Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 15:20, курсовая работа
Цель данной работы – показать сущность рынка труда.
Для достижения поставленной цели определены задачи работы, которыми являются:
1) рассмотреть сущность рынка труда;
2) рассмотреть особенности регулирования рынка труда;
3) исследовать мировой и российский опыт на рынке труда.
Введение 3
Глава 1. Рынок труда
1.1.Сущность и структура рынка труда 6
1.2.Особенности рынка труда 10
1.3.Роль рынка труда 13
1.4.Регулирование рынка труда 15
Глава 2. Российский рынок труда 19
Глава 3. Мировой опыт на рынке труда 27
Заключение 42
Список информационный источников 44
Кроме того, государство пытается стимулировать обучение и переобучение безработных через выплату им пособий в форме вложения средств в ту профессиональную подготовку, которую они выберут; через снятие налогов на деньги предприятий, идущие на обучение персонала.
Аналогичные меры предусмотрены и российским законодательством: безработные граждане имеют также право на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку по направлению службы занятости.
Но претворение этих мер в жизнь затруднено по целому ряду причин. Во-первых, существующая сеть обучения и переобучения кадров ориентирована, главным образом, на массовые профессии в целях смягчения их дефицита, а не на потребности рынка рабочей силы, предполагающего гибкость реагирования на изменения ситуации в области спроса и предложения труда. Кроме того, она традиционно рассчитана на первичную подготовку молодежи и повышение квалификации в пределах специальности, но не на профессиональную переподготовку взрослого населения, оставшегося без работы и заработка. Наконец, у государственной службы занятости еще нет собственной учебно-курсовой сети, эффективных методик обучения и опытного персонала инструкторов и преподавателей. Осложняют выполнение программ по профессиональной подготовке и переподготовке также недостаток информации о том, какие специальности требуются и в каком количестве; отсутствие просьб от лиц, потерявших работу, о переобучении (все еще ожидающих, когда на них появится спрос на рынке труда, чего, возможно, никогда не случится); финансовые ограничения. Последний фактор следует подчеркнуть: особое внимание должно быть уделено тщательному отбору кандидатов для прохождения профессиональной подготовки и самих обучающих программ.
Опыт зарубежных стран показывает, что только кооперация университетов, технических училищ и промышленных компаний позволяет решить задачу подготовки современных кадров. Она включает открытие учебных центров, особенно в области новейших технологий, организацию и осуществление целевых научных программ, совместную разработку учебных курсов, создание системы непрерывного обучения и переобучения на рабочем месте. Установление тесных связей между вузами, техникумами и ПТУ, с одной стороны, и производством, с другой, что ключ к выводу из кризиса всей системы профессиональной подготовки и переподготовки в нашей стране. Сотрудничество в области разработки и освоения новых технологий на основе контрактов, создание совместных внедренческих фирм, взаимные услуги в обеспечении учебных мастерских современным оборудованием, в организации практики учащихся, в развитии постоянно действующей системы обучения и переобучения персонала все это позволит повысить качество трудовых ресурсов и одновременно облегчить проблему трудоустройства выпускников, уменьшая как молодежную, так и структурную безработицу.
Следует сказать и программах общественных работ. Впервые возникнув в США (30-н годы ХХ века), общественные работы в те годы носили общенациональный характер и включали в себя труд, не требующий высокой квалификации. Сейчас они редко охватывают всю страну, чаще имея дело с отдельными категориями населения, районами или периодами времени (межсезонье, спад деловой активности).
Программы общественных работ это, во-первых, трудоемкие общественные работы, которые нацелены на мобилизацию излишней рабочей силы в сельской местности для создания базовой инфраструктуры (дорог, ирригационных сооружений), защиты земель и проведения лесопосадок. В городах к работам такого рода можно отнести прокладку тротуаров, строительство и ремонт общественных зданий и сооружений (школ, больниц, библиотек, музеев, систем канализации и водоснабжения и другое). Во-вторых, существуют также так называемые социальные общественные работы, оплачиваемые муниципальными властями, услуги по уходу за престарелыми, инвалидами, детьми, больными.
Чаще всего общественные работы длятся неполный рабочий день, чтобы трудящиеся могли часть своего времени использовать на профессиональную подготовку или на поиск постоянного места. Участники этих программ обычно получают минимальную заработную плату, позволяя критикам говорить, что такие мероприятия переводят людей из положения безработных в сверхзанятость. Их оппоненты отвечают, что в современных экономических условиях эти программы являются одним из немногих способов создания дополнительных рабочих мест, в то же время давая средства существования беднейшим слоям населения. К тому же психическое состояние занятых гораздо лучше, чем безработных, а деньги здесь, в отличие от пособий по безработице, выплачиваются не безвозмездно. Наконец, согласно расчетам немецких специалистов, каждые 100 рабочих мест в сфере общественных работ ведут к возникновению 30-40 рабочих мест в других отраслях.
