Рыночная структура и ее характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 21:11, реферат

Описание работы

Рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д.
Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…….3
1) СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИ……………4
2) ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ И МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ……….5
3) МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ………..8
a) Реклама………………………………………………………………..9
4) ОЛИГОПОЛИЯ………………………………………………………………………12
a) Сговор и картели………………………………………………………………….13
5) ДРУГИЕ ФОРМЫ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ. МОНОПСОНИЯ….14
a) Ценовая политика монополистов………………………………………………..15
b) Двусторонняя монополия………………………...16
6) АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ……………………………………...18
a) Монополия - "за" и "против"……………………………………………………18
СИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Работа содержит 1 файл

Рыночная структура и её ха-ка.docx

— 38.39 Кб (Скачать)

Олигопсония - это такая структура рынка факторов производства, когда небольшое количество фирм закупает все рыночное предложение определенного ресурса. Профессиональные спортивные лиги являются хорошим примером олигопсонии. Спортсмены могут продать свои услуги небольшому числу фирм. Так, в США обычно существует 20 или 30 профессиональных команд в каждом виде спорта. Большая часть профессиональных спортивных лиг имеет определенный согласованный механизм для понижения конкуренции между командами. Олигопсония сходна с олигополией в том, что конкурирующие фирмы сознают свою взаимозависимость. Для избежания отрицательных последствий ценовых войн, которые могли бы привести к росту оплаты спортсменов, такие команды обычно ищут способы обуздать ценовую конкуренцию. Результат похож на создание картеля. Группа фирм действует совместно, таким образом, как если бы они были одним покупателем. Правила найма обычно предполагают разрешение определенному спортсмену вести переговоры только с одной определенной фирмой (командой) в лиге. У каждой команды имеется своя "квота" игроков и система также предполагает отсутствие возможности найма одной фирмой всех лучших новых игроков.

В США арбитражем недавно было выявлено, что 26 собственников  бейсбольных команд высшей лиги действовали  в сговоре в качестве олигопсонии, чтобы препятствовать повышению  оплаты профессиональных игроков, которые  нанимались по контрактам в 1985 году. Когда  фирмы объединяются в олигопсонию, последующее снижение конкуренции  служит для оказания понижающего  воздействия на цены найма услуг  ресурса. 

Ценовая политика монополистов. 

Иногда, в целях  получения дополнительного дохода, монополия, используя свое рыночное положение, продает один и тот  же товар по разным ценам на различных  рынках. Это ни в коей мере не связано  с дифференциацией цен в зависимости  от качества товаров и услуг, а  также с различиями в расходах на доставку и хранение в различных  регионах.

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ- практика применения различных цен  со стороны фирмы-монополиста.

Применение таких  цен не только возможно в силу обособления  рынков друг от друга географически  или тарифными барьерами, но и  становится необходимым для получения  максимальной прибыли вследствие различной  реакции спроса на изменение цены (эластичности спроса) на этих обособленных рынках, а, следовательно, и готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше средней рыночной.

Обычно ценовую  дискриминацию подразделяют на два  типа.

1. Дискриминация  по единицам продаваемой продукции.

Суть ее заключается  в различных условиях покупки  товара или оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого. Так, цены на товары, приобретаемые  в розницу, выше, чем на те же товары при оптовых закупках. Цена на железнодорожный  билет будет возрастать с увеличением  пути следования, но цена первых километров будет дороже, чем последующих. Как  правило, такая ценовая дискриминация  связана с постоянными издержками производства и распределения товаров  и услуг.

2. Дискриминация  среди покупателей.

Покупатели имеют  различные доходы и, соответственно, способны платить за один и тот  же товар разную цену. Конечно, если бы фирме удалось продать весь товар всем покупателям по высокой  цене, то общий доход был бы выше, но фирма проиграла бы в объеме продаж, что при дальнейшем повышении  цены привело бы к снижению дохода фирмы. Поэтому продавцы устанавливают  дифференцированные цены за один и  тот же товар на различных рынках. Эти рынки могут различаться  по группам потребителей, по территориям, во времени и т.п. Так, многие покупатели предпочитают совершать покупки  во время сезонных и иных распродаж, что, в конечном счете, выгодно фирмам. Ценовая дискриминация также  часто используется фирмой в ходе конкурентной борьбы для переманивания  покупателей у других фирм, желающих отобрать право монополии у первой фирмы.

Ценовая дискриминация  возможна при обязательном выполнении трех условий: 

1. Фирма должна  обладать достаточной монопольной  силой, чтобы контролировать производство  и ценообразование;

2. Должна быть  исключена возможность перепродажи  товара. Если можно купить товар  на одном рынке по низкой  цене и продать на другом  по высокой, то это приведет  к изменению спроса и предложения,  а в результате - и к выравниванию  цен, что подорвет ценовую дискриминацию;

3. Способность  производителя к определению  структуры рынка. Многие фирмы  систематически занимаются анализом  поведения покупателей, классифицируя  их с учетом характера работы, доходов, пола, возраста, семейного  положения, вкусов, места жительства  и т.д., выделяя покупателей в  отдельные группы, каждая из которых  готова платить разную цену  за товар.

Рассмотрим последствия  ценовой дискриминации. С одной  стороны, дифференцируя цены, фирмы  увеличивают свои прибыли за счет покупателей. Но с другой - монополисту  становится выгодно увеличивать  объем производства. В таком случае ценовая дискриминация может  способствовать росту эффективности  функционирования рынка, поскольку  она ведет к росту объема предложения  и спроса. И положительным является то, что те участки рынка, которые  не получили бы никаких товаров и  услуг в случае единой цены, также  обслуживаются. 
 

ДВУСТОРОННЯЯ  МОНОПОЛИЯ

Двусторонняя  монополия представляет собой такую  рыночную структуру, при которой  единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю - продажу  факторов производства (для продавца - это готовая продукция). И покупатель, и продавец обладают возможностями, достаточными для контроля над ценами услуг факторов производства. Отражает случай двусторонней монополии. Монопсонист  имеет дело с монополией, продающей  один из факторов производства. Когда  монопсонист сталкивается с монополией, в результате можно наблюдать  картину, напоминающую битву титанов. Можно только гадать о возможных  последствиях для участников. Ситуация чистой двусторонней монополии встречается  редко. Время от времени она имеет  место, когда государственная монопольная  компания (например, по табаку, алкоголю) закупает продукцию у единственного  продавца, которому разрешено торговать  ею на территории страны. Эта модель также может быть применена к  переговорам профсоюзов с ассоциациями предпринимателей. Ассоциация предпринимателей - это организация нанимателей услуг ресурса, которые объединяются в группу для ведения переговоров, чтобы установить заработную плату, которую будут выплачивать все члены ассоциации. Например, ассоциация собственников битуминозного угля - это национальная ассоциация предпринимателей, которая ведет дела преимущественно с двумя основными профсоюзами, включая профсоюз Объединенных шахтеров. Другой пример - Корпорация грузовых перевозок, представляющая собой национальную американскую ассоциацию владельцев грузовых автотранспортных средств, которая ведет переговоры с профсоюзом водителей США. Ассоциация нанимателей для максимизации своих прибылей может попытаться установить зарплату на уровне wM. Если профсоюз не согласится на такую заработную плату, фирма может сократить операции и уволить работников. Профсоюз, хотя и не добивается в каком-либо определенном смысле максимизации своих прибылей, будет требовать установления заработной платы на уровне wU, что значительно выше wM, т. е. зарплаты, предложенной ассоциацией нанимателей. Профсоюз сможет угрожать забастовкой до удовлетворения его требований. Если разница между зарплатой, требуемой профсоюзом и предлагаемой ассоциацией нанимателей, будет велика, то может последовать длительная забастовка или увольнение работников. Издержки забастовки или увольнений, как для нанимателей, так и для работников, вероятно, окажут воздействие на достижение компромисса. Двусторонняя монополия подобного типа также часто встречается в профессиональном спорте, где организация собственников команд ведет переговоры с союзом игроков с целью оговорить уровень оплаты и условий труда на период действия контракта между ними. Например, в США ассоциация игроков Национальной футбольной лиги (NFLPA) ведет переговоры с Советом управляющих Национальной футбольной лиги, который представляет собственников команд. Когда две эти группы не могут договориться об оплате и условиях труда, часто результатом оказывается забастовка. Например, осенью 1987 года игроки NFLPA бросили работу, когда обе ассоциации не смогли договориться об оплате труда и в других пунктах - особенно, касающихся прав "свободных агентов" вести переговоры о повышении зарплаты. NFLPA, чьи члены зарабатывали в среднем 230 000 долларов за сезон, стремилась установить минимум оплаты для игроков в 90 000 долларов, предусматривая оплату игроков с опытом игры в 13 лет и более вплоть до 320 000 долларов. Эта зарплата соответствует wU. Совет управляющих NFL стремятся установить минимальную оплату на уровне 60 000 долларов, допуская зарплату вплоть до 180 000 долларов для игроков с 13-летним стажем и до 200 000 долларов для игроков с 15-летним стажем. Такая зарплата соответствует wM. Кроме того, по оплате труда имелись и другие спорные пункты. Так как в итоге не было достигнуто компромиссного соглашения, осенью 1987 года игроки объявили забастовку. 

6. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ 

Меры по борьбе с монополизмом в России определяются преимущественно спецификой монополистических  отношений в нашей экономике.

Серьезное изучение методов борьбы с монополизмом в  России началось относительно недавно. В теоретическом плане обсуждается  два варианта антимонопольной политики:

первый из них  предусматривает, что демонополизация  производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т. е. заблаговременно должны создаваться  предпосылки конкурентного, а не монопольного рынка;

второй вариант - это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям и после такового. В данном случае прямому воздействию на предприятия-монополисты  предпочитается косвенные, создающие  возможности для самопроизвольного  протекания демонополизации.

На практике, проводимая ныне демонополизация и  разгосударствление, переход к рынку, функционирующему на основе конкуренции, уже сейчас потребовали выработки  и принятия целого пакета законов, в  том числе и антимонопольного, предусматривающего как прямые силовые  методы (разделение фирм-монополистов), так и косвенные методы противодействия  монополиям.

Монополия - "за" и "против"

Отношение общества и государства к различным  формам несовершенной конкуренции  всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике страны. С одной стороны, монополии могут  ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что  вызывает нерациональное распределение  ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения за счет более высоких цен. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере возможности для обеспечения НТП. Дело в том, что монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, т.к. нет конкуренции.

С другой же стороны, существуют очень весомые аргументы  в пользу монополий. Продукция монополистических  компаний отличается высоким качеством, что не позволило им завоевать  господствующее положение на рынке (кроме, однако, "естественных монополий", не всегда по праву получающих доступ к той или иной деятельности на рынке). Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных  исследований и разработок.

Вместе с тем  не следует преувеличивать роль монополий  в обеспечении научных исследований и опытно - конструкторских разработок. Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в науке и  технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными (англ. venture - рискнуть) компаниями. На этой основе могут возникнуть крупные  фирмы (великолепный пример - Microsoft, имевшая  в 1981 году численность 100 сотрудников  в США, ныне имеющую 16400 сотрудников  в 49 странах, рыночную стоимость порядка  млрд. и годовой оборот млрд.).

Кроме того, крупные  масштабы производства позволяют снижать  издержки и в целом экономить  ресурсы. Так, повышение цен на нефть  в результате действий стран ОПЕК крайне негативно сказалось на издержках  во многих отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов научных исследований позволило перейти к топливо  сберегающим технологиям и снизить  издержки.

Не следует  также забывать и того, что крупные  монополистические объединения (особенно межотраслевые, такие как НЛМК с  его столь разными производствами, как металлургический завод, мгновенно  ставший известным завод холодильников "Стинол", сборочный завод бытовой  электроники) в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех начинают выходить из кризиса, тем  самым, сдерживая спад производства и безработицу.

Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства всех стран с капиталистически ориентированной экономикой

стараются в  какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

Информация о работе Рыночная структура и ее характеристика