Рыночная система: понятие, элементы, функции и структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является, во-первых, описание элементов, функций рыночной системы, ее структура. Во-вторых, сравнение основных моделей рыночной системы, определение идеальной модели. В-третьих, рассмотрение рыночной экономики Беларуси и проблем, связанных с ней.

Содержание

Введение
1 Рыночная система: понятие, элементы, функции и структуры
2 Сравнительные характеристики основных моделей рыночной экономики
3 РБ на пути к социально ориентированной рыночной экономике
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 73.58 Кб (Скачать)

Для нашей страны в ее современном положении определены свои приемы, свои методы, собственные  способы управления. И не замечать этой очевидности недопустимо. Не вызывает сомнения, что без тщательной отработки  экономических и идеологических составляющих реформы трудно рассчитывать на дальнейшие позитивные сдвиги в  экономике страны. Привязка экономической  реформы к модной теории, пусть  даже и устоявшейся, также может  оказаться губительной для страны по своим последствиям. Хотя всегда, когда объясняется невозможность  сделать что-то, найдутся некие другие аргументы в его пользу. К тому же попытка анализировать систему  через анализ ее "кусочков" —  недостаточен, а при определенных условиях просто порочен.

Если реформа нацелена на созидание, если присутствует стремление использовать любые имеющиеся возможности  вместо того, чтобы отвергать их, тогда только она осуществляется без больших потерь, быстро и успешно. Сегодня очевидно, что стратегия  реформы должна быть нацелена на изменение  отношения к людям. Она должна опираться на достоинства белорусских  людей, их чувство справедливости, порядочность и доброту, а не на их недостатки. Мера прогрессивности реформы определяется открываемыми ею перспективами, и она  должна быть решительно против разрушения науки, образования, культуры, здоровья людей и нравственности молодого поколения.

Анализ современных мировых  тенденций в либерализации со всей очевидностью показывает, что  она сопровождается нарастанием  контртенденций — поиском новых альтернатив. При этом альтернативы нащупываются, исходя из того состояния, в котором прибывает как конкретная экономика, так и глобальная экономика. Беларусь находится в авангардно-футуристическом поиске экономической альтернативы, который, по замыслу политиков, должен привести ее к гармоничному обществу по самому короткому пути.

Реальная доминация ограниченного в республике капитала требует поиска наиболее рационального способа его использования в направлении повсеместного развития информационного общества, в котором информационный менеджмент полностью подчинял бы сферу традиционной "реальной экономики".

Качественно должны измениться экономические функции финансов как главного инструмента рынка. Внутренний и внешний рынок требуют  достичь того, чтобы рыночная стоимость  была независимой от хозрасчетной инфраструктуры и производной от ценовых трендов, складывающихся в мире.

Любая экономика все больше становится зависимой от знаний. Поиск  новых путей в производстве общественных благ всегда служил основным источником долгосрочного роста экономики. В современной экономике все  большая доля продукции носит  неосязаемый характер и основывается на эксплуатации идей, а не материальных предметов — так сказать, развивается "невесомая экономика". И это  обстоятельство следует учитывать  в поступательном развитии экономики  республики и ее экспортного потенциала.

Как это ни парадоксально, но абсолютизация рыночного экономического фактора в масштабе цивилизации  порождает сегодня ситуации, когда  открываются новые горизонты  для активности нерыночных, пост-рыночных мотиваций. Практика свидетельствует, что многообразие экономической истории различных народов и цивилизаций, фундаментальное своеобразие их хозяйственных культур не должно игнорироваться. Национальные государства не должны в будущем лишиться экономической суверенности, национальные модели экономик государств не должны функционировать в режиме внешнего управления. По этой причине Беларусь, очевидно, пока сдержанно демонстрирует свою готовность идти по пути глобализации.

Только возрождение человеческого  и национального достоинства  людей может сделать их способными претворить в жизнь прогрессивную  реформу системы, функционирующей  по законам высокоорганизованных систем. Построение системы организации  государства, свободной от наиболее болезненных его недостатков, должно быть направлено на исправление существующей системы. Без гармонии интересов  людей, сочетания целей различных  хозяйственных субъектов и управления в целом невозможно построение по-настоящему сбалансированного общества.

