенности  товара «труд»:

  • собственник и носитель этого товара – человек со всеми его правами и обязанностями, охраняемыми законом. Предприниматель не может произвольно использовать работника, он должен соблюдать общественные и правовые нормы, регулирующие рынок труда.
  • труд – это товар производственного назначения, но, в отличие от вещественных факторов производства, он несет на себе личностную нагрузку и поэтому является решающим.

    Есть  еще одна сторона этого приоритета, которая выявлена мировой экономической  наукой, в т.ч. трудовой теорией стоимости  К. Маркса. В соответствии с этой теорией, продукт создается двумя факторами: трудом и средствами производства. Однако новую стоимость, заключенную в произведенном товаре, создает живой труд работника, тогда как стоимость вещественных факторов лишь переносится на производимый товар как составная часть издержек его производства. Вся вновь созданная живым трудом в течение года стоимость образует национальный доход, который является источником дохода всех слоев населения.

    Экономико-математические исследования предельной производительности труда, проведенные в США экономистом П. Дугласом и математиком Ч. Коббом, показали зависимость объемов производимой продукции от капитала и труда. Ими было выведено уравнение, согласно которому объем произведенной продукции на 3/4 создается трудом наемных работников и на 1/4 – капиталом, т.е. применительно к теории предельной производительности, 1% увеличения затрат труда увеличивает объем производства в 3 раза больше, чем 1% прироста капитала. Это подтверждается и официальной статистикой стран с развитой рыночной экономикой.

Информация о работе Рынок труда и занятость населения