Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:46, реферат
В своем реферате я раскрою основные понятия рынка, его признаки, функции, буду рассматривать его структуру, а также инфраструктуру, ее функции, элементы.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок…………………………………………………………………………………………………………4
Определение рынка……………………………………………………………………………………..4
Признаки рынка……………………………………………………………………………………………4
Функции рынка……………………………………………………………………………………………..4
Принципы функционирования рынка..……………………………………………………….6
Классификация рынка………………………………………………………………………………….7
Объекты рынка……………………………………………………………………………………………..9
Глава 2. Структура рынка……………………………………………………………………………………..13
2.1. Понятие структуры……………………………………………………………………………………..13
2.2. Критерии для характеристики рынка…………..……………………………….…………..13
2.3. Совершенная конкуренция……………………………………………………………….……….20
2.4. Несовершенная конкуренция……………………………………………………………………21
2.4.1. Монополия……………………………………………………………………………………22
2.4.2. Монополистическая конкуренция……………………………………….………22
2.4.3. Олигополия…………..………………………………………………………………………23
2.5. Антимонопольная политика………………………..…………………………………………….24
2.6. Виды соперничества производителей……………………………………………………...25
Глава 3. Инфраструктура рынка……………………………………………………………………………27
3.1. Понятие и сущность инфраструктуры рынка………………………………………………..27
3.2. Функции инфраструктуры рынка…………………………………………………………………..29
3.3. Элементы инфраструктуры рынка………………………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы…………………………………………………………………..36
2.4.1. Монополия
Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.
Модель монополии:
Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.
2.4.2. Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурирует, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.
Для рынка
с монополистической
Монополистическая
конкуренция похожа на ситуацию монополии,
поскольку отдельные фирмы
2.4.3. Олигополия
Олигополия — тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников. Частным случаем олигополии выступает дуополия. Контроль над ценой очень высокий, высокие входные барьеры в отрасль, значительная неценовая конкуренция. Примером могут послужить операторы сотовой связи и рынок жилья.
Важнейшие характеристики олигополии:
2.5. Антимонопольная политика
Во всех развитых странах
мира существует антимонопольное
Для государственной
Кроме регулирования цен определённую пользу — особенно в России — может принести и реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики.
В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования. В России органом антимонопольного регулирования является Федеральная антимонопольная служба России.
2.6. Виды соперничества производителей
Картельное соглашение – это сговор фирм по производству и разграничению рынков сбыта.
Жесткость цен – политика, при которой изменения издержек или спроса не приводит к изменению цен. Такая ситуация может привести к ценовой войне – снижение цен постепенно, с целью вытеснения конкурента.
Лидерство в ценах – это ситуация, когда компании ориентируются на цены, установленные лидером.
Ценовая дискриминация – ситуация, когда один и тот же товар продается по разным ценам разным покупателям (опт, розница, время суток, время года, доверие к потребителям).
Консорциум – это объединение фирм для возведения в действие научного или инвестиционного проекта.
Патентный пул – соглашение фирм по специализации и кооперировании производства.
Глава 3. Инфраструктура рынка
3.1. Понятие и сущность инфраструктуры рынка
Рыночная инфраструктура может быть правильно понята и классифицирована только на основе макроэкономического подхода. В соответствии с ним инфраструктура в рыночной экономической системе не обслуживает, а обеспечивает нормальное функционирование всей экономики.
Характеризуя рыночную инфраструктуру, следует исходить из того, что на развитие экономики влияют не только объективные, но и субъективные факторы, при этом роль последних в современных условиях возрастает. Поэтому нельзя себе представить инфраструктуру рыночного типа состоящей только из овеществленных и неодушевленных элементов.
С этой точки зрения инфраструктура
в любой социально-
Впервые термин «инфраструктура» был
использован в экономическом
анализе для обозначения
Инфраструктура – это
Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Итак, “рыночная инфраструктура – это совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное многоуровневое функционирование хозяйственных взаимосвязей, взаимодействие субъектов рыночной экономики и регулирующих движение товарно-денежных потоков”. В данном определении речь идет о многоуровневом функционировании рыночной инфраструктуры, то есть о макро- и микроуровнях. Это позволяет увидеть не только различия традиционного и современного подходов в трактовке инфраструктуры, но и их преемственность.
Инфраструктуру рыночных отношений формируют многочисленные институты, среди которых выделяются брокерские фирмы, различные биржи, инвестиционные компании, банки, лизинговые компании, центры занятости, страховые организации и другие.
Экономика предполагает создание товаров и их доведение до потребителей. Последнее требует организации сферы обращения товаров. Инфраструктура рынка – это совокупность институтов, обеспечивающих обращение различных товаров. Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей – основное предназначение институтов инфраструктуры.
Представления о развитии рыночной
экономики формируются в
3.2. Функции инфраструктуры рынка
Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга – это особый товар, существующий только в момент его производства. Можно выделить две основные функции инфраструктуры рыночного типа (или рыночной инфраструктуры в широком смысле), обусловленные природой рыночной экономики:
а) обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики.
б) регулирование
движения товарно-денежных потоков.
В качестве субъектов рыночной экономики
мы рассматриваем, с одной стороны,
владельцев ресурсов и владельцев продуктов,
а с другой – коммерческие структуры
и государство. Обе классификации
субъектов экономики дополняют
друг друга и выделяют этих субъектов
по разным критериям. Каждая из выделенных
функций характеризуется
Обеспечивающая функция по самой своей сути есть функция внутренняя, имманентная инфраструктуре экономики, характеризующая ее сущность и непосредственное предназначение. Такая функция носит пассивный характер. Рыночная инфраструктура, как подсистема всей экономики, как бы предоставляет рыночной экономике условия и возможности для выполнения экономических функций (прежде всего таких, как оптимальная аккумуляция ресурсов и создание из них продуктов хозяйственной деятельности), непосредственно не участвуя в создании продукта. Тем не менее, указанная функция может быть также классифицирована как прямая, поскольку формирование адекватной инфраструктуры является одним из непосредственных и обязательных условий существования и воспроизводства экономической системы, а также ее развития.