Рынок труда и безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – показать сущность рынка труда как необходимой составной части рыночной экономики и основные причины безработицы. Для выполнения работы необходимо рассмотреть следующие задачи:
1) Изучить рынок труда и его структуру;
2) Исследовать причины и формы безработицы;
3) Рассмотреть государственное урегулирование занятости.

Содержание

Введение 3
1 Рынок труда и его структура 4
2 Причины и формы безработицы 8
3 Государственное регулирование занятости 12
Заключение 16
КТЗ-I 17
КТЗ-II 18
Список использованных источников 19

Работа содержит 1 файл

10776эк теория.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, безработица является характерной  чертой рыночной экономики. Она должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигается  режим оптимального роста и состояние  экономической стабильности.

    Проблему  безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

    Безработные представляют собой резерв незанятой  рабочей силы, которую можно задействовать  при расширении производства или  структурных перестройках. Трудности перехода нашей страны на рельсы интенсивного развития во многом были связаны с полной занятостью. Новые стройки, цеха оказались не задействованы, т.к.  работникам было легче работать на старых уже освоенных местах. Капиталовложения оказались омертвленными, эффективность развития страны на определенном этапе стала снижаться. Наличие безработицы усиливает агрессию профсоюзов и их требования повышения заработной платы, и тем самым усиливает стимулы предпринимательской деятельности. В силу отмеченных причин, умеренная безработица (3-7% от числа занятых) считается необходимым спутником развития рыночной экономики. [6]

    К середине марта численность официально зарегистрированных безработных в РФ превысила 2 млн. человек или 2,6% экономически активного населения.

    «Сейчас мы (Министерство здравоохранения и социального развития России) оцениваем ее (безработицу) в диапазоне 2,2-2,8 млн. человек», - сказала Голикова, говоря о прогнозе на 2009 год. При этом она напомнила, что федеральный бюджет на 2009 год составлялся из расчета, что безработица составит 1,6 млн. человек. Выступая 18 февраля в Госдуме, Татьяна Голикова называла ориентировочную цифру по безработице на 2009 год 2,2 млн. человек. Голикова привела данные мониторинга, согласно которым «на 25 февраля 2009 года число безработных уже составило 1,970 млн. человек». [12] По ее мнению, сейчас надо акцентировать внимание на вопросах взаимодействия с работодателями, подготовки кадров согласно потребностям рынка, в том числе и на проблеме трудовой миграции.

    В 2008 году наблюдалось устойчивое снижение всех показателей, характеризующих безработицу в стране, в том числе в центры занятости за содействием по трудоустройству обратилось на 2,8 % меньше граждан, чем в 2007 году. Основным фактором снижения безработицы является повышение макроэкономических показателей, создание новых рабочих мест. На совещании было подчеркнуто, что работодатели стали более активно заявлять о своих потребностях, и по сравнению с началом года их заявления о вакантных должностях увеличились на 47 проц.  

3 Государственное регулирование занятости

 

    Оценивая  безработицу как социально-экономическое  явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки  зрения человека, оставшегося без  работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление - объективная необходимость. Другое дело, что государство должно “амортизировать” ее негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.

    Одной из функций органов исполнительной власти предусмотрено регулирование  занятости населения, поиск путей  снижения безработицы и сглаживание  ее последствий. Реализация этих функций  осуществляется посредством политики занятости.

    Политика  регулирования рынка как составная часть экономической политики предусматривает достижения трех основных целей:

    1. Стимулирование структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников;
    2. Наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;
    3. Предоставление работы каждому, кто ее ищет.

    Направление государственной политики на рынке  труда представлено на схеме 3.1.

      

      

      
 
 
 
 
 
 

    Схема 3.1 Направления государственной политики на рынке труда 

     Различают активную и пассивную государственную политику занятости.

       Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) предусматривает совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу, субсидирование создания новых рабочих мест и т. д.

     Активная  политика не только и не столько  поддерживает существование тех, кто потерял работу, сколько, прежде всего, поощряет активность каждого человека, направленную на поиск рабочего места, что в свою очередь сокращает его зависимость от политики поддержки доходов за счет социальных выплат, уменьшает зарплаты государственного бюджета, снимает напряженность в обществе, увеличивает производительность труда, способствует структурной перестройки экономики.

     Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты – социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи.

     Особое  место в регулировании рынка  труда занимают:

  1. Федеральная служба занятости - ее основная задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда. Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. В настоящее время в России функционируют более 2,5 тысяч центров занятости. В августе 1996 г. на базе трех социальных ведомств: Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и федеральной службы занятости – образовано Министерство труда и социального развития России.[3]

     Основными направлениями деятельности службы занятости являются:

    • содействие трудоустройству;
    • дополнительные меры по содействию занятости лиц, особенно нуждающихся в социальной защите, включая квотирование рабочих мест;
    • создание новых и дополнительных рабочих мест для отдельных приоритетных социальных групп населения за счет целевого субсидирования работодателя;
    • организация общественных работ и временной занятости населения;
    • содействие самозанятости и предпринимательской деятельности;
    • профессиональная ориентация и консультирование;
    • обучение и переобучение безработных.
  1. Биржа труда, являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Она представляет собой специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока.