Вместе с тем нельзя не согласиться, что главной отрицательной чертой государственных программ общественных работ является то, что 90 процентов всех затрат на них в период спада дает отдачу через 2,5 года и более после прохождения низшей точки кризиса. Для преодоления этого недостатка в США, например, требуют, чтобы общественные работы начинались не позднее, чем через 90 дней после утверждения планов. Кроме того, предпочтение отдается небольшим проектам, поскольку на их выполнение идет меньше времени, что облегчает свертывание программы при улучшении экономической конъюнктуры. Наконец, к недостаткам существующих общественных работ следует отнести также то, что они практически не создают условий для профессиональной ориентации и подготовки участвующих в них работников, не способствуя, таким образом, их дальнейшей занятости.
Но, несмотря на все сказанное, проведение общественных работ в России в настоящее время может быть достаточно эффективным, поскольку превышение спроса на рабочие места по сравнению с возможностями экономики удовлетворить этот спрос не дает оснований рассчитывать на значительное расширение числа вакансий, предлагающих постоянную работу, прежде всего в тех регионах и отраслях экономики, где безработица особенно велика. Кроме того, сокращая безработицу, программы общественных работ могут предоставить трудовые ресурсы для охраны окружающей среды, развития инфраструктуры, снизить социальное напряжение и удержать работников от ухода с рынка труда.
Разрабатывая различные варианты сокращения безработицы, государственные органы пытаются не только уменьшить расходы, заботясь о рациональном использовании налоговых поступлений, но снять даже оттенок благотворительности с государственной деятельности в этой области. Именно поэтому все более широкое распространение получают такие направления политики занятости, которые призваны подтолкнуть безработных к более активному поиску. Речь в первую очередь идет о действующих сейчас уже в 17 странах ОЭСР программах, допускающих выплату лицам, не имеющим работы, всей суммы пособия по безработице за максимальный срок при условии открытия ими собственного дела. Безработный, желающий начать свой бизнес, подает заявление с необходимыми обоснованиями в агентство по трудоустройству, где его рассматривают специалисты и готовят свое заключение. Около 60 процентов таких просьб удовлетворяется. При этом стартовый капитал нового предприятия может быть обеспечен за счет его владельца лишь на 10 процентов, до 70 процентов государственные субсидии и около 20 процентов кредиты. Фирма, не приносящая прибыли, освобождается на определенный срок от уплаты налогов. Как показывает опыт, именно развитие подобных предприятий позволяет создать значительную часть новых рабочих мест. Так, во Франции 1/4 всех вновь образовавшихся фирм за последние 4 года финансировалась за счет средств государственного страхования по безработице.
Поддержка государства, которая, кроме денежной помощи, включает предоставление консультационных и иных услуг, определяет высокую степень выживаемости этих предприятий. Например, в Великобритании через 2 года после открытия, то есть когда уже прекращалось поступление государственных дотаций, продолжали успешно функционировать 65 процентов самостоятельных хозяев.
В России мелкое производство в разнообразных формах имеет большие перспективы. Известно, что только 3-5 процентов людей имеет склонности и способности к открытию своего дела. Исходя из этого функцией службы занятости является отбор из числа обратившихся в нее тех, кто может создать свою фирму. Большую помощь в выявлении способностей, необходимых предпринимателю, оказывает метод тестирования, позволяющий рекомендовать или нет гражданину заниматься бизнесом, а также решить вопрос о предоставлении ему кредита.
Приоритетным направлением активной позиции занятости остается облегчение проблемы трудоустройства молодых людей, ибо они вдвое чаще, чем взрослые, оказываются в рядах безработных, а молодежная безработица социально взрывоопасна. Молодежи предоставляется первоочередное право при приеме на государственные курсы профессиональной подготовки и переподготовки. Так, в Великобритании в 1983 г. вступила в действие программа профессионального обучения молодых людей, предусматривающая профессиональную подготовку и работу на производстве для выпускников школ. Во Франции для молодежи от 16 до 21 года, бросившей учебу, проводятся стажировки за счет предприятий с целью компенсации недостатков в образовании. Специалисты считают, что весьма эффективно чередование занятий в старших классах и на профессиональных курсах.
