Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:03, реферат
Необходимо признать, что выведенные в XIX веке законы спроса и предложения были практически революционными в экономической теории. Но они сыграли свою роль не только в теоретическом плане, их роль весьма и весьма велика и в практическом применении на практике.
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осущест
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………………………………….......3
1. Понятие рыночного равновесия……………………………………………….4
2. Отраслевое рыночное равновесие ………………………………………….....5
3. Бюджетные ограничения потребителя и их изменения. Равновесие в потреблении……………………………………………………………………….8
4. Равновесие совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном период….11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованных источников…………………………………………...14
Бюджетная линия имеет одинаковый наклон во всех точках, поэтому потребитель всегда должен отказываться от одного и того же количества Y, чтобы получить дополнительную единицу Х при данных ценах на эти товары. Кроме того, из уравнения бюджетной линии следует, что наклон бюджетной линии (2) определяется соотношением цен на товары X и Y, взятым с противоположным знаком. Следовательно, наклон бюджетной линии - (∆Y / ∆X) = Px / Py.
Чем круче бюджетная линия, тем выше соотношение цен двух товаров и тем большим количеством Y необходимо пожертвовать для получения дополнительной единицы X.
При уменьшении дохода бюджетная линия сдвинется параллельно к началу координат. При этом ранее доступные потребителю товарные наборы станут недоступными. И наоборот, с ростом дохода бюджетная линия будет сдвигаться параллельно вправо вверх и потребитель сможет приобретать новые товарные наборы.
Если цены на товары Y и Х изменятся в одинаковой пропорции, то это будет равносильно изменению реального дохода и произойдет параллельный сдвиг бюджетной линии.
При изменении цены одного из товаров, например товара Y, потребитель, расходуя весь свой доход на этот товар, сможет приобрести уже иное его количество. Так, при росте цены Y бюджетная линия сместится вниз и наоборот. Аналогично можно рассмотреть изменение цены товара X [16, с.239].
Если цены на Y и X будут изменяться в разных пропорциях, то произойдет изменение наклона бюджетной линии.
В заключение следует
повторить, что на выбор потребителя
оказывают влияние не только предпочтения
потребителя, но и экономически факторы,
к которым относятся цены на товары
и доход. Доход дает информацию о
том, какое количество средств может
быть израсходовано потребителем в
данный момент времени; количество приобретенных
товаров и услуг зависит от
цен на них. [4]
РАВНОВЕСИЕ СОВЕРШЕННО КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОД
В условиях совершенной конкуренции важнейшие решения фирмы связаны, прежде всего, с установлением оптимального объема производства, что находит свое отражение в критерии целесообразности производства. Как и многие другие показатели, этот критерий не одинаков для краткосрочного и долгосрочного периодов.
Если говорить
о долгосрочном периоде, то, очевидно,
что таким критерием будет
наличие неотрицательной
На первый взгляд
может показаться, что получение
прибыли будет определять решение
о целесообразности производства и
в краткосрочном периоде. Однако
на деле ситуация сложнее. Ведь в краткосрочном
периоде часть издержек фирмы
носит постоянный характер и при
остановке производства не исчезает.
Например, арендную плату за землю,
на которой расположено
Другими словами, убытки фирме гарантированы даже в случае полного прекращения выпуска продукции. Фирме предстоит взвесить, когда убытки будут меньше. В случае полной остановки завода доходы будут отсутствовать, а расходы точно равняться постоянным издержкам. В случае продолжения производства к постоянным издержкам прибавятся переменные, но зато появятся и доходы от реализации продукции.
Таким образом,
в неблагоприятных условиях решение
о временном прекращении
Критерием целесообразности производства в краткосрочном периоде является непревышение убытками размера постоянных издержек.
Тем самым, для фирмы, действующей в краткосрочном периоде, возможны три варианта поведения [4]:
производство ради максимизации прибыли;
производство ради минимизации убытков;
прекращение производства.
Легко видеть, что
кривая валового дохода только в первом
случае (ТR1) оказывается на определенном
своем участке выше кривой валовых
издержек (ТС). Именно в этом случае
фирма будет получать прибыль, причем
выберет тот уровень
Во втором случае (ТR2) кривая дохода на всем своем протяжении находится ниже издержек, т. е. прибыли быть не может. Однако разрыв между обеими кривыми – а именно так графически отражается размер убытка – неодинаков. Вначале убытки значительны, после чего по мере роста производства они снижаются, достигая при выпуске Q2 единиц продукции своего минимума. И лишь затем начинают вновь расти. Очевидно, что выпуск Q2, единиц продукции в этих условиях оптимален для фирмы, так как обеспечивает ей минимизацию убытков.
И, наконец, в третьем случае разрыв между издержками и доходом (TR3) с ростом производства только нарастает. Иными словами, убытки монотонно увеличиваются. В этой ситуации фирме лучше прекратить производство, смирившись с неизбежными в этом случае убытками в размере валовых постоянных издержек. Однако прекращение производства в этом случае не означает ликвидации самого предприятия (фирмы). Просто предприятие вынуждено временно остановить выпуск. Бездействовать оно будет до тех пор, пока рыночная цена не увеличится до такого уровня, что производство начнет приобретать какой-то смысл. В противном случае фирма убедится в долгосрочном характере понижения цены и окончательно прекратит свое существование [1].
В заключение данного
вопроса следует повторить, что
в условиях совершенной конкуренции
важнейшие решения фирмы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.
Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.
Также, в заключении
необходимо отметить, что важнейшими
категориями
Рынок сводит продавцов
и покупателей; равновесная цена
и объем продаж устанавливаются
в точке, где намерения продавцов
и покупателей совпадают. Изменения
в спросе или предложении, вызванные
действием неценовых факторов (изменением
потребительских предпочтений, ростом
денежных доходов, введением дополнительных
налогов и проч.), приводят в действие
рыночные силы, благодаря которым
равновесие на рынке устанавливается
в новой точке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.«Понятие рыночного
равновесия» [Электронный ресурс]//. –«
Понятие рыночного равновесия» 2011.- Режим
доступа: http://works.tarefer.ru/99/
2. Долан Э. Дж., Линдсей Д.Е. Микроэкономика. - Санкт-Петербург: «Литера Плюс», 1994. – 580с.
3.Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебн. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 144с.
4.Ивашковский С.Н.
Микроэкономика. – М.: Дело, 2001. – 416с.