     Основными направлениями деятельности бирж труда  являются:

    • регистрация безработных;
    • регистрация вакантных мест;
    • трудоустройство безработных и других лиц; 
      изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
    • тестирование лиц, желающих получить работу;
    • профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
    • выплата пособий.

     После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

В настоящее  время принимается ряд мер  для смягчения ситуации на рынке труда в условиях кризиса, например:

    1. Сначала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице;
    2. Обеспечение соблюдение Трудового законодательства при увольнении работников;
    3. Обучение и повышение квалификации высвобождаемых работников;
    4. Организация государственных юридических бюро;
    5. Сохранение и создание рабочих мест для инвалидов;
    6. Проведение реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц временно потерявших работу и др. [16]

Заключение

 

    В данной работе изложена попытка дать анализ как теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов:

  1. Рынок труда - это рынок ресурсов труда как товара, равновесная цена и количество которого определяются взаимодействием спроса и предложения. Рынок труда состоит из спроса на труд, предложения труда и цены труда.
  2. Безработица – это явление, при котором часть населения (рабочей силы) не занята в производственной сфере. Причины безработицы разнообразны: структурные сдвиги в экономике, экономический спад, политика правительства в области оплаты труда, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики, изменение в демографической структуре населения. Исходя и причин, вытекают формы безработицы: фрикционная, добровольная, структурная, вынужденная, сезонная, циклическая, региональная.
  3. В современных условиях кризиса государство предпринимает активные меры для смягчения ситуации происходящей на рынке: увеличивают размер пособий по безработице, принимают меры по увеличению конкурентоспособности на рынке труда, повышение информированности населения и др.

КТЗ-I

 

      Под безработицей понимают:

  1. Поиск нанимателем требуемого ему количества работников;
  2. Вынужденную незанятость;
  3. Работа без оплаты на семейном предприятии;
  4. Отсутствие на работе по причине забастовки;
  5. Нарушение равновесия между спросом и предложением на рынке труда.

    Правильный  ответ: Б, Д.

    Безработица это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения (рабочей силы) не занята в производственной сфере. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КТЗ-II

 

      Из  нижеперечисленного выберите меру борьбы с негативными последствиями безработицы:

  1. Оживление конъюнктуры рынка;
  2. Увеличение спроса на инвестиции;
  3. Масштабное применение общественных работ, оплачиваемых за счет бюджета;
  4. Рост потребительского спроса;
  5. Увеличение государственных закупок товаров.

          Правильный  ответ: В

      При масштабном применении общественных работ, оплачиваемых за счет бюджета, обеспечивают временную занятость населения, что снижает уровень зарегистрированных преступлений, которые совершают  лица, не имеющие постоянного источника  дохода, уменьшается число психических заболеваний и самоубийств. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Список  использованных источников

 
  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2000–391 c.;
  2. А.Г. Грязновой, Т В Чечелевой Экономическая теория: Учебник — М. Издательство «Экзамен». 2005. — 592 с;
  3. А. И. Добрынина, А. С. Тарасевич Экономическая теория: Учебник для вузов, 3-е издание – СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2000 – 448 с.;
  4. Завельский М.Г. "Экономика и социология труда": курс лекций. – М.: Палиолит: Логос, 2001 – 208 с.;
  5. И. П. Николаева Экономическая теория. Учебник – М.: «Проспект», 2000-510 с.;
  6. Г. Монусова «Вопросы экономики» №9, 2001: «Незанятость в России: вынужденная или добровольная?» с. 113-129;
  7. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. "Экономика труда (Экономическая теория труда)": учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2000 – 400 с.;
  8. «Обзор экономики России. Основные тенденции развития 2002 г. III» Москва, 2002., стр. 206;
  9. «Экономика и жизнь» сентябрь 2002г. №38;
  10. http://lenta.ru/news2/2007/05/21/imaconsulting/;
  11. http://lenta.ru/news2/2008/07/30/rspp/;
  12. http://enbv.narod.ru/text/Econom/management/management_articles/str/04.html;
  13. http://www.itar-tass.com/level2.html?NewsID=13643796&PageNum=0;
  14. http://e3.prime-tass.ru/macro/index.aspx?param=3,8,1243#datatable;
  15. http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=862393&ct=news;
  16. http://www.rg.ru/2009/03/20/programma-antikrisis-dok.html.

Информация о работе Рынок труда и безработица