Рынок его структура и инфраструктура

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.

Содержание

Введение 3
Глава I. Рынки 4
1.1 Основные понятия рынка 4
1.2 Классификация рынка 6
1.3 свободный рынок 7
1.4 Функции рынка 8
1.5 Принципы функционирования рынка 10
Глава II. Структура рынка 12
2.1 Классификация структуры рынка 12
2.2 Категории структуры 16
Глава III. Инфраструктура рынка 20
3.1 Роль государства в формировании инфраструктуры рынка 23
Заключение 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая Саша.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

      Рыночной  экономике необходима инфраструктура – система взаимосвязанных специализированных организаций, тема взаимосвязанных потоков товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельности, и т.п.

      Для рассмотрения понятия “инфраструктуры”, прежде всего, необходимо определить, что же представляет термин “инфраструктура” сам по себе.

      Инфраструктура (от лат. infra – ниже, под и structura–строение, расположение) - в теории рынка: комплекс рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. Различают “широкую” и “узкую” инфраструктуру. В широком смысле к рыночной инфраструктуре относят всю систему институтов всех локальных рынков. В более узком смысле имеют в виду материальные объекты инфраструктуры – “товары общественного потребления”, производство и использование которых обеспечивается обычно государством (городские транспортные системы, муниципальные системы водоснабжения и т. д.).

      Или же говоря иначе, инфраструктура – это комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство. Включает, например, строительство дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, образование, информационное обеспечение, науку, здравоохранение и т. д..

      Под современным рынком понимают любую  систему, дающую возможность покупателям  и продавцам совершать свободную  куплю-продажу товаров. Рыночная структура  может выступать в различных  формах. Это может быть традиционный рынок на городской площади; товарная, фондовая, валютная биржи или биржа труда; газетные объявления типа “продаю-покупаю”; информационно-компьютерные системы купли-продажи товаров и т. д. Существуют множество видов рынков, главные из которых можно сгруппировать по следующим трем признакам (см. приложение 1).

      Каждый  из этих рынков, в свою очередь, можно  разделить на составляющие элементы. Так рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т.д.; рынок информации- рынки  научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок, рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов  
(см Приложение №6).

  1. Коммерческие банки и фондовые биржи имеют общее функциональное значение – аккумулировать сбережения для последующего их инвестирования. Вместе с тем они различаются по цели деятельности, характеру операций и риску.
  2. Биржа представляет собой организованный оптовый рынок. По типу биржевого товара различают товарные, фондовые и валютные биржи. В современной экономике существуют публично-правовые и государственные биржи. Деятельность биржи регламентируются ее уставом. На бирже действуют посредники – брокеры, выполняющие поручения клиентов, и дилеры, покупающие и продающие товары. Специалисты (джобберы) курируют определенную группу товаров и ценных бумаг корпорации или отрасли.
  3. Биржа, как барометр, характеризует состояние всего народного хозяйства, индикаторами которого являются биржевые курсы (рыночные цены). Они формируются под влиянием спроса и предложения. Структура спроса на ценные бумаги во многом определяется общеэкономическими факторами, динамику которых предугадать довольно сложно. Структура предложения ценных бумаг зависит от микроэкономических факторов.
  4. Наряду с рынком реального товара существует рынок, на котором торгуют правами на покупку («call») и правами на продажу («put») товара. При этом покупатель контракта обладает правом выбора и платит за это премию. Такая сделка является опционом. Покупатель опциона страхуется в размере премии от понижения («call») или повышения («put») цены. А страхование продавца отсутствует. Прибыль продавца опциона ограниченна премией, прибыль покупателя может быть сколь угодно большой, начиная с некоторой цены.
  5. На рынке фьючерсов покупаются и продаются типовые контракты на биржевые товары. Единственным переменным параметром является цена, которая определяется покупкой противоположного фьючерсного контракта (метод хеджирования). Различают совершенный хедж, когда убыток по контракту на реальный товар полностью компенсируется прибылью по фьючерсным контрактам, и несовершенный хедж, когда происходит частичная компенсация. Продавцы и покупатели контрактов равноправны и одинаково страхуются.

 

    1. Роль  государства в  формировании рыночной инфраструктуры

      Как правило, создание условий для развития рыночной инфраструктуры, без которой рынок не может существовать, во многом зависит от государства. Государство призвано корректировать те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно.

      Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.

