Рынок, его структура и инфраструктура

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:46, реферат

Описание работы

В своем реферате я раскрою основные понятия рынка, его признаки, функции, буду рассматривать его структуру, а также инфраструктуру, ее функции, элементы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок…………………………………………………………………………………………………………4
Определение рынка……………………………………………………………………………………..4
Признаки рынка……………………………………………………………………………………………4
Функции рынка……………………………………………………………………………………………..4
Принципы функционирования рынка..……………………………………………………….6
Классификация рынка………………………………………………………………………………….7
Объекты рынка……………………………………………………………………………………………..9
Глава 2. Структура рынка……………………………………………………………………………………..13
2.1. Понятие структуры……………………………………………………………………………………..13
2.2. Критерии для характеристики рынка…………..……………………………….…………..13
2.3. Совершенная конкуренция……………………………………………………………….……….20
2.4. Несовершенная конкуренция……………………………………………………………………21
2.4.1. Монополия……………………………………………………………………………………22
2.4.2. Монополистическая конкуренция……………………………………….………22
2.4.3. Олигополия…………..………………………………………………………………………23
2.5. Антимонопольная политика………………………..…………………………………………….24
2.6. Виды соперничества производителей……………………………………………………...25
Глава 3. Инфраструктура рынка……………………………………………………………………………27
3.1. Понятие и сущность инфраструктуры рынка………………………………………………..27
3.2. Функции инфраструктуры рынка…………………………………………………………………..29
3.3. Элементы инфраструктуры рынка………………………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы…………………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Курсовая под распечатку.docx

— 76.76 Кб (Скачать)

Биржа труда  представляет собой целый научно-исследовательский  комплекс, занимающийся регистрацией безработных и свободных рабочих  мест на предприятиях. Имея полную информацию по этим аспектам, 6иржа направляет на предприятия соответствующую им по профилю и квалификации рабочую  силу, занимается её переподготовкой  переквалификацией. Бирка держит тесную связь с профсоюзами и предпринимателями  и получает от них мощную поддержку. Хотя биржа труда в какой-то степени  и ограничивает свободу товаропроизводителей нанимать рабочую силу по своему усмотрению, но она же и освобождает их от огромных издержек на содержание большого аппарата по найму, подготовке и переподготовке рабочей силы. Уже поэтому предприниматели  материально поддерживают биржу  труда, до 90 процентов рабочей силы нанимается исключительно по ее направлениям. С другой стороны, биржа труда  опирается на мощную поддержку государства, так как, во-первых, она не может  быть прибыльной организацией, во-вторых, она и не ставит себе такую цель, выполняя работу огромной социальной значимости. Именно биржа труда определяет статус безработного, выдаст пособия  и занимается другими формами  социального вспомоществования.

На рынке  капиталов занимаются организацией купли-продажи средств  производства, зданий, сооружений, станков, оборудования. Он отличается двумя особенностями.

Первая заключается  в том, что спрос на капитальные  средства покупатели всегда ввязывают  с той прибылью, которую им могли  бы принести ценные бумаги. Покупатель всегда решает вопрос, что ему выгоднее: вложить деньги в средства производства и получить определенную норму предпринимательской  прибыли или купить ценные бумаги и получать потом доход в форме  определенного процента. Следовательно, движение процента (финансовый рынок) и спрос на средства производства достаточно тесно связаны. Если норма  ссудного процента падает, то спрос  на средства производства растет, растет соответственно и цена на них. Взаимосвязь  этих двух видов рынка проявляется  и в том, что спрос на средства производства и их цена определяют размеры инвестиций в производство, но сами инвестиции непосредственно  извлекаются из рынка финансов, где  формируется норма (ставка) процента. В силу этой особенности рынок средств производства отличается среди всех остальных его видов наибольшей нестабильностью и непредсказуемостью.

Другой особенностью рынка средств производства является его высокая неоднородность и  исключительное разнообразие товаров. На рынке товаров и услуг разнообразие еще больше, но здесь каждый товар  или группа товаров имеет свой рынок, что отсекает его от остальной  массы, позволяя учитывать все его  специфические особенности. Рынок  же средств производства такими возможностями  не располагает.

Важной частью рывка средств производства является рынок подержанного оборудования. Сам  по себе этот рынок ничем примечательным не отличается от рынка средств производства, но функционально он чрезвычайно  важен, так как именно в этом секторе  определяется степень износа оборудования, а, следовательно, норма амортизации. Последняя же, в свою очередь, определяет сроки обновления средств производства и, таким образом, имеет прямое отношение к регулированию всего рынка средств производства.

Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в котором объектом рыночных отношений являются капиталовложения.

Финансовый  рынок - это, рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя в другие ценные бумаги. На этом рынке формируются ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. Хотя мы и; рассматриваем финансовый рынок третьим по счету, в настоящее время он является важнейшим после рынков товаров, более того, в современной рыночной инфраструктуре становится определяющей формой рынка. Дело в том, что не существует вида хозяйственной деятельности, который бы не взвешивался на финансовых весах, не был бы опосредован финансами и не проходил бы через финансовый рынок. В то же время он является наиболее чутким барометром рыночного благополучия. Реагирует на любые изменения в производстве товаров и услуг, включая и изменения на рынке средств производства.

Главным орудием  финансового рынка является ссудный  процент, превратившийся в универсальный  критерий эффективности, вложения капитала в какую бы то ни было отрасль  производства. Суть ссудного процента с этой точки зрения заключается  в том, что он указывает минимальный  уровень отдачи, эффективности капитальных  вложений. Он как бы является пробным  камнем или точкой определения прибыльности бизнеса. Если ожидаемая прибыль  от капитальных вложений будет ниже ссудного процента, то предпочтительней деньги вложить в банк вот о чем говорит ссудный процент.

С другой стороны, финансовый рынок является и самым совершенным рынком. Прежде всего, потому что обеспечивает практически единую ставку ссудного процента не только в каждой отдельной стране, но и на международном уровне. Кроме того, он отличается многочисленностью субъектов, действующих на нём. По существу, это все субъекты экономических отношений. В то же время объекты купли-продажи здесь характеризуются однородностью товаров: деньги, акции, облигации и тому подобное, что облегчает функционирование самого рынка, увеличивает его предсказуемость. На финансовом рынке существуют развитая информационная структура и сеть, банков, широкий рынок заемных средств, в тем самым обеспечивается главное: условие существования конкурентного рынка в целом свободный "вход" в него и свободный "выход" из него. Очевидно, что финансовый рынок является ключевым элементом в рыночной системе. Без развитого финансового рынка рыночная система вообще не может считаться полноценной. В этом нетрудно убедиться, проанализировав состояние, российского финансового рынка и в целом рыночной системы России. Они практически находятся в зачаточном состоянии, особенно финансовый рынок. Даже нет единой банковской системы на твёрдой законодательной основе, естественно, нет и единого ссудного процента в масштабах страны. Тем не менее, финансовый рынок, даже в этом состоянии, является орудием совершенствования рыночной системы, своеобразным двигателем экономики страны к этой системе.

Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

Рынок информационных продуктов - это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.

Рынок лицензий  - это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, представляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченную патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.

2) по субъектам:

• рынок  покупателей;

• рынок  продавцов;

• рынок  государственных учреждений,

• рынок  промежуточных продавцов посредников.

На  рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.

Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, как бы «с колес», так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден. Торговля работает по принципу: «Бери, что дают!» Таков был наш рынок.

Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

3) по географическому положению:

• местный (локальный) рынок;

• региональный рынок;

• национальный рынок;

• мировой  рынок.

4) по уровню насыщения:

• равновесный рынок;

• дефицитный рынок;

• избыточный рынок.

5) по степени зрелости:

• неразвитый рынок;

• развитый рынок;

 • формирующийся рынок.

6) по степени ограниченности конкуренции:

• свободный рынок;

• монополистический рынок;

• олигополистический рынок;

• смешанный рынок.

7) по соответствию действующему законодательству:

• легальный рынок;

• нелегальный («черный» и «серый») рынок.

8) по отраслям:

• автомобильный рынок;

• компьютерный рынок и т.д.

9) по характеру продаж:

• оптовый рынок;

• розничный рынок.

10) с учетом ассортимента товаров:

 • замкнутый рынок, на  котором представлены товары  только первого производителя;

• насыщенный рынок, на котором множество  сходных товаров многих производителей;

• рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

• смешанный рынок, на котором имеются  разнообразные товары, не связанные  между собой.

В зарубежных странах выделяют также аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный  рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.

2.3. Совершенная  конкуренция

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки  совершенной конкуренции:

  • бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
  • однородность и делимость продаваемой продукции
  • отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
  • высокая мобильность факторов производства
  • равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия  монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

В некоторых  странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции  является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции.

Давид Рикардо выявил закономерную в условиях совершенной конкуренции тенденцию к снижению экономической прибыли каждого из продавцов.

В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов был сделан вывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого может лишь благодаря внешнему вмешательству.

 

2.4. Несовершенная  конкуренция

 

Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Признаками  несовершенной конкуренции являются:

  1. демпинговые цены
  2. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров
  3. ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)
  4. использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации
  5. распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров
  6. замалчивание важной для потребителя информации

 

Потери  от несовершенной конкуренции:

  1. неоправданный рост цен
  2. увеличение издержек производства и обращения
  3. замедление научно-технического прогресса
  4. снижение конкурентоспособности на мировых рынках
  5. падение эффективности экономики.

Информация о работе Рынок, его структура и инфраструктура