Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование рынка ценных бумаг в Республике Беларусь, анализ эффективности использования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

определение понятия ценных бумаг;
рассмотрение видов и типов ценных бумаг;
3) исследование основных теоретических аспектов организации рынка ценных бумаг;

4)анализ исследования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь;

5) выявления перспектив развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 ОСНОВНЫЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ) АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Понятие и экономическая природа ценных бумаг
Типы ценных бумаг
Виды ценных бумаг
Понятие, сущность и структура первичного и вторичного рынков ценных бумаг
Деятельность фондовой биржи как элемента регулируемого рынка ценных бумаг
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
2.1 Анализ состава, структуры, динамики рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 3.docx

— 53.67 Кб (Скачать)

     Прирост за 2007 год по отношению к 2006 году составил 955,5 млрд. рублей, а темп роста  составил 128%.

     Наибольшую  долю в государственных ценных бумагах  составляют краткосрочные облигации: в 2005 году – 51,8%, в 2006 году – 70,3% в 2007 году – 55,7%. Прирост по этому разделу  составил в 2006 году – 998,7 млрд. рублей, что на 71,4% больше чем в 2005 году, а  в 2007 году прирост составил 33 млрд. рублей. Темп роста – 101,4%. Удельный вес долгосрочных облигаций в общем объеме государственных ценных бумаг составил: в 2005 году – 48,2%, в 2006 году – 29,7%, в 2007 году – 44,3%. В 2006 году по отношению к 2005 году произошло снижение объема долгосрочных облигаций на 285,3 млрд. рублей, зато в 2007 году по отношению к 2006 году прирост составил 922,5 млрд. рублей.

     Удельный  вес негосударственных ценных бумаг  в общем объеме ценных бумаг составил:2005 год – 42,3%, 2006 год – 37,8%, 2007 год  – 35%. Прирост в 2006 году составил 101,4 млрд. рублей, что на 5,1% больше чем  годом ранее, а в 2007 году – 274,7 млрд. рублей.

     Наибольшую  долю в негосударственных ценных бумагах составляют акции банков: 2005 год – 86,2%, 2006 год – 87,6%, 2007 год  – 86,3%. Прирост за 2006 год составил 117,5 млрд. рублей, что на 6,9% выше, чем  годом ранее.

     Наименьшую  долю в составе негосударственных  ценных бумаг составляют акции бирж – 0,3%. Темп роста в 2006 году в сравнении  с 2005 годом составил 101,9%, а в 2007 году по отношению к 2006 году - 107,3%.

     В настоящее время лидером по облигациям в Республике Беларусь является ОАО «Приорбанк». На внебиржевом рынке ценных бумаг объем сделок купли-продажи увеличился на 45,9%, до 48,174 млрд. рублей. С акциями ОАО совершено 5 сделок на 1,431 млрд. рублей (рост в 5,6 раза), с акциями ЗАО – 174сделки на сумму 3,365 млрд. рублей ( снижение на 67.7%), корпоративными облигациями - 60 сделок на 43,378 млрд. рублей (увеличение на 94,2%).

     По  обороту на внебиржевом вторичном  рынке ценных бумаг лидировали облигации  Приорбанка, с которыми заключено 27 сделок на 17,128 млрд. рублей.

     В биржевой торговой системе совершено 513 сделок купли-продажи акций, и их объем по сравнению с ноябрем сократился на 0,4% до 8,08 млрд. рублей. Сделок с расчетами за белорусские рубли заключено на 7,031 млрд. рублей (507сделок) и в долларах СШАВ – 6 сделок на 478,872 тыс. USD [7, 11]. 

 

       3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

     Основные  направления развития белорусского фондового рынка на среднесрочную  перспективу изложенных в Программе  развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008- 2010 годы, утвержденные постановлением Совмина  и Нацбанка от 21.01.2008 №78 /1. Ее реализация должна создать необходимые условия для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в нашей стране, регулируемого государством и интегрированного в мировой рынок капитала, способствующего привлечению инвестиций.

