Рынок труда и безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности понятия безработица, характеристики ее типов, особенностей развития; выяснить причины образования безработицы; проанализировать состояние уровня безработицы в России за период 2010 – 2012г., последствие безработицы и возможные пути решения данной проблемы. А также такие понятия как рынок труда и занятость населения, и их особенности.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Рынок труда и его структура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2. Причины и формы безработицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.1. Безработица – понятие, сущность, основные показатели. . . . . . . . . . 15
1.2. Виды безработицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
1.3. Причины возникновения безработицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
1.4. Социальные и экономические последствия безработицы. . . . . . . . . . 25
3. Государственное регулирование занятости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика Головкина Н. Л..docx

— 76.90 Кб (Скачать)

К занятым относятся лица  в возрасте от 16 лет и старше, которые в данный момент выполняли работу по найму за вознаграждение, временно отсутствовали на работе вследствие болезни, отпуска, командировки или выполняли работу на семейном предприятии.

Основными принципами формирования и обеспечения определенного  уровня занятости являются следующие:

1. Добровольность труда.  Каждый трудоспособный субъект,  который обладает всеми необходимыми  трудовыми качествами, имеет право  свободно распоряжаться своими  возможностями и способностями  к тому или иному роду деятельности. Кроме того, он может самостоятельно  выбрать именно то место работы, которое его полностью устраивает  или наиболее подходит по опыту  работы, уровню квалификации и  образованию. Каждый человек может  действовать таким образом, чтобы  реализовать себя в жизни, проявить  свои навыки, умение или творческое  начало. Очень часто бывает так,  что человек и не подозревает  о своих потенциальных возможностях  и работает «не на своем  месте», поэтому не получает абсолютно  никакого удовлетворения от своего  труда. Экономический субъект,  устраиваясь на определенную  должность должен прежде всего руководствоваться своими предпочтениями, желаниями и способностями. Чем больше работа будет по душе, тем выше будет производительность труда и удовлетворение. Данный принцип позволяет человеку свободно выбирать тот или иной вид деятельности, место и форму приложения своих способностей, независимо от форм собственности, других условий труда, месторасположения объектов приложения труда. Проводимые реформы, в частности приватизация средств производства, особенно приватизация жилья, права его продажи и обмена, изменения в правилах прописки, способствуют реализации этого принципа.

2. Ответственность государства  за создание условий для реализации  прав граждан на осуществление  трудовой деятельности. Трудовое  законодательство в первую очередь  имеет своей целью предоставление  гарантий трудовых прав и свобод  субъекта, обеспечение максимально  благоприятных условий для протекания  трудового процесса, а также защиту  интересов, как трудящихся, так  и самих работодателей. Таким  образом, государство должно всячески  содействовать и стимулировать  индивида к приобретению профессии  и карьерному росту.

3. Третьим принципом выступает  комплексный подход к решению  проблем занятости, который состоит  в координации усилий органов  власти всех уровней, взаимодействии  механизмов государственного регулирования  и рыночного саморегулирования,  использовании финансовых возможностей  бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижении экономической и социальной эффективности государственных программ стимулирования занятости.

Государство в новых условиях отказалось от прямого преимущественно  административно-централизованного  управления занятостью. Постепенно формируется  новая система воздействия на занятость – система регулирования  занятости. Главными ее звеньями выступают  законы, программы стимулирования занятости, соглашения, заключаемые субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровне и в рамках предприятий. Важную роль в этом играет  инвестиционно - структурная, налоговая, финансово-кредитная политика государства. Совместными усилиями субъектов социально-трудовых отношений должны определяться основные направления занятости, изменение ее структуры, улучшение качественных характеристик рабочей силы, повышение ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках труда. Государство в этой системе выступает координатором этих усилий.

Практическая сущность оценки трудоспособного населения требует  деления занятости на три основных вида:

1) полная занятость может  быть описана как состояние  экономики, когда уровень вовлечения  всего трудоспособного населения  в производство и иные сферы  деятельности максимален. С одной  стороны это хорошо, поскольку  исключает наличие безработных,  а с другой – наносит ущерб  не менее важным сторонам жизни  человека: здоровью, воспитанию детей  и пр. Состояние полной занятости  ресурсов, в том числе и трудовых, было описано сторонниками классической  школы. Они полагали, что такая  ситуация возможна исключительно  в долгосрочном периоде, когда  цены крайне подвижны, а номинальная  заработная плата без учета  реальной покупательной способности  и стоимости потребительской  корзины фиксирована. Однако сами  работники реагируют на изменение  только реальной заработной платы  с учетом динамики цен. А  поскольку в долгосрочном релевантном  периоде она является постоянной  величиной, то трудящиеся сокращают  предложение труда. Это вызывает изменения в спросе и способствует восстановлению соответствия между величиной оплаты труда и общим уровнем цен, что уравновешивает спрос и предложение и стабилизирует ситуацию на трудовом рынке;

2) эффективная занятость  представляет собой часть полной  занятости, которая обеспечивает  достойный доход, здоровье работника,  его профессиональный карьерный  рост и пр., т. е. способствует  улучшению общего уровня жизни  и росту общественного благосостояния;

3) социально-полезная занятость  представлена количеством трудоспособных  лиц, занятых общественно полезной  деятельностью, находящихся на  военной службе или обучающихся  на заочном отделении высшего  учебного заведения или занимающихся  домохозяйством.

Рассмотрим на «Рис. 1». насколько изменился уровень занятости населения за последние годы.

                                                                                                       «Рис 1.»

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в апреле 2012г. составил 63,9%.

  По сравнению с  мартом 2012г. численность занятого  населения увеличилась на 1064 тыс.человек, или на 1,5%, численность безработных уменьшилась на 502 тыс.человек, или на 10,3%. По сравнению с апрелем 2011г. численность занятого населения выросла на 1143 тыс.человек, или на 1,6%, численность безработных сократилась на 1039 тыс.человек, или на 19,2%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с  критериями МОТ, в 3,5 раза превысила  численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях  службы занятости населения. В конце  апреля 2012г. в государственных учреждениях  службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1254 тыс.человек, что на 4,5% меньше по сравнению с мартом 2012 года.

Как показывают материалы  обследований населения по проблемам  занятости в апреле 2012г., 68% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости (в апреле 2011г. - 63%). При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в апреле 2012г. составила 28,9%, среди безработных женщин - 35,6%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

В условиях рыночных отношений  социально остро стоят проблемы занятости населения и безработицы. Под занятостью населения понимают деятельность граждан, связанную с  удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход. Безработица — это социально-экономическое  явление, состоящее в том, что  некоторая часть экономически активного населения страны какое-то время или постоянно не имеет работы и заработка. Практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных категорий занятости. Так, различают занятость продуктивную, социально-полезную, полную и др.

Продуктивная занятость  — это занятость населения  в общественном производстве. Социально-полезная занятость определяется числом людей  не только занятых в общественном производстве, но и военнослужащих, учащихся (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками и т.п.

Полная занятость —  это такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая  безработица, но при этом сохраняется  ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей.

Отмеченные виды безработицы  различаются причинами их возникновения. Фрикционная безработица связана  с переменой места работы по инициативе самих занятых, которые добровольно  ищут более подходящую для се6я  работу. Такая безработица существует всегда и везде. Структурная безработица  вызывается изменением структуры производства под воздействием научно-технического прогресса, появления новых отраслей промышленности и отжившая морально устаревших производств. В силу этого  возникают диспропорции между предложением и спросом на рабочую силу. Циклическая  безработица — самая болезненная  — возникает в периоды спада  производства, во время экономических  кризисов, когда происходит массовое разорение предприятий, залповое сокращение числа занятых.

Обеспечению занятости населения  и преодолению негативных последствий  циклической безработицы служит государственная политика в этой области, которая определена Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Основные направления  этой политики следующие: предоставление равных возможностей всем гражданам  России в реализации права на труд и свободный выбор вида занятости  поддержка трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, осуществляемой в  рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному  и творческому труду соблюдение принципа добровольности труда, в соответствии с которым обеспечивается свободное  волеизъявление граждан в выборе профессий социальная защита в области  занятости сочетание самостоятельности местных органов власти с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении проблем занятости населения координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики поощрение работодателей в создании новых рабочих мест международное сотрудничество в решении проблемы занятости и некоторые другие направления.

Уже разработан ряд программ по конкретизации этих направлений  государственной политики. В обязанности служб занятости входит: анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информация о состоянии рынка труда, учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях к профессиям и работникам и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости, оказание услуг по трудоустройству; регистрация безработных, оказание им помощи, включая выплату пособий; организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения, организация профессионального обучения и переобучения граждан. Службы занятости имеют право запрашивать от всех структур информацию о предполагаемых изменениях, результаты которых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест, направлять на все виды предприятий трудящихся по вопросам трудоустройства, разрабатывать и выносить на рассмотрение органов исполнительной власти предложения об установлении минимального количества рабочих мест для трудоустройства, направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы, оплачивать стоимость профессионального обучения, и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу, выдавать пособия по безработице, приостанавливать или отменять выплату пособий.

Главной целью и конечным результатом функционирования центров  занятости является обеспечение  максимального трудоустройства  незанятого, ищущего работу трудоспособного  населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита. Создан государственный фонд занятости  населения, который образуется за счет обязательных страховых взносов  работодателей, обязательных страховых  взносов с заработка работников, средств республиканских и местных  бюджетов, добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций  и граждан и других поступлений.

Проблема занятости - это  проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде Рабочими местами. Добиться такого положения, чтобы  занято было все трудоспособное население  невозможно. Ведь одни вступают в рабочую  силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они  сами увольняются, четвертые находятся  в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы.

 

Заключение

В заключение своей работы я хотела бы подвести некоторые итоги. Проблема безработицы является одной  из самых больших проблем в  рыночной экономике, и, не решив ее, невозможно наладить эффективную экономическую  деятельность. Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический  прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике  вызывают уменьшение числа занятых  в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда  также ведет к уменьшению числа  занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени.

Можно выделить три вида безработицы: естественная, вынужденная  и циклическая. Также существует множество подвидов безработицы, такие как: фрикционная, добровольная, институциональная, технологическая, структурная, региональная, циклическая.

Безработица никогда не бывает равномерно распределенной среди населения  страны. Одни группы населения страдают от безработицы больше, чем другие. В связи с этим различают молодежную, женскую и мужскую безработицу, также сельскую и городскую. С  точки зрения продолжительности  безработица может быть краткосрочной, долгосрочной и застойной

Безработица имеет исключительно  негативные социальные последствия  для общества в целом, отдельных  его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа  самоубийств и убийств, численности  пациентов в психиатрических  лечебницах, ухудшение отношений  в семье, рост преступности и т. д., ведь люди остро переживают  невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую.

Информация о работе Рынок труда и безработица