Помимо возможности участия в различных программах профессиональной подготовки молодые люди обладают преимущественным правом поступления на субсидируемые рабочие места. Так, во Франции государство стимулирует компании, принимающие на работу молодежь без специальности или квалификации, беря на себя расходы по ее страхованию от безработицы и болезни на срок до 1 года, что снижает затраты на рабочую силу на 20-25 процентов. Аналогично, в Испании предприниматели, нанимающие или обучающие молодых людей, платят пониженные взносы на социальное страхование. А в Великобритании, Италии, Швеции государство покрывает до 80 процентов издержек фирмы при трудоустройстве молодежи 16-18 лет без среднего образования. Кроме того, в большинстве стран ОЭСР продолжают действовать программы создания дополнительных рабочих мест для молодых людей, финансируемые из государственных источников (общественные работы).
Уровень материального обеспечения молодежи, охваченной программами профессиональной подготовки и занятости, различается по странам, но везде определяется, исходя из следующих принципов: выплаты должны быть адекватны разумному уровню жизни; они должны привлекать людей к программе, но не быть столь высоки, чтобы не было необходимости искать другую работу; выплаты должны формировать правильное представление о потенциале трудящихся, чтобы они не хотели слишком многого в будущем.
Высокий уровень безработицы среди молодых людей 16-24 лет может быть вызван не только их слабой подготовкой или отсутствием рабочих мест, но и самим процессом поиска работы с перспективой. Увольнение же работников в возрасте 55 и выше ставит более серьезные проблемы, а трудоустройство решается намного сложнее из-за слабой адаптации пожилых людей к растущим требованиям современного производства. Государство старается стимулировать их найм с помощью субсидий предприятиям, как это делается, например, в ФРГ для привлечения трудящихся старше 50 лет.
Практически полностью зависят от государственного финансирования и длительно безработные. Эта категория имеет свои специфические трудности: они потеряли привычку работать и не представляют поэтому интереса для нанимателей. Как правило, их образовательный и квалификационный уровень невысок.
Общественные работы хотя и облегчают положение длительно безработных, но все же дают им лишь временную передышку: срок трудоустройства ограничен 1 годом и только в редких случаях может быть продлен еще на 6 месяцев (ФРГ, Великобритания). Предпринимателям, привлекающим безработных, не имевших работы в течение долгого периода, даются государственные субсидии для доплат к их заработной плате, которая обычно находится ниже нормальной величины, а также на профессиональную подготовку длительно безработных.
В тщательном внимании на рынке труда нуждаются инвалиды и хронические больные, для которых могут открываться особые мастерские, как в Швеции, или квотироваться рабочие места, как во Франции.
Какова же теоретическая оценка программ, субсидирующих трудоустройство отдельных групп рабочей силы? Известная в США Программа целевых налоговых льгот на повышение занятости (1979г.) была создана для помощи молодым рабочим и охватывала фирмы, привлекающие молодежь в возрасте 18-24 лет. Работодатели получали налоговые скидки на 2 года, что, по мнению государственных деятелей, способствовало преодолению первоначального сопротивления при найме молодых работников и давало им возможность приобрести трудовой опыт за 2 года субсидированной занятости. Данная программа просуществовала до 1985г., а затем была отменена из-за вызванных ею негативных последствий, общих для всех аналогичных программ. Дело в том, что в краткосрочном периоде снижение налогов сдвигало кривую спроса на труд вправо, увеличивая этим равновесные значения заработной платы и занятости для данной группы рабочих. В длительной же перспективе субсидии вели к замене капитала, несубсидируемого низкооплачиваемого труда и квалифицированного труда субсидируемым трудом. Таким образом, рост занятости рабочих определенной категории не приводил к общему снижению безработицы. Кроме того, поскольку субсидии и налоговые льготы распространяются только на малоквалифицированных работников, предприниматели начинают уменьшать обучение своего персонала, что в конечном итоге ведет к расширению группы рабочих, сильно подверженных воздействию безработицы.
В России риск безработицы наиболее высок для молодых людей и лиц, испытывающих потребность в социальной реабилитации. Ясно, что в сложившихся условиях, когда закрытие нерентабельных производств и высвобождение трудящихся неизбежны, столь же неизбежно осложнение нахождения рабочего места для тех, кто не имеет объективных возможностей на равных конкурировать на рынке труда. Все это не оставляет сомнений в том, что специальные программы по поддержанию занятости в нашей стране просто необходимы, даже несмотря на их негативные стороны, о которых говорилось ранее. Что же может предложить российская служба занятости? Разумеется, это те меры, которые используются для сокращения безработицы вообще, но могут быть применимы и по отношению к отдельным группам безработных, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Информация о работе Рынок труда и особенности его регулирования. Мировой и российский опыт