Рынок, его структура и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:36, реферат

Описание работы

Начало учению о рыночной системе хозяйствования положил А.Смит в работе «О природе и причине богатства народа» в 1776 г. Он считает, что объективной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека.

Работа содержит 1 файл

рынок его сущность структура.docx

— 38.65 Кб (Скачать)

  1.  Рынок, его структура и функции 

    1.   Сущность рынка
 

   Начало учению о рыночной системе  хозяйствования  положил А.Смит  в работе «О природе и причине  богатства народа» в 1776 г. Он считает, что объективной причиной возникновения рынка является  естественная ограниченность производственных возможностей человека.

  В  трудах А. Смита и Д. Рикардо понятие «рынок» не получило четкого определения, поскольку они относили его к внешним, поверхностным явлениям экономики, а потому использовали преимущественно при характеристике рыночного спроса                                                                                                                                                         Первую попытку дать научную трактовку рынка через определение места его дислокации сделал французский экономист О. Курно. По его мнению, это — любой район, где взаимоотношения покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться. Английский экономист А. Маршалл утверждал, что чем совершеннее рынок, тем сильнее тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в одно и то же время за одну и ту же вещь платить одинаковую цену. В учебнике «Экономика» рынок рассматривается как «институт или механизм, который сводит покупателей (представителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Американский экономист П. Хейне говорил, что рынок — это набор взаимосвязей, или процесс конкурентных торгов.                                                            Приведенные определения свидетельствуют о том, что их авторы исходят из западной традиции в понимании предмета экономической науки, т. е. не обращаются к изучению производственных, или экономических отношений.   Кроме того, в первых двух определениях акцентируется внимание на тенденции рынка к выравниванию цен и, таким образом, выявляется его важная функция.                При этом не следует ограничивать рынок лишь сферой товарного обмена, поскольку рынок предусматривает и денежное обращение, и обращение ценных бумаг.                                                                                                                                                           А.Смит называл рынок невидимой рукой. Учение Смита нашло свое дальнейшее развитие в трудах К.Маркса  «Капитал», В.Ленина «По поводу так называемого вопроса о рынке» и австрийца Ф.Хайека,  который определял рынок как одну из форм спонтанного социального порядка.                                                                                                                                                     К.Маркс и В.Ленин утверждали, что в основе рыночных отношений лежит общественное разделение труда.

 Первоначально  рынок действительно возник и  определялся как какое-либо физическое  место, где совершались акты  купли-продажи товаров. По мере  развития и углубления общественного  разделения труда и специализации  границы рынка расширялись, а  вместе с ними изменялись его  содержание и функции. Еще в  прошлом веке Р. Барр писал, что экономисты "понимают под рынком не какое-то определенное место, где осуществляются продажи и покупки, а всю территорию, части которой связаны отношениями свободной торговли таким образом, что цены быстро и легко выравниваются".                Существуют разные определения рынка и трактовки его содержания. В понятие рынка,  включают и договор купли-продажи; и совокупность деловых операций, осуществляемых в определенной сфере экономики или в определенном месте; и состояние и развитие спроса и предложения в конкретной сфере экономики (например, говорят о снижении цен на рынке металлов или о дефиците на рынке труда); и страну-производителя данного товара (например, канадский рынок зерна); и, наконец, место соединения спроса и предложения товаров, услуг и капиталов. Все эти определения рынка имеют право на существование, поскольку характеризуют те или иные стороны этого сложного экономического явления.

  В  научном понимании рынок-  это  способ взаимодействия производителей  и потребителей, основанный на  децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. В условиях исследуемой формы хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений.

  Рынок  представляет собой систему экономических  отношений, которые складываются  между продавцом и покупателем  по поводу производства и реализации  необходимых товаров и услуг,  обеспечивающих потребности экономических  субъектов. В состав экономических  отношений входит не только  товарный оборот, но и денежный, поскольку рыночный механизм  напрямую связан с денежным  обращением. Исходя из известной  формулы обмена Фишера MV = PQ, можно сделать вывод, что движение готовой продукции и факторов производства обеспечивается посредством денежных потоков.

  Субъектами  рынка являются покупатели и  продавцы, в роли которых, как  правило, выступают домашние хозяйства  в лице индивидов и общественных  групп, фирмы (различные организации  и предприятия), а также государство  (правительство), которое ко всему  прочему выступает в экономике  как высший орган контроля.

Основных  субъектов рыночного хозяйства  принято подразделять на три важнейших  группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.

  Домашнее хозяйство- основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики, она может состоять из одного и более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и других факторов производства деньги расходуются на удовлетворении личных потребностей (а не для наращивания прибыли).

  Бизнес- это деловое предприятие, функционирующее  с целью получения дохода( прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые  не имеют своей целью получение  прибыли, а реализуют функции  государственного регулирования экономики.

  Один  и тот же человек (взрослый  член общества ) может быть в  составе и домашнего хозяйства , и бизнеса, и правительственного организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, вы представляете бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, вы являетесь членом домашнего хозяйства. Соответственно современная рыночная экономика- это целая система рынков: товаров и услуг, труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, иностранной валюты и др.

  Объектами  рынка можно назвать сами товары  и услуги, а также совокупность  денежных средств наличного и  безналичного вида. Товары и услуги  — это не только готовая  продукция, но и факторы производства, такие как труд, земля, капитал  и предпринимательство. В роли  денег выступают все платежные  финансовые средства.

  Важнейшими  условиями возникновения рынка  являются общественное разделение  труда и специализация. Первая  из этих категорий означает, что  в любом более или менее  многочисленном сообществе людей  никто из участников хозяйства  не может жить за счет полного  самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг. Специализация, в свою очередь, определяется принципом сравнительного преимущества, т.е. способностью производить продукцию относительно меньшей альтернативной стоимости. Сравнительное преимущество, является одним из центральных понятий в экономической теории. Производители обладают разными навыками, умением, по-разному обеспечены ограниченными ресурсами.

  Условием  возникновения рынка является  и так называемая экономическая  обособленность, или хозяйственная  автономия субъектов рынка. Ведь  обмениваются благами, созданные  на основе общественного разделения  труда и специализации, полностью  независимые, самостоятельные в  принятии  хозяйственных решений  производители. Хозяйственная автономия  означает, что только сам производитель  решает, что производить, как производить,  кому и где продавать собственную  продукцию. Адекватным правовым  режимом экономической обособленности  является режим частной собственности.

  Для  возникновения рынка какого-либо  продукта важна и величина  трансакционных издержек. Трансакционные издержки определяют условия и границы рыночной деятельности.

И на конец, важным условием возникновения рынка  является свободный обмен ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация  и обмен могут осуществлять и  в иерархических системах, где  Центр определяет, кому и что производить, кому и с кем обмениваться произведенной продукцией. Только свободный обмен, существующий в спонтанных (стихийных) порядках, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.

  В  настоящее время в экономической  теории под рынком понимается  определенная форма организации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен. Механизм цен является ключевым звеном рыночных отношений, так как именно он обеспечивает связь между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, уравновешивая предложение товаров и услуг и спрос на них.

  Рыночная  экономика — это экономическая  система, которая контролируется, регулируется и управляется только  рыночными, т. е. свободными, ценами.

Индивидуальные  решения участников рынка мотивированы собственным частным интересом  и вовсе не направлены на то, чтобы  успешно функционировала экономика  в целом. Координацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг до друга, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Рыночный механизм "наводит порядок в потенциальном хаосе", прежде всего, через цены. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Через цены суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения. Цены рассматриваются организующей силой в рыночной экономике.

 Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она направляет частные интересы на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать ограниченные ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике. 

  1.2 Функции рынка 

  В  свою очередь рынок оказывает  обратное влияние на процесс  создания товаров. Обратные экономические  связи и составляют особые  функции рынка

  К  основным функциям рынка относятся:

- воспроизводственная;

- информационная;

- регулирующая;

-посредническая;

-стимулирующая;

- ценообразующая;

-санирующая;

  Посредством  воспроизводственной функции рынок  связывает производство и потребление,  в результате чего созданный  продукт уничтожается, и его необходимо  вновь воспроизводить (производить), тем самым обеспечивая непрерывность  воспроизводственного процесса.

  Информационная функция рынка очень важна, т.к. она дает возможность провести анализ различного рода экономических показателей: уровня цен, процентной ставки, доходности, средней заработной платы и т.д. получение такого рода информации позволяет предпринимателям эффективно организовать бизнес и перестроить структуру производства.

  Регулирующая роль состоит в том, что через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т.е. решаются проблемы, сто производить, как производить, для кого производить. Это и есть та « невидимая рука» А.Смита, которая ведет предпринимателя, преследующего интерес личной выгоды, к удовлетворению потребностей общества.

  Суть  посреднической функции такова; через рынок устанавливается  связь производителей и потребителей. Каждый участник рынка является  одновременно и продавцом, и  покупателем. Он покупает необходимые  ему для жизни или собственного  производства товары, а продает  на рынке либо произведенную  продукцию, либо имущество, либо  рабочую силу.

Информация о работе Рынок, его структура и функции