Рынок, его структура и инфраструктура

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:46, реферат

Описание работы

В своем реферате я раскрою основные понятия рынка, его признаки, функции, буду рассматривать его структуру, а также инфраструктуру, ее функции, элементы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок…………………………………………………………………………………………………………4
Определение рынка……………………………………………………………………………………..4
Признаки рынка……………………………………………………………………………………………4
Функции рынка……………………………………………………………………………………………..4
Принципы функционирования рынка..……………………………………………………….6
Классификация рынка………………………………………………………………………………….7
Объекты рынка……………………………………………………………………………………………..9
Глава 2. Структура рынка……………………………………………………………………………………..13
2.1. Понятие структуры……………………………………………………………………………………..13
2.2. Критерии для характеристики рынка…………..……………………………….…………..13
2.3. Совершенная конкуренция……………………………………………………………….……….20
2.4. Несовершенная конкуренция……………………………………………………………………21
2.4.1. Монополия……………………………………………………………………………………22
2.4.2. Монополистическая конкуренция……………………………………….………22
2.4.3. Олигополия…………..………………………………………………………………………23
2.5. Антимонопольная политика………………………..…………………………………………….24
2.6. Виды соперничества производителей……………………………………………………...25
Глава 3. Инфраструктура рынка……………………………………………………………………………27
3.1. Понятие и сущность инфраструктуры рынка………………………………………………..27
3.2. Функции инфраструктуры рынка…………………………………………………………………..29
3.3. Элементы инфраструктуры рынка………………………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы…………………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Курсовая под распечатку.docx

— 76.76 Кб (Скачать)

2.4.1. Монополия

Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.

Модель  монополии:

  • единственный продавец;
  • отсутствие близких продуктов-заменителей;
  • диктуемая цена.

Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых  либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.

 

2.4.2. Монополистическая  конкуренция

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурирует, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Для рынка  с монополистической конкуренцией характерно следующее:

  1. товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами;
  2. на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками;
  3. продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж;
  4. на рынке есть условия для входа и выхода

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих  товаров. Она также похожа на совершенную  конкуренцию, так как каждый товар  продается многими фирмами, а  на рынке существует свободный вход и выход.

 

2.4.3. Олигополия

Олигополия — тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников. Частным случаем олигополии выступает дуополия. Контроль над ценой очень высокий, высокие входные барьеры в отрасль, значительная неценовая конкуренция. Примером могут послужить операторы сотовой связи и рынок жилья.

Важнейшие характеристики олигополии:

    • Экономия от масштабов производства: технико-экономические характеристики отрасли могут быть таковы, что минимальный уровень издержек на единицу продукции может быть достигнут фирмой при очень высоком объеме производства и сбыта продукции. Этот объем бывает столь велик, что способен удовлетворить значительную часть существующего рыночного спроса на данную продукцию. Таким образом, при цене, покрывающей лишь минимум возможных издержек, достаточно будет всего нескольких компаний, чтобы обеспечить весь имеющийся спрос.
    • Взаимозависимость фирм на рынке: фирма - олигополист, так же как и монополист, может свободно устанавливать цены на свою продукцию. Но, в отличие от монополиста, она старается этого не делать, поскольку последствия ее решения могут быть самыми разными в зависимости от реакции других фирм - участников рынка.
    • Жесткость цен неценовая конкуренция: эта неопределенность кривой спроса приводит к принципиально новому виду конкуренции в условиях олигополии. Крупные фирмы, не являющиеся признанными лидерами на рынке, пытаются избегать ценовой конкуренции и ее крайней формы - войны цен. На смену ценовой приходит неценовая конкуренция, направленная на увеличение доли рынка. В условиях олигополии борьба за долю на рынке - ядро конкурентной борьбы.
    • Слияния и поглощения: одним из важнейших способов увеличить свою долю рынка являются слияния и поглощения. Они способны значительно поднять рыночную конкуренцию в отрасли.
    • Стремление к сговору: сговор с другими компаниями относительно уровня цен и объема производства является фактором увеличения контроля над рынком. Эта стратегия обычно является выгодной для всех участников сговора. Однако достижение соглашения - весьма трудная задача. Существует ряд условий, которые облегчают прямой сговор: высокие барьеры для входа новых фирм на рынок; небольшое количество фирм на рынке; высокая степень однородности продукции; растущий спрос на отраслевую продукцию; особенности законодательства. Одним из видов неявного сговора, позволяющим координировать действия фирм, является практика ценового лидерства, когда крупная компания первой меняет цену, а все остальные следуют за ней.
    • Барьеры для вхождения новых фирм на рынок:   высокие барьеры для новых фирм также поддерживают значительный уровень рыночной концентрации  и сохранении олигополии. Они принимают разную форму: экономии на масштабах производства, экономии на издержках вследствие накопленного опыта, известности товара, проведенной рекламной компании, сложности товара, множественности моделей товара, капиталовооруженности и т.д. Все эти барьеры затрудняют вступление новых производителей на рынок и поддерживают высокий уровень рыночной концентрации.

 

2.5. Антимонопольная  политика

 

Во всех развитых странах  мира существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий  и их объединений. Антимонопольная  политика в европейских странах в большей мере направлена на регулирование уже сложившихся монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причём данное регулирование не предполагает структурных изменений, то есть не содержит требований о деконцентрации, дроблении фирм на самостоятельные предприятия.

Для государственной антимонопольной  политики США, прежде всего, и, безусловно, характерна такая позиция, в соответствии с которой совсем необязательно лишать фирму монопольно высоких прибылей, если монопольное положение на рынке достигнуто ею «благодаря более высоким деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю».

Кроме регулирования цен  определённую пользу — особенно в России — может принести и реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики.

В целом система антимонопольного регулирования в России находится  пока в стадии становления и требует  радикального совершенствования. В  России органом антимонопольного регулирования  является Федеральная антимонопольная служба России.

 

2.6. Виды соперничества  производителей

 

Картельное  соглашение – это сговор фирм по производству и разграничению рынков сбыта.

Жесткость цен – политика, при которой  изменения издержек или спроса не приводит к изменению цен. Такая  ситуация может привести к ценовой  войне – снижение цен постепенно, с целью вытеснения конкурента.

Лидерство в ценах – это ситуация, когда  компании ориентируются на цены, установленные  лидером.

Ценовая дискриминация – ситуация, когда  один и тот же товар продается  по разным ценам разным покупателям (опт, розница, время суток, время  года, доверие к потребителям).

Консорциум  – это объединение фирм для возведения в действие научного или инвестиционного проекта.

Патентный пул – соглашение фирм по специализации  и кооперировании производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Инфраструктура рынка

3.1. Понятие и сущность инфраструктуры рынка

Рыночная инфраструктура может  быть правильно понята и классифицирована только на основе макроэкономического  подхода. В соответствии с ним  инфраструктура в рыночной экономической  системе не обслуживает, а обеспечивает нормальное функционирование всей экономики.

Характеризуя рыночную инфраструктуру, следует    исходить из того, что  на развитие экономики влияют не только объективные, но и субъективные факторы, при этом роль последних в современных  условиях возрастает. Поэтому нельзя себе представить инфраструктуру рыночного  типа состоящей только из овеществленных и неодушевленных элементов.

С этой точки зрения инфраструктура в любой социально-экономической  системе – это, прежде всего, совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное функционирование взаимосвязей объектов и субъектов данной системы. Из этого определения вытекает, что инфраструктура, как некая подсистема в другой системе, призвана, во-первых, обеспечить функционирование взаимосвязей между элементами самой системы, к которой относятся ее объекты и субъекты. Именно в этом состоит ее основная функция, которая, очевидно, имеет пассивный характер. Но ограничиться признанием этого обстоятельства нельзя. Помимо обеспечивающей  функции инфраструктура одновременно выполняет регулирующую функцию, определенным образом упорядочивая взаимодействие элементов самой системы. Эта функция является активной.

Впервые термин «инфраструктура» был  использован в экономическом  анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных  сил (начало ХХ века).

Инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной экономической  системы и подсистемы. Дословно инфраструктура – это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы.

Применительно к рынку как самостоятельной  подсистеме инфраструктура – это  совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров  и услуг, акты купли-продажи, или  совокупность институтов, систем, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Итак, “рыночная инфраструктура –  это совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное многоуровневое функционирование хозяйственных взаимосвязей, взаимодействие субъектов рыночной экономики и  регулирующих движение товарно-денежных потоков”. В данном определении речь идет о многоуровневом  функционировании рыночной  инфраструктуры, то есть о макро- и микроуровнях. Это позволяет увидеть не только различия традиционного и современного подходов в трактовке инфраструктуры, но и их преемственность.          

Инфраструктуру рыночных отношений  формируют многочисленные институты, среди которых выделяются брокерские фирмы, различные биржи, инвестиционные компании, банки, лизинговые компании, центры занятости, страховые организации  и другие.

Экономика предполагает создание товаров  и их доведение  до потребителей. Последнее требует организации  сферы обращения товаров. Инфраструктура рынка – это совокупность институтов, обеспечивающих обращение различных  товаров. Обслуживание взаимоотношений  производителей товаров и их непосредственных потребителей – основное предназначение институтов инфраструктуры.

Представления о развитии рыночной экономики формируются в обществе постепенно: сначала очерчивается содержание данного понятия, затем оценивается  ситуация, выясняются возможности ее изменения, со временем выкристаллизовывается  понимание инфраструктуры  выбранной  модели рынка как формы взаимоотношений  между хозяйствующими субъектами. Инфраструктура рынка является звеном, связывающим  производство и потребление, и поэтому  в большой мере влияет на экономику. Это понятие разноплановое, сущность его можно определить как совокупность учреждений, организаций, государственных  и коммерческих предприятий, которые  обеспечивают нормальное функционирование товарного и иных рынков, взаимодействие и эффективное обслуживание товаропроизводителей и потребителей. Хорошо развитая рыночная инфраструктура позволяет оперативно урегулировать временный дефицит  товаров, ибо информационные, сервисные, банковские, страховые и прочие услуги в комплексе способствуют эффективной инвестиционной среде и удовлетворению спроса.      

3.2. Функции  инфраструктуры рынка

Продуктом инфраструктуры является  посредническая услуга. Услуга – это особый товар, существующий только в момент его производства. Можно выделить две основные функции  инфраструктуры рыночного типа (или  рыночной инфраструктуры в широком  смысле), обусловленные природой рыночной экономики:

а) обеспечение  бесперебойного функционирования хозяйственных  взаимосвязей и взаимодействия субъектов  рыночной экономики.

б) регулирование  движения товарно-денежных  потоков. В качестве субъектов рыночной экономики  мы рассматриваем, с одной стороны, владельцев ресурсов и владельцев продуктов, а с другой – коммерческие структуры  и государство. Обе классификации  субъектов экономики дополняют  друг друга и выделяют этих субъектов  по разным критериям. Каждая из выделенных функций характеризуется определенными  чертами или свойствами.

Обеспечивающая функция по самой своей сути есть функция внутренняя, имманентная инфраструктуре экономики, характеризующая ее сущность и непосредственное предназначение. Такая функция носит пассивный характер. Рыночная инфраструктура, как подсистема всей экономики, как бы предоставляет рыночной экономике условия и возможности для выполнения экономических функций (прежде всего таких, как оптимальная аккумуляция ресурсов и создание из них продуктов хозяйственной деятельности), непосредственно не участвуя в создании продукта. Тем не менее, указанная функция может быть также классифицирована как прямая, поскольку формирование адекватной инфраструктуры является одним из непосредственных и обязательных условий существования и воспроизводства экономической системы, а также ее развития.

Информация о работе Рынок, его структура и инфраструктура