     В Программе констатируется, что сегодня  создана весьма внушительная правовая база регулирования обращения ценных бумаг и существует устойчивая взаимосвязь  между долгосрочными темпами  экономического развития и уровнем  развития рынка ценных бумаг, который  способствует:

     - росту объемов общественного производства за счет повышения эффективности перераспределения капитала в рамках национальной экономики;

     - развитию высокотехнологичных отраслей и организаций;

     - привлечению в экономику долгосрочных инвестресурсов;

     - снижению стоимости ресурсов  для развития реального сектора  экономики;

     - своевременной адаптацией национальной  экономики к изменяющимся внешним  условиям развития.

     Жаль  только, для Беларуси все это почему-то стало важным лишь сегодня, а не лет 10 назад. Теперь же государство намерено осуществлять регулирующую функцию  в целях упорядочения функционирования рынка ценных бумаг, соблюдения установленных правил его участниками, поддержания доверия к этому рынку и обеспечения его динамичного развития.

     В Программе признается низкая ликвидность  рынка корпоративных ценных бумаг. Причинами, препятствующими развитию рынка акций, являются :

     - ограничения на отчуждение акций, приобретенных гражданами РБ у государства за денежные средства на льготных условиях;

     - высокий удельный вес (72,5 процентов) АО с долей госсобственности;

     - особое право («золотой акции») государства на участие в управлении  хозобществами (вводилось в 23 АО);

     - ставка налогообложения доходов юридических лиц по операциям с ценными бумагами, равная 40 процентам.

     Таким образом, на практике акции не выполняют  своей основной функции по привлечению  дополнительных денежных ресурсов.

     Для активизации рынка акций необходимо совершенствование нормативной  правовой базы по следующим направлениям:

     - оптимизация доли государства в акционерном капитале;

     - снятие ограничений на отчуждение акций;

     - отмена преимущественного права государства на приобретение долей (акций) в уставных фондах приватизированных предприятий, пользующихся различными формами господдержки;

     - освобождение доходов АО, полученных при размещении ими акций по цене выше номинальной стоимости, от уплаты налогов и сборов;

     - поэтапное совершенствование системы налогообложения доходов от операций а акциями и облигациями.

     Для развития рынка облигаций юридических  лиц необходимо:

     - изменить порядок налогообложения  доходов, полученных от операций  с облигациями;

     - определить единый порядок отнесения затрат эмитента при выплате доходов по облигациям и заемщика при уплате процентов по кредитам;

     - активизировать работу с потенциальными  эмитентами и инвесторами посредством  подготовки правового акта ненормативного  характера по применению инструментов  фондового рынка в привлечении  инвестиций.

     Одной из приоритетных задач Программы  назван выход на зарубежные фондовые рынки путем выпуска еврооблигаций  и депозитарных расписок на акции. Однако основным требованием допуска эмитента к иностранным инвестиционным ресурсам является наличие свободном обороте не менее 25 процентов акций данного эмитента. Прока же 60 процентов выпущенных акций (в стоимостном выражении) находится в госсобственности, выполнить это требование не удается.

     В результате осуществления мероприятий  по реализации Программы ожидается  активизация процесса привлечения  ресурсов, что выразится:

     - в увеличении объема выпуска облигаций юридических лиц в 2008- 2009 г. на 100 процентов с последующим ежегодным увеличением на 20 процентов;

     - в получении кредитных рейтингов эмитентов;

     - в увеличении к 2010 году доли  акций ведущих организаций республики  и акций, находящихся в свободном  обращении;

     - в увеличении объемов вторичного рынка корпоративных ценных бумаг до 5 процентов к ВВП;

     - в появлении возможности расчета капитализации рынка ценных бумаг, основанной на рыночных ценах, сложившихся в ходе биржевых торгов, за счет активизации процесса обращения этих бумаг;

     - в снижении нагрузки на бюджет путем сокращения различных форм господдержки организациям и расширения практики привлечения инвестиций с использованием инструментов рынка ценных бумаг;

     - в увеличении бюджетных поступлений за счет расширения состава плательщиков налога на доходы от операций с этими бумагами.

     Заметим, что о потребности в благоприятном  налоговом климате и информационной прозрачности говорилось еще 5-6 лет  назад, а о необходимости отмены моратория на свободное обращение  акций и ограничении введения «золотой акции» - с момента введения этих норм. Между тем мы до сих  пор больше увлечены созданием препятствий  на пути развития фондового рынка, чем  его стимулированием. Это не позволило  нашим институциональным и частным  инвесторам накопить достаточно опыта  и ресурсов, чтобы конкурировать  сегодня с иностранным капиталом  за белорусские предприятия. Теперь государство очередной Программой стремится убедить само себя в  необходимости снятия барьеров, им же и созданных. А эмитентов и  потенциальных инвесторов – в  том, что все это всерьез и  надолго [9, 19].

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В условиях острейшей необходимости  модернизации производства белорусских  предприятий развитие фондового  рынка может стать тем источником финансовых ресурсов, который позволит преодолеть существующий кризис недостаточного инвестирования. Даже при условии существования полноценного рынка ценных бумаг вполне возможно, что средства потенциальных инвесторов не поступят на фондовый рынок. Это может происходить по тем причинам, которые являются следствием взаимосвязи трех составляющих финансового рынка.

     Во-первых, средства могут быть использованы на потребление. Основную часть инвестиций на фондовый рынок поставляет население. Если население имеет доходы, превышающие  его расходы на потребление, то инвестиции увеличиваются наоборот. Увеличение занятости, рост заработной платы, снижение налогов способствует притоку капитала на фондовый рынок. Однако высокий уровень  инфляции может привести к тому, что практически все средства населения будут использованы на потребление.

     Во-вторых, инвесторы вместо биржевых активов  могут отдать предпочтение любым  другим способам использования средств. Конкуренция существует не только между  реальными инвестициями и финансовыми  вложениями, но и внутри секторов финансового  рынка, например вложение средств в валюту, на депозиты в банк или для приобретения биржевых активов.

     В-третьих, доходы могут быть инвестированы  за границей, а такой инвестор становится международным. Выбор страны для  инвестиций определяется базовыми рыночными  законами и обусловлен социально-политическим или экономическим климатом в  рассматриваемой стране, налоговой  политикой правительства и т.д.

     Тот факт, что процесс формирования фондового  рынка в Беларуси уже затянулся  на много лет, позволяет сделать вывод о том, что на пути белорусского рынка ценных бумаг стоит очень сложная и тяжело преодолимая проблема. Она заключается в том, что руководящие лица государственных органов и предприятий, подавляющая часть населения не понимают сути фондового рынка, тех механизмов, которые этот рынок предлагает экономике. И то, что за десять лет в этом направлении не произошло существенных изменений, не внушает большого оптимизма по поводу бурного развития фондового рынка в ближайшем будущем.

     Фондовый  рынок является наиболее приближенной реализацией к модели рынка с  совершенной конкуренцией. Государство  должно выступать только в качестве гаранта законности действий участников рынка. Его присутствие должно ощущаться, а не быть видимым. Любое вмешательство государственных органов равносильно нарушению естественного баланса сил спроса и предложения. Последствия таких вмешательств тяжело предсказуемы. Тем не менее можно с достаточной уверенностью утверждать, что государственное регулирование экономики будет носить скорее негативный т.е. ограничительный характер, что особенно справедливо для развивающихся экономик, где отсутствуют сильные экономические традиции и устои.

     Причиной  потенциально негативного характера  государственного регулирования является так называемая «диалектика регулирования». Предпосылками противостояния участников рынка и государственных органов  являются различные цели их деятельности. Деятельность регулирующих органов, как  правило, направлена на обеспечение  безопасности, стабильности, в то время  как участники рынка ставят своей  максимизацию каких-либо показателей  доходов, размера и т.д. при условии  ограничения и ищут «дырки» в  законах. Регулирующие органы реагируют  на эти действия, закрывая существующие недостатки законодательства. Несмотря на тот факт, что эта борьба стимулирует финансовые инновации, выгоды и стоимость регулирования очень тяжело оценить, поскольку выгоды очевидны в краткосрочном периоде, а полная оценка убытков и потерь от регулирования требует намного больше времени.

     Для оздоровления экономики необходимы смена экономических приоритетов  и переход к использованию  стимулирующих методов, таких, как  налоговые льготы для инвесторов, бюджетная поддержка при развитии стратегических направлений экономики  и т.д. Очень важно также предоставить возможность населению легализировать денежные средства в иностранной  валюте. Для успешного решения  данного вопроса целесообразно  разрешить гражданам зарегистрировать свои валютные средства без указания на источник их поступления, т.е. без  налоговых и штрафных санкций.

Информация о работе Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь