Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 00:47, курсовая работа
Рынок возник как место встречи продавцов и покупателей в эпоху первобытного общества, когда общины стали обмениваться излишками своей продукции, прибавочным продуктом. Такого рода обмен сегодня называется бартером. Он происходил в определенное время и в выбранном для этого месте. С развитием городов под торговлю начинают закрепляться специальные территории, в которых осуществлялась розничная и оптовая торговля. Обмен стал обслуживаться деньгами, что значительно расширило хозяйственные связи между продавцами и покупателями.
Введение……………………………………………………………………….3
Рынок труда и его структура…………………………………………..5
Причины и формы безработицы……………………………………....10
Государственное регулирование занятости………………………….15
Заключение…………………………………………………………………....19
Ответы на КТЗ………………………………………………………………...21
Список литературы…………………………………………………………….22
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. В экономической теории существуют различные подходы к объяснению необходимости и возможности существования безработицы.
Одно
из самых ранних объяснений безработицы
дано Т. Мальтусом. Он заметил, что безработицу
вызывают демографические причины,
в результате которых темпы роста
народонаселения превышают
Марксистская теория рассматривает безработицу как исторически преходящее явление, свойственное обществу, основанному на частной собственности на средства производства. Появление безработицы связано с ростом органического строения капитала. Население избыточно не абсолютно, а относительно потребности капитала. Последствиями безработицы являются абсолютное относительное обнищание наемных работников.
Из
неоклассической концепции
Основные идеи кейнсианской школы кратко можно свести к следующему:
Представители
монетаристской школы исследовали
взаимосвязь безработицы с
Институциональная
социологическая школа
В последние годы наиболее популярны концепции «естественного», «нормального», «социально-допустимого» уровня безработицы, исследующие взаимосвязи безработицы и инфляции, денежного обращения, равновесной цены труда, соотношения спроса и предложения на труд. Разработка стратегии и тактики государственного регулирования занятости, поддержки безработных ведется с применением методов экономико-математического моделирования и графического анализа.
Критически оценивая достижения зарубежной экономической мысли и практики регулирования занятости и безработицы, следует подчеркнуть, что рекомендованные ими меры не могут быть автоматически перенесены на формирующийся российский рынок труда без учета состояния производства, уровня жизни населения и других параметров.
Современные формы безработицы следующие.
Фрикционная безработица связана с профессиональными, возрастными, региональными перемещениями работников. Это лица наемного труда, которые. Покинув предыдущее место работы, находятся в процессе перехода на новое место. Отличительный признак этого вида безработицы – добровольность и низкая продолжительность.
Структурная безработица является результатом изменений в технологии, технике и структуре производства, структуре потребительского спроса, обусловливающих несоответствие структуры рабочих мест и профессиональной структуры работников. Этот вид безработицы, как правило, носит долговременный характер, требует дополнительных затрат общества и индивидов на переквалификацию, перемену места жительства.
Циклическая безработица обусловлена циклическим характером воспроизводственного процесса в рыночной экономике. Она увеличивается в период кризиса и снижается в условиях подъема экономики. Особенно возрастает безработица в период перехода к новым технологическим способам производства на основе всеохватывающих революционных сдвигов в технике, технологии, организации производства.
Сезонная безработица обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей: сельском хозяйстве, строительстве, промыслах, в которых в течении года происходит резкие изменения спроса на труд. Размеры сезонной безработицы могут быть спрогнозированы и учтены при подписании договоров между работодателем и работником.
Региональная безработица возникает в результате диспропорций между спросом и предложением рабочей силы на данной территории. Она формируется под влиянием неравномерного экономического развития территорий, испытывает воздействие демографических, исторических, культурных и других специфических факторов.
Высказывают предложение о выделении в особую форму конверсионной и экономической безработицы, приобретающих особую значимость вследствие проведения в переходный период конверсии ВПК и усиления конъюнктурных колебаний.
Продолжительность безработицы можно выделить застойную и текучую формы. Продолжительность безработицы измеряется промежутком времени между потерей места работы и трудоустройством на новом рабочем месте.
Текучая
форма безработицы
Добровольная безработица обусловлена тем, что определенная часть работников выходит на рынок труда и становится добровольными безработными по тем или иным причинам (в целях найти более выгодную работу, с лучшими условиями труда и оплаты и др.).
Безработица
может быть открытой и скрытой, долгосрочной
и краткосрочной. К долгосрочной
безработице относятся
Социально-экономические
последствия безработицы можно сформулировать
следующим образом: происходит обесценение,
недоиспользование человеческого потенциала
общества, ухудшается качество жизни безработных
и членов их семей, усиливается давление
на размер заработной платы занятых со
стороны конкурирующих на рынке труда,
формируются категории лиц с девиантным
поведением, склонных к поступкам, противоречащим
принятым социальным нормам и ценностям.
В мировой экономической теории существуют различные взгляды на механизм регулирования занятости в условиях рынка. Но главными, являются кейнсианское и неоклассическое. Борьба этих течений определяет направления государственных программ в промышленно развитых странах и во все большей мере оказывает влияние на выбор экономической стратегии в странах, осуществляющих рыночные реформы.
Первое течение, основанное на неоклассическом направлении в теории занятости, исходит из того, что рынок труда способен к автоматическому саморегулированию и остается устойчивым и равновесным в долгосрочном периоде в условиях полной занятости. Поэтому правительство должно проводить политику невмешательства в самонастраивающийся механизм рынка труда.
Второе течение, кейнсианское, считает, что рынок труда может стабилизироваться и быть равновесным при высоком уровне безработицы, и поэтому обосновывает необходимость государственного регулирования рынка труда на макроуровне экономике.
С 30-х годов 20 века в большинстве развитых стран государственная политика стабилизации занятости базировалась на кейнсианских рекомендациях. Суть их сводилась к тому, что если основной причиной безработицы является падение совокупных расходов в экономике, то государство путем нагнетания платежеспособного спроса на рынке товаров и услуг может существенно снизить безработицу. Для этого предлагались преимущественно меры фискальной политики: поощрение государством инвестиционной деятельности частного бизнеса, увеличение госзаказов, расширение государственного сектора экономики, рост госаппарата всех уровней, снижение ставок подоходного налога.
Однако, как известно, меры по увеличению государственных расходов и сокращению налогов приводят к увеличению дефицита государственного бюджета и росту инфляции. Но в кейнсианской модели инфляция и безработица не могут существовать одновременно.
Логическое обоснование кривой Филипса состоит в том, что в периоды спада производства, характеризующиеся избытком рабочей силы на рынке труда, предпринимателям нет необходимости увеличивать заработную плату для привлечения работников в производство, а у работающих отсутствуют повышенные требования к уровню оплаты труда, что сокращает уровень цен в экономике. На стадии подъема, когда экономика близка к состоянию полной занятости и на отдельных сегментах рынка труда ощущается недостаток рабочей силы, предприниматели вынуждены повышать ставки заработной платы для привлечения рабочей силы в производство.
Вплоть до конца 70-х годов балансирование между инфляцией и безработицей составляло стержень макроэкономической политики западных правительств: для снижения инфляции правительство допускало увеличение уровня безработицы, и, наоборот, рост занятости требовал ослабления контроля над инфляцией.
Однако продолжавшийся рост безработицы 70-х – начала 80-х годов при одновременном увеличении темпов инфляции показал, что традиционные кейнсианские методы борьбы с безработицей неадекватны изменившимся условиям хозяйствования и масштабам проблемы. Вследствие этого встал вопрос о формировании нового концептуального подхода к регулированию рынка труда. Альтернативный подход проявляется в гипотезе естественного уровня безработицы в рамках концепции адаптивных ожиданий М. Фридмана, которая теоретически обосновала политику дерегулирования рынка труда.
В отличие от кейнсианцев монетаристы считают, что обратная связь между безработицей и инфляцией возможна только в краткосрочном периоде, когда рост инфляции, вызванный государственной стабилизационной политикой полной занятости, является совершенно неожиданным для наемных работников и предпринимателей. В силу того, что наемные рабочие недооценивают фактор роста цен, а темпы реальной инфляции оказываются выше ожидаемых, номинальная заработная плата отстает от роста инфляции. В такой ситуации предприниматели расширяют производство и занятость, так как издержки производства растут медленнее цен. Следовательно, в краткосрочном периоде, при условии непредвиденных изменений в государственной политике по регулированию совокупного спроса, действительно, существует обратная связь между инфляцией и безработицей.
Перераспределение средств фонда занятости в пользу пассивной политики на рынке труда консервирует политику занятости на мерах, смягчающих последствия безработицы, но не противодействующих ей. Однако, как показывает опыт промышленно развитых стран, будущее за активной политикой на рынке труда. И чем быстрее вся система государственного управления занятостью на всех уровнях ее применения будет перестроена в этом направлении, тем быстрее сможет быть осуществлено формирование высокоэффективного механизма регулирования рынка труда в нашей стране.
Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, служба трудоустройства, служба содействия найму), являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы в большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа.