Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:50, курсовая работа
Для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполнятьсяследующие условия:
наличие многих продавцов, каждый их которых мал
относительно рынка в целом
продуктовая однородность
хорошо информированные покупатели
свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые
решения со стороны как производителей, так и потребителей.
Введение ...........................................................................................................3
Глава I - Чистая монополия.
1.1 Понятие чистой монополии.Характерные черты деятельности монополий.........................................................................................................5
1.2 Виды чистых монополий ..........................................................................6
Глава II – Олигополия, и её характерные особенности.
2.1 Олигополия как современная рыночная структура.................................9
2.2 Теория олигополистического ценообразования.....................................14
Глава III - Монополистическая конкуренция.
3.1 Общие черты и предпосылки появления.................................................17
3.2 Цена и объем производства в условиях монополистической
конкуренции .....................................................................................................19
Практикум..........................................................................................................21
Заключение .......................................................................................................22
Список использованной литературы..............................................................24
Конкурентность таких рынков также очень высокая, что во многом, объясняется легкостью доступа на рынок новых фирм. Сравним для примера рынок стальных труб и рынок стиральных порошков. Первый является примером олигополии, второй— монополистической конкуренции.
Выход на рынок стальных труб затруднителен из-за большого эффекта масштаба и крупных первоначальных капиталовложений, в то время как для производства новых сортов стиральных порошков не требуется создавать крупное предприятие. Поэтому если фирмы, производящие порошки, будут получать большие экономические прибыли, это приведет к притоку новых фирм в отрасль. Новые фирмы будут предлагать потребителям стиральные порошки новых марок, иногда мало чем отличающиеся от уже производившихся (в новой упаковке, другого цвета или предназначенные для стирки разных видов тканей).
2. Цена и объем
производства в условиях
Как определяется цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции?
В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем
выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного нам принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.
На рис. 4 изображены кривые цены (спроса), предельного дохода, предельных и средних переменных и валовых издержек двух фирм, одна из которых максимизирует прибыль (рис. 4 ,а), а другая — минимизирует убытки (рис. 4,6).
Рис. 4. Цена и объем производства фирмы в условиях монополистической
конкуренции, максимизирующие
прибыль (а) и минимизирующие убытки
(б): D — спрос; МR — предельный доход;
MС -—предельные издержки;
АVС — средние переменные издержки; АТС — средние валовые издержки .
Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене P0 и объеме производства Q0, а минимальные убытки — при цене P1 и выпуске Q1.
Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево). Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Ситуация долгосрочного равновесия показана на рис. 5.
Рис. 5. Долгосрочное равновесие
фирмы в условия монополистической конкуренции:
D — спрос; МR - предельный доход; МС
— предельные издержки; АТС — средние
валовые издержки.
Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые — для выхода из нее. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа в отрасль хоть и не высоки, но все же существуют. Например, чтобы открыть парикмахерскую или заняться частной медицинской практикой, надо иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом.
Практикум
Предположим, что функция спроса монополиста имеет вид
P = 50 – 10Q, а функция совокупных издержек ТС = 5 + 20Q– 5Q2
. Определите объем производства (в тыс. ед.), обеспечивающий фирме
максимальную прибыль (Q*).
Решение:
Так как условием максимизации прибыли является равенство предельных доходов,определим их величину и приравняем МС=МR. Предельные издержки из фукнции совокупных издержек МС=ТС'(Q)=20-10Q.Предельные доходы из функции совокупных доходов и функции спроса
TR=P*Q=(50-10Q)*Q=50Q-10Q2;
MR=TR'(Q)=50-20Q
Приравняем и получим : 20-10Q=50-20Q
Q*=3 тыс. ед.
Оптимальная цена из функции спроса :P*=50-10*3=20 y.e
Совокупная прибыль П=TR-TC=PQ-
Заключение
На протяжении эволюции экономической мысли относительно моделей несовершенной конкуренции с каждым разом учитывалось все больше обуславливающих её факторов. Однако ни одна из приведенных моделей несовершенной конкуренции не позволяет ответить на все вопросы, связанные с поведением фирм на подобных рынках. Однако они могут быть использованы для анализа отдельных аспектов деятельности в условиях олигополии. Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.
Близкие к совершенной конкуренции условия существуют во многих секторах экономики, где преобладает новый частный бизнес. Совершенно иная картина наблюдается в отраслях, где преобладают приватизированные предприятия. Эти отрасли экономики, как правило, в высокой степени монополизированы. В монополизированной отрасли эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии существуют лишь там, где размеры создают крупные преимущества в издержках.
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа
секторов экономики, где установилась монополия. Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения. Так же
особую проблему представляют собой естественные монополии. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом. Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии. Полезно время от времени проводить различия между характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других основных моделей рынка: чистой
монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.
Монополия сопряжена с
целым букетом резко
производство. Клиент фирмы-монополиста вынужден мириться с высокими ценами, соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка.
С помощью государственного
регулирования экономики и
антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие его.
Список использованной литературы:
1.А.С. Булатов, Экономика, 3-е изд. М.:Юристъ, 2002. – 896 с.
2. М.А. Сажина / Г.Г. Чибриков, Экономическая теория, НОРМА 2003, 456 с.
3. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. - М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2000. - 520 с.
4.Р. Нуреев. Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция.
Антимонопольное законодательство. - Вопросы экономики, 1995
5. Компьютерная обучающая программа по дисциплине «Экономическая теория» / А.Н. Романов, В.С.Торопцов, Д.Б. Григорович, Л.А. Галкина, С.В. Галкина, Н.И. Лобова, В.Ф. Протас, И.П. Николаева.— М.: ВЗФЭИ, 2000. Дата обновления— 2010.— URL: http://repository.vzfei.ru.
Информация о работе Рыночные структуры несовершенной конкуренции