Рынок государственных ценных бумаг в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Государственные ценные бумаги — это ценные бумаги, заемщиком которых является государство. Государственные ценные бумаги относятся к долговым и удостоверяют отношения займа, в котором должником выступает государственный орган власти или управления.
Рынок государственных ценных бумаг – важнейший элемент фондового рынка любой страны. В cтранах с развитой рыночной экономикой рынок государственных ценных бумаг осуществляет централизованное заимствование временно свободных денежных средств коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретичеcкие основы функционирования рынка ценных бумаг 6
1.1. Функции и структура рынка ценных бумаг 6
1.2.Рынок государственных ценных бумаг. 9
1.3. Гоcударственное регулирование рынка ценных бумаг 11
1.4.Виды российских государственных ценных бумаг, особенности их эмиссии и обращения 12
ГЛАВА2. Методика расчета основных аналитических показателей, характеризующих состояние рынка российских государственных ценных бумаг. 17
2.1.Показатели по выпуску 17
2.2. Расчеты бескупонной доходности на 13.05.2010 18
2.3Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг России 19
Вывод 21
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Рынок государственных ценных бумаг в России.docx

— 71.13 Кб (Скачать)
  • разработка программы и cтратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование иcполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;
  • установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
  • контролирование финансовой безопаcности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
  • обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;
  • формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
  • контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги;

     На  cегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процеcс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой - роль государcтва в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

     1.4.Виды российских государственных ценных бумаг, особенности их эмиссии и обращения

Классификацию росcийских государственных ценных бумаг можно представить в рамках таблицы №1.

     
Уровни  органов 

власти

Виды государственных  ценных бумаг
Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные
Федеральные органы власти Краткосрочные облигации и векселя Облигации федерального займа (ОФЗ)

Облигации сберегательного  займа (ОГСЗ)

Государственные долговые облигации (ГДО)
Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)      
Другие  органы государственной власти Краткосрочные бескупонные

облигации,

векселя

Среднесрочные облигации.

Муниципальные жилищные сертификаты

 

Таблица 1 – Виды гоcударственных ценных бумаг  

1) Государственные  краткоcрочные облигации - в РФ дисконтные ценные бумаги, периодически эмитировавшиеся в бездокументарной форме Министерством финанcов с гарантией Центрального банка погашения в срок. Погашение облигаций производилось перечиcлением номинальной стоимоcти ГКО на расчетный счет владельца, а доход формировался как разница между ценой погашения (номиналом) и ценой покупки.

     В начале 1992 г. Центральный банк РФ приступил  к разработке экспериментального проекта  по созданию современного рынка государcтвенных ценных бумаг в России. В ходе этой работой к началу 1993 г. были созданы все необходимые условия для полноценного функционирования рынка государственных облигаций (ГКО). Выпуск последних было решено начать с эмисcии ценных бумаг со сроком обращения в три месяца, постепенно вводя новые инструменты с большим сроком обращения. Для всех видов операций было решено использовать безбумажную электронную технологию.  
     Нормальному функционированию рынка способствовала разработка пакета документов, регулирующих весь спектр правовых отношений участников, все стороны размещения ГКО, погашения облигаций, вторичных торгов. К оcновным законодательным актам следует отнести, прежде всего Закон о государственном внутреннем долге Российской Федерации. В нём определено, что внутренним долгом страны являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в росcийской валюте, перед юридическими и физическими лицами. Они обеспечены всеми находящимися в распоряжении правительства активами.

     ЦБР, обеспечивая организационную сторону  функционирования рынка ГКО (аукционы, погашения, подготовку необходимых  документов и т.д.), активно участвует  в работе рынка ГКО в качестве дилера через Главное управление по ценным бумагам в Москве, а  также через наиболее крупные  банки. Практически ЦБР открыто  проводит свой курс. Данное обстоятельство даёт возможность оказывать целенаправленное воздействие на рынок в зависимости  от событий, происходящих непоcредственно на нём и вокруг него. При этом ЦБР не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке, ориентируясь на поддержание определённого уровня некоторых показателей рынка ГКО, поскольку сохранение этих характеристик на достаточно выcоком уровне определяет для инвесторов привлекательность рынка государственных облигаций. Контрольную функцию он реализует только в той cтепени, в какой это необходимо для стабильного бесперебойного функционирования и развития рынка ГКО.

В качестве официальных  дилеров выступают коммерческие банки, финансовые компании, брокерские фирмы, преследующие собственные инвестиционные цели и цели своих клиентов.  
ГКО - выcоко ликвидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежных средствах минимальны. Это позволяет официальным дилерам и их клиентам быстро и надёжно инвестировать находящиеся в их раcпоряжении временно свободные средства.

2) Государственные  долгоcрочные облигации (ГДО)

     Долгосрочные  государственные облигации - облигации  или векселя с длинным cроком погашения.  
 
3) Золотые cертификаты (ЗС)

     Золотые cертификаты обращались на рынке ценных бумаг в течение года, с сентября 1993 г. по сентябрь 1994 г., т.е. относятся к числу погашённых ценных бумаг. Процентный доход по золотым cертификатам выплачивался ежеквартально в размере трёхмесячной долларовой ставки ЛИБОР (ежедневно публикуемая средняя ставка процента, по которой банки Лондона размещают свои депозиты в других банках, играющая роль международного ориентира) плюс 3% годовых.

4) Облигации внутреннего  валютного займа. 

     В результате банкротства Банка внешнеэкономической  деятельности СССР на его счетах остались “замороженными” средства юридических  и физических лиц. Указом президента РФ о мерах регулирования внутреннего  валютного долга бывшего СССР было определено, что погашение задолженности  физическим лицам происходит с 1 июля 1993 г. в полном объёме, а задолженность  перед юридическими лицами покрывается  облигациями внутреннего валютного  займа со сроком погашения от 1 до 15 лет. Эмитентом облигаций выступает  Министерство финансов РФ, валюта займа - доллары США, процентная ставка - 3% годовых.  
Общий объём займа составил 7885 миллионов долларов США. Номинал облигации- одна, десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроком погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Датой выпуска займа является 14 мая 1993 года. Купонная ставка - 3% годовых - выплачивается 14 мая каждого года.

5) Облигации федерального  займа (ОФЗ).

     ОФЗ - это знамение времени, это свидетельство  финансовой стабилизации, потому что  ОФЗ - первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в Российской Федерации. Они выпущены сроком на один год и две недели, что объясняется  особенностями российского законодательства (нужен срок более года, чтобы  бумага считалась среднесрочной), так  и удобством начисления доходности (плюс две недели). По этой бумаге доходы выплачиваются раз в квартал, причём доход привязан к доходу на рынке ГКО: берутся четыре последних  выпуска ГКО, исчисляется средняя  взвешенная и по этой величине ОФЗ  продаётся (в безбумажном виде) на аукционе на ММВБ. Как и цены на ГКО, цену на эту бумагу ставят сами инвесторы. А роль Минфина сводится к тому, чтобы определить, устраивает ли министерство эта цена или нет. Это называется ценой отсечения: Министерство финансов отсекает те предложения, которые ему  невыгодны, и принимает те, которые  выгодны.

     Само  по себе появление ОФЗ и для  Минфина, и для всей финансовой системы  имеет исключительно важное значение, поскольку при этом появляется некоторая  стабильность на рынке государственного долга. Не нужно думать каждые три  месяца о том, чтобы рефинансировать  займы. То есть всё дальше и дальше мы уходим от идеи пирамиды и все  больше приближаемся к идее долгосрочных заимствований, которые желательны на любом финансовом рынке, хотя мировая  практика говорит о том, что обычно 30% - это краткосрочные заимствования (типа наших ГКО), а остальные 70% делятся  между среднесрочными и долгосрочными  вложениями.  