      Участие государства в экономической  жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально  справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

      В целом государство реализует  политические и социально-экономические  принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

      Роль  государства в рыночной экономике  проявляется через следующие  важнейшие функции:

      а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство  разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

      б) стабилизация экономики. Правительство  использует бюджетно-налоговую и  кредитно-денежную политику для преодоления  спада производства, для сглаживания  инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

      в) социально-ориентированное распределение  ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия  для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;

      г) обеспечение социальной защиты и  социальной гарантии. Государство гарантирует  минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.

 

Заключение

   Рынок является местом,  где  происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам или рынок - обязательный компонент товарного  хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного  производства. Рынки принимают самые разные формы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер. Они классифицируются по объектам приложения, механизму функционирования, уровню насыщенности. Выполняет стимулирующую, саморегулирующую, регулирующую функции, на основе таких важнейших элементов, как  производители и потребители, экономическая обособленность, цены, спрос, предложение и конкуренция.

   Структурой  рынка является внутреннее строение отдельных элементов рынка. Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков (товаров и услуг, факторов производства, Рынки рабочей силы и т.д.)

Многообразие  рынков предопределяет коренное изменение  всей системы взаимодействия предприятий, замену формально-учетного характера купли-продажи, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям.

Применительно к рынку как самостоятельной  подсистеме инфраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, о последующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи. Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются биржи, аукционы, ярмарки, кредитная система, налоговая система и др.

Создание  условий для развития рыночной инфраструктуры во многом зависит от государства, которое берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, т. е. конкуренции. Участие государства диктуется тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода.

 

Список  литературы

  1. К. Р. Макконел, С. Л. Брю, «Экономикс», Таллинн, 1999.
  2. Рывкина Р. В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. М., Наука, 2000.
  3. Липатова Н. «Прогнозирование прибыли», Финансы, 2000. - № 2.
  4. Маневич В. А. О закономерностях становления рынка. Вопросы экономики, 2001
  5. Одинец В. П. «Рынок, спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз» С-Пб. – 2000.
  6. Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. Москва, издательство МАИ. - 2002.
  7. Е.М. Майбурд «Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров», Москва 2000г.
  8. «Курс экономической теории». Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 1999г., стр.233-248;
  9. Четвернина Т. «Положение безработных и государственная политика на рынке труда.» «Вопросы экономики», 2000г., стр.102-113.;
  10. Микульский К. «Формирование новой модели занятости.» «Экономист», №3, 2001, стр.47-52;
  11. Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Микроэкономика – 1. Первый уровень. Программа курса и методические материалы. – СПБ.: Издательство СПб УЭФ, 2003.
  12. Львов Ю. А. Основы экономики и организации бизнеса. – ГПМ “Формика”, СПБ, 2002.
  13. Мамедов О. Ю. Современная экономика. – “Феникс”, Ростов – на – Дону, 2004.
  14. Москатов Е. А. Основы экономики. – Таганрог, 2004.

 

Приложение  №1

Основные  виды рынков

с точки зрения соответствия действующему законодательству по экономическому назначению объектов рыночных отношений по пространственному признаку
  • легальный рынок;
  • теневой рынок
  • потребительский рынок;
  • рынок капиталов;
  • рынок рабочей силы;
  • рынок информации;
  • финансовый рынок;
  • валютный рынок и др.
  • местный рынок;
  • национальный рынок;
  • международный региональный рынок;
  • мировой рынок
 

Приложение  №2

Самостоятельная подсистема рынка

 

Приложение  №3

Спрос и предложение

 

 
 
 
 
 
 

Приложение  №4

 

Приложение  №5

Признаки  классификации Типы  рынков
По  экономическому назначению. Рынок товаров  и услуг, рынок средств производства, рынок труда, рынок инвестиций, финансовый или денежный рынок.
По  географическому положению. Местный рынок, областной (региональный) рынок, национальный рынок, мировой рынок.
По  степени ограничения конкуренции. Свободный рынок, монополистический, олигополистический (oligo – власть, polis – несколько; власть нескольких), монополистическая конкуренция.
По  отраслям. Автомобильный рынок, компьютерный, и другие.
По  характеру продаж. Оптовый и розничный  рынки.
 

 

Приложение  №6

Инфраструктура  рынка

 

Приложение  №7

Структура рынка ценных бумаг

Информация о работе Рынок его структура и инфраструктура