Рынок его структура и инфраструктура

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.

Содержание

Введение 3
Глава I. Рынки 4
1.1 Основные понятия рынка 4
1.2 Классификация рынка 6
1.3 свободный рынок 7
1.4 Функции рынка 8
1.5 Принципы функционирования рынка 10
Глава II. Структура рынка 12
2.1 Классификация структуры рынка 12
2.2 Категории структуры 16
Глава III. Инфраструктура рынка 20
3.1 Роль государства в формировании инфраструктуры рынка 23
Заключение 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая Саша.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

    Четвертым центральным звеном рыночной экономики  являются две составляющие - спрос  и предложение (см Приложение №3). Спрос  выступает на рынке в виде потребности в товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

    Пятый элемент рыночного механизма - конкуренция  
(см. Приложение4№). Она обеспечивав максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. А. Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т. д.

    Кроме этого, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и  розничной торговли.

 

     Глава II. Структура рынка

2.1 Классификация структуры рынка

    Структура рынка - это основные характерные  черты  рынка, к  числу которых  относятся: количество и размеры  фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

    Характеристику  рынка как совокупность или арену  актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему  и инфраструктуру.

    Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов  рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Признаками любой структуры являются:

    а) тесная связь между ее элементами;

    б) определенная устойчивость этих связей;

    в) целостность, совокупность данных элементов.

    Рынок имеет сложную структуру и  охватывает своим влиянием все сферы  экономики. Экономическая структура определяется:

    • формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);

    • структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;

    • особенностями сферы товарного  обращения;

    • уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;

    • видами торговли, используемыми в стране.

    Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая приобретает специфические черты.

    Исследования  структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков. Рынки товаров  и услуг (Потребительский рынок), который в нашей стране до недавнего времени состоял из предприятий государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозных рынков и мелких предприятий частной, семейной и индивидуальной торговли.

    В эту группу включаются рынки:

    • товаров потребительского назначения, продовольственные и непродовольственные товары;

    • рынки услуг: бытовые, транспортные, коммунальные;

    • рынки жилья2 и зданий непроизводственного назначения.

    Рынки факторов производства. В их состав входят:

    • рынки недвижимости;

    • орудий труда;

    • сырья и материалов;

    • энергетических ресурсов;

    • полезных ископаемых.

    Финансовые  рынки. Это:

    • рынки капиталов, т. с. инвестиционные3 рынки;

    • кредитные рынки;

    • рынки ценных бумаг4, представленные акциями, облигациями, опционами, варрантами, фьючерсными контрактами и др.;

    • валютно-денежные5 рынки.

    Рынки интеллектуального продукта — инновации6, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

    Рынки рабочей силы. Они представляют собой  экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с законами рыночной экономики. В нашей экономике рабочая сила не была объектом свободной купли-продажи в связи с ее плановым распределением, внеэкономическим принуждением к труду и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свободной системы найма и увольнения. До недавнего времени отрицался товарный характер рабочей силы. Развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем.

    Региональные  рынки: местные, внутренние, национальные рынки: внешние, международные рынки.

    Кроме них так же существуют:

    Рынок информационных продуктов - это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.

    Рынок лицензий - это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь  служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секторов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения.  

 

 2.2 Критерии структуры  рынка

 По  структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:

 1. По  экономическому назначению объектов  рыночных отношений:

 • рынки  благ и услуг;

 • рынки  средств производства;

 • рынки  научно-технических разработок;

 • рынки  ценных бумаг;

 • рынки  рабочей силы.

 Многообразие  рынков предопределяет коренное изменение  всей системы взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.7

 2. Рынки  можно классифицировать по товарным  группам:

 • рынки  товаров производственного назначения;

 • товаров  народного потребления; продовольственных  товаров;

 • рынки  сырья и материалов и т. д.

 3. Образование  рынков по пространственному  признаку представляет собой  рынки:

 • внутрирегиональные;

 • межрегиональные;

 • республиканские;

 • межреспубликанские;

 • международные (мировые).

 Формирование  таких рынков реально обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета.

 4. По  степени ограничения конкуренции  различают:

 • монопольный;

 • олигопольный;

 • межотраслевые  рынки.

 Существует  разнообразие видов монополии:

 Закрытая  монополия – монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.

 Естественная  монополия - отрасль, в которой  долго  срочные средние  издержки минимальны, только  когда одна  фирма   обслуживает весь рынок.

 Открытая  монополия - монополия, при которой  одна, по крайней мере, на некоторое  время  становится единственным  поставщиком  продукта, но не имеет  специальной защиты от конкуренции.

 5. По  видим субъектов рыночных отношений  рынки могут подразделяться на:

 • рынки  оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;

 • рынки  розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;

 • рынки  государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами — непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т. д.

 6.  С учетом соблюдения законности  в экономике рынки делятся  на:

 • легальные, официальные:

 • нелегальные  «теневые», «черные» и т. д.

 По  субъектам:

  • рынок покупателей;

 На  рынке покупателей предложение  должно превышать спрос, тогда покупатель имеет возможность сравнить и  оказать предпочтение тому или иному  товару. Здесь имеет место конкуренция производителей, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.

  • рынок продавцов;

 Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден.

  • рынок государственных учреждений;

 Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

  • рынок промежуточных продавцов-посредников.

 Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений  лиц и организаций, при обретающих товары для перепродажи или сдачи  их в аренду другим потребителям с  выгодой для себя.

 По  формам контакта различают:

  • рынки на личном контакте;
  • рынки на безличностном контакте.

 По  уровню насыщения:

  • равновесный рынок;
  • дефицитный рынок;
  • избыточный рынок.

 По  степени зрелости:

  • неразвитый рынок;
  • развитый рынок;
  • формирующийся рынок.

 

Глава III. Инфраструктура рынка

    Инфраструктура – система взаимосвязанных специализированных организаций, тема взаимосвязных потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы.

    Рыночная  экономика8 - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем.

Информация о работе Рынок его структура и инфраструктура