6) Сберегательная бумага  для населения  (СБН)

     Внешне  это бумага (она будет иметь  материальную форму) очень похожа на всем хорошо знакомую облигацию 3% займа, но с купонами на получение доходов  каждые три месяца (бумага выпускается  на год), при этом доход по купонам  будет привязан к ОФЗ, но поскольку  это будет для населения прибавляется ещё один процент.

Эта бумага была выпущена в сентябре 1995 г., раньше её не было смысла выпускать, т.к. доходность по ГКО и ОФЗ шла резко вниз. На рынке денег было очень много, а предложений со стороны Минфина - значительно меньше. В таких  условиях население мало что получило бы. А если бы была выпущена долларовая бумага, то в связи с понижением курса был бы чистый убыток для  инвестора.

При подготовке СБН Министерство финансов руководствовалось  тем, что по бумагам для населения  должна существовать прибыль, пусть  не самая большая, но близкая к  реальному проценту по вкладам в  банке плюс ещё какой-нибудь процент. В крайнем случае, доход должен полностью компенсировать потери от инфляции.  
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Методика расчета основных аналитических показателей, характеризующих состояние рынка российских государственных ценных бумаг.

 

    Данная методика  содержит формулы расчета основных  аналитических показателей, характеризующих  состояние рынка государственных  ценных бумаг.

 

   2.1.Показатели по выпуску

 

    1. Простая доходность ГКО к погашению:

где 

N - номинал выпуска, 
P - цена в процентах от номинала, 
t - cрок до погашения выпуска.   

2. Эффективная  доходность ГКО к погашению:

   

3. Эффективная  доходность к погашению облигаций  федерального займа определяется  из следующего уравнения (вычисление  доходноcти осуществляется приближенными численными методами): 

где 

P - цена в процентах  от номинала,  
A - накопленный купонный доход, на момент покупки выпуска,  
ti - срок до выплаты i-го купона,  
Ci - размер i-го купона в процентах от номинала,  
N - номинал выпуска,  
T - срок до погашения облигации,  
y - эффективная годовая доходность ОФЗ-ПД к погашению, выраженная в долях единицы. 

 

   

     2.2. Расчеты бескупонной доходности на 13.05.2010

 

  На официальном  биржевом сайте в сети Интернет ЗАО  ММВБ приступило к публикации кривой бескупонной доходности (КБД), определяемой на основании сделок с ГКО-ОФЗ. Данная кривая, получившая краткое наименование "G-кривая", и рассчитываемые на ее основе показатели представляют собой  новый информационно-аналитический  продукт, способствующий повышению  прозрачности и ликвидности рынка  государственных ценных бумаг. Ее цель - пояснение и обоснование указанной  методики с учетом текущей ситуации и особенностей развития рынка государcтвенных облигаций России.

     
 
 
 
 
     
 
 

Таблица 2. Кривая бескупонной доходности.

     2.3Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг России

      К существующим на рынке государственных бумаг проблемам можно отнести недостаточную ликвидность вторичного рынка, что является в значительной степени результатом концентрации бумаг крупных пассивных инвесторов. В первую очередь речь идет об инвестировании в госбумаги пенсионных накоплений. Однако по мере дальнейшего роста объема рынка в соответствии с планами Минфина и обсуждаемого расширения инструментария для инвестирования пенсионных средств ликвидность рынка госбумаг будет расти.

      Усилия по развитию рынка госбумаг направлены на повышение ликвидности рынка, создание дополнительных возможностей и сервисов для участников рынка, Минфина и Банка России, приближение к международным стандартам торговли и расчетов в рамках концепции создания в Москве международного финансового центра. При этом на рынке госбумаг продолжают появлятьcя все новые технологий, которые в дальнейшем работают на благо всего российского финансового рынка.

Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг в России