Рынок труда и безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 07:52, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрена характеристика рынка труда.
На данный момент времени это очень актуальная тема, так как рынок труда – это важнейший элемент рыночной экономики. В связи со спадом производства в 90-х годах в целом по России положение на рынке труда стало напряженным и неустойчивым. В 1992г., впервые после 1930 года, когда была закрыта последняя биржа труда, в России были зарегистрированы первые десятки тысяч безработных. Так в нашей жизни появилось такое негативное явление, как безработица.

Работа содержит 1 файл

Рынок труда и безработица (мой).docx

— 66.21 Кб (Скачать)
 

     Логическим продолжением предложенной классификации форм безработицы является ее структуризация по следующим половозрастным, профессионально-квалификационным и социальным признакам:

     •   по полу, с выделением наименее защищенных в социальном отношении безработных — женщин;

     •   по возрасту, с выделением молодежной безработицы и безработицы лиц предпенсионного возраста;

     • по социальным группам (рабочие, интеллигенция, служащие, технические исполнители);

     •    по уровню образования;

     •    по профессиональным и стажевым группам;

     •    по уровню доходов и обеспеченности;

     •    по причинам увольнения;

     •    по ментальным группам.

     При решении проблем безработицы  считается целесообразным достижение естественной нормы (естественного уровня) безработицы - оптимального для экономики резерва рабочей силы способного достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных ими потребностей производства.

     Абсолютное  отсутствие безработицы считается  невозможным в рыночной экономике. Фрикционная и структурная безработицы, по сути, неизбежны. Они и образуют естественный уровень безработицы. Естественный уровень безработицы в экономически развитых странах с 1980-х гг. оценивают в 7%.

     Безработица влечет за собой серьезные экономические  и социальные издержки. Среди экономических последствий безработицы можно назвать следующие:

     • недовыпуск продукции, недоиспользование  производственных возможностей общества;

       • значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источником средств существования;

     • снижение уровня заработной платы занятых  в результате возникающей конкуренции на рынке труда;

     •    увеличение налоговой нагрузки на занятых  из-за необходимости социальной поддержки  безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д. 
 

     Помимо  чисто экономических издержек безработица  имеет и значительные социальные и психологические последствия, зачастую менее очевидные, но более  серьезные, чем экономические. Основные среди них следующие:

     •   усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе;

     •   обострение криминогенной ситуации, рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлении совершается неработающими лицами;

     •   повышение числа самоубийств, психических  и сердечно-сосудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом  объема девиантного поведения;

     • деформация личности безработного и  его социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной депрессии  у вынужденно незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков; обострении семейных отношений  и распадах семей сокращении внешних социальных связей безработного.

     Экономические и социально-психологические последствия  безработицы свидетельствуют о том, что это достаточно опасное для общества и для личности явление, требующее проведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого роста сверх минимально допустимого уровня. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА II.

     СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА  ТРУДА В РОССИИ,

     ПРОБЛЕМЫ  БЕЗРАБОТИЦЫ.

     Российский  рынок труда не сбалансирован: с  одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным  по своей структуре, т.е. происходит перенакопление рабочей силы на предприятиях, аккумуляция избыточной численности  работников, при этом повышение спроса на рабочую силу приводит к трудодефициту.

     На  российском рынке труда в 2007 году продолжились тенденции развития, наблюдавшиеся  и в предыдущие годы. Усиление кадрового  голода в стране связано с целым  рядом причин – от демографического кризиса до повышения конкуренции  среди организаций-работадателей. Дефицит  квалифицированного персонала в  сочетании с растущим спросом  является основной проблемой всех игроков  на рынке труда, и можно утверждать, что сегодня компании вынуждены  работать в условиях рынка кандидата, а не рынка работодателя. В этой связи работодатели все чаще сталкиваются с таким явлением, как завышенные зарплатные и карьерные ожидания соискателей.

     В 2006 году ситуация приобрела более острый характер не только в Москве и Санкт-Петербурге – традиционных центрах экономического развития, но и во многих городах России, вследствие чего наблюдается постепенное сближение уровней зарплаты в столицах и регионах нашей страны. Также работодатели отмечали опережающий рост зарплатных ожиданий кандидатов. Более того, темпы повышения уровня заработной платы в некоторых регионах России по сравнению с предыдущими годами были заметно выше, чем в Москве, что говорит о высокой динамике развития регионального рыка труда, особенно в секторе банковской сфере, сферах недвижимости и логистики.

     В 2007 году во всех регионах отмечена достаточно ровная динамика роста уровня заработных плат. Так, было проанализировано изменение  зарплат ряда специалистов на позициях, которые характерны практически  для каждой компании, независимо от ее размера и сферы деятельности. Результаты показали продолжение процесса планомерного сокращения разницы в  уровне оплаты труда между регионами  и столицей. На рынках труда в  большинстве городов уровень  заработных плат составляет порядка 60% от московского. Исключением из этого правила являются руководящие позиции – уровень вознаграждения в данном случае практически сопоставим с московским. Примерно таким же образом складывается ситуация и с узкопрофильными специалистами, численность которых на рынке крайне мала. Причина этого – достаточно благоприятный инвестиционный климат в России, побуждающий компании разворачивать свою деятельность в регионах.  

     Очевиден  высокий уровень оплаты труда  производственных специалистов в Нижнем Новгороде и Новосибирске, обусловленный  тем, что в этих городах активно  развивается производственная сфера  – спрос на промышленных специалистов от грузчиков до руководителей предприятий  уже достиг критической точки.

     Говоря  о зарплатах специалистов, нельзя не затронуть тему льгот. Если мобильные  телефоны и машины практически во всех городах становятся неотъемлемым инструментом рабочего процесса, то с  добровольным медицинским страхованием (ДМС) ситуация складывается по разному: ДМС как льгота в основном представлена только в столицах, во многих других регионах даже ОМС (обязательное медицинское страхование) до сих пор расценивается как льгота из-за действия «серых» схем оплаты труда. Пенсионное страхование еще в принципе не развито в России, что также подтверждается повсеместно низким уровнем предоставления данной льготы.

     В банковском секторе наблюдается  активность во всех городах, что связано  с потребностью в специалистах начального уровня в сфере розничного кредитования для банков, а также с высоким  спросом на финансовых клерков практически  во всех регионах. В сфере продаж отмечается повсеместная активность. Производственные специалисты примерно одинаково востребованы во всех городах. В сфере логистики по понятным причинам (наличие морского порта) лидирует Санкт-Петербург. Розничные специалисты  одинаково необходимы во всех городах. Высокий спрос на финансовых специалистов во всех регионах связан с улучшением микроэкономической ситуации в России и необходимостью усиления финансовой функции во всех отраслях бизнеса. Абсолютными  лидерами по востребованности  среди  работников финансовой сферы являются аудиторы, т.к. отмечается стремительный  рост слияний и поглощений на российском рынке, а каждая сделка такого рода требует аудиторского сопровождения.

     Далее приведем прогнозы, касающиеся развития рынка труда в 2008 году.

     Рост  общего уровня зарплат по России, который  в среднем составит около 12-14%, что  значительно превысит уровень инфляции.

     Усиление  дефицита квалифицированных специалистов и «синих воротничков». Не секрет, что  компании серьезно озабочены этой проблемой  и как один из способов ее решения  рассматривают программы релокации  кадров из других регионов.

     Смещение  акцентов при подборе на молодых  специалистов и последующее обучение в компании, усиление взаимодействия с вузами и средне-специальными учреждениями. Общая тенденция заключается  в том, что в настоящее время  работодатели заинтересованы в самостоятельной  подготовке кандидатов.

     Продолжение экспансии компаний в регионы. Региональные рынки будут и дальше приближаться к столичным как по объему присутствия  мировых компаний, так и по уровню профессионализма и требований кандидатов.

     Все больше международных и крупных  российских компаний выходят на региональный рынок или активизируют свою региональную активность, что вызывает острую нехватку квалифицированного персонала. Практически  каждая крупная компания в настоящее  время сталкивается с ситуацией, когда качественный набор сотрудников  становится  определяющим фактором успеха бизнеса. Интересно отметить, что многие игроки международного бизнеса, сейчас часто стремятся к уменьшению издержек путем сокращения персонала  в столичных подразделениях. В  планах ряда компаний на 2008 год стоит  усиление региональной составляющей наряду с одновременным переносом фокуса внимания бизнеса на другие регионы  России.

     Также подтверждением того, что проблема дефицита кадров в регионах, а значит роста и спроса на услуги кадровых агентств приобрела острый характер, является активная региональная экспансия, которую в 2007 году вели как крупнейшие рекрутинговые компании, так и  малоизвестные кадровые агентства.

     Рынок труда в России слабо связан с  рынком капитала. Все это вызывает необходимость вырабатывать соответствующую  российскую политику занятости, а также стратегии и тактики механизма регулирования российского рынка труда.

     Занятость – одна из важнейших социально-экономических  проблем рыночной экономики. Ее статистическое отражение неоднократно обсуждалось  на международных конференциях статистиков  труда, проводимых Международным бюро труда (г. Женева) – основным рабочим  органом Международной организации  труда (МОТ).

     Перед статистикой занятости  и безработицы  стоят следующие  задачи:

  • сбор данных о численности занятых и безработных как составных частях рабочей силы;
  • измерение уровня занятости и безработицы с целью изучения состояния, тенденций на рынке труда;
  • изучение трудоустройства населения для оценки ситуации на рынке труда и ее прогнозирования;
  • изучение состава занятых и безработных с тем, чтобы разработать программу занятости;
  • измерение взаимосвязи между занятостью, доходом, содержанием и другими мотивациями труда с целью разработки программы занятости.

     Выполнение  этих задач создает условия для  измерения предложения рабочей  силы и ее фактического использования. Их решение основывается на сочетании  ряда источников информации.

     В целях осуществления функции надзора и контроля за осуществлением органами государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области содействия занятости населения ежегодно проводятся плановые выездные надзорно-контрольные проверки в субъектах РФ.

       

  Включение субъектов Российской Федерации в план проведения проверок определяется, исходя из:

  • уровня и структуры безработицы (по методологии МОТ) в среднем за год;
  • динамики изменения ситуации на рынке труда;
  • своевременности и полноты использования выделенных из федерального бюджета средств (субвенций) для осуществления переданных полномочий; целевого расходование этих средств;
  • содержания поступивших в Роструд обращений государственных органов, органов местного самоуправления, граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о нарушениях органами и государственными учреждениями службы занятости населения субъектов Российской Федерации законодательства о занятости.

Информация о работе Рынок труда и безработица