Разумеется, трудно предугадать  сегодня все сложности, которые  могут встретиться на пути реформы  в будущем, но достаточная логичность подсказывает, что республике предстоит  решить ряд сложных и новых  проблем. Едва ли не самой сложной  является проблема увеличения результативности и сокращения стоимости административного  управления. Предстоит создать такой  аппарат, который не был бы символом "бесхозного отношения" к огромным государственным ресурсам и в  еще большей степени — фактором торможения экономического развития и  совершенствования управления. Предстоит  пересмотреть философию системы  административного управления, видоизменить ее приоритеты, цели и критерии. Нужны  новые подходы к способам оплаты и стимулированию труда управленцев  и служащих.

Сегодня необходим такой  аппарат управления, который не извратил бы и не загубил благородную идею реформы и наведение должного порядка в государстве. Лишь только при положительном решении этой проблемы можно ожидать укрепления рыночных отношений, совершенствования  финансового обращения, повышения  конъюнктуры и налаживания производства, формирования "экспортного тарана" производств и отраслей, обладающих передовыми технологиями и успехом на внешних рынках. Требуется постоянное внедрение и использование обратных связей, при которых администрация должна быть управляема рынком, а рынок должен быть административно регулируемым. Но оплата услуг администрации управления не должна напоминать государственный рэкет.

По-прежнему одной из актуальных является проблема борьбы с экономической  преступностью, криминализацией общественной жизни. Общеизвестно, что природа  криминальности не заключена в извращении человеческой натуры, а имеет социальные корни. Она расцветает, когда честным  трудом невозможно обеспечить безбедное  существование, а нечестным —  можно. Поэтому первостепенной задачей  становится необходимость изменения  самой криминальной сущности складывающихся производственных отношений в стране. Прибыль не должна выступать "нормой обмана", она должна быть связана  с более ясными, определенными  параметрами, направленными на стимулирование общественно полезного труда, и  непротиворечиво формироваться  в сфере обращения и бизнеса.

Без гармоничного сочетания  экономики и человека невозможно ни рациональное их взаимодействие, ни достижение настоящего прогресса. Активизация  экономического потенциала всего населения  может быть достигнута только через  развитие высокотехнологичного производства, рационализацию денежного обращения, появление приоритетных ориентиров экономики. Нет и не может быть правил жизни и труда людей, одинаково эффективных для всех стран и народов. Поэтому необходимо научиться правильно расставлять жизненные приоритеты таким образом, чтобы более престижными становились профессии, которые приносят больше общественной пользы, а не наоборот. Нужны новые идеологические доктрины жизненных приоритетов белорусского народа.

Бесспорно, коренные мероприятия  реорганизации и развития экономики  требуют соответствующих пропагандистско-информационных мероприятий. Без подготовки общественного  мнения, без освещения всех аспектов реформы, привлечения народного  опыта, интеллекта нации, становления  новых стереотипов мышления намечаемые преобразования в экономике страны невозможны. Видимо, уже в ближайшее время было бы полезно предварительно осуществить экспериментальную обработку некоторых ключевых моментов дальнейшей реформы на определенных сегментах и отдельных территориях страны для исключения риска неудач при проведении широкомасштабных мероприятий. Это было когда-то в экономической практике и, как правило, приводило к положительным результатам.

Наиболее значительные перекосы, которые не удается пока исправить  в нашей экономике при значительном числе министерств и ведомств, различных институтов и других структур, объясняются неэффективным использованием финансовых ресурсов и невозможностью объединения интересов науки  и производства, направленных на рост объемов производства наукоемкой продукции. Требуются новые усилия по созданию в стране целевой активной и востребованной инновационной деятельности. В этом направлении важно вступить на путь международной интеграции лучших достижений наукоемкого инжиниринга, обеспечивающего максимальные темпы интеллектуально-технического развития и повышения благосостояния всего общества. Требуется новая инновационная культура и соответствующая ей структура кадров и институтов.

Проблема разноскоростной интеграции, как основа экономического и политического взаимодействия и сотрудничества с Россией и другими странами СНГ, прошла проверку временем и для Беларуси сыграла положительную роль. Эта проблема рассматривалась и рассматривается как особенность отечественной модели развития на пути к устойчивому росту. Синхронизация интеграционных процессов сегодня связывается с формированием единого экономического пространства как с Россией, так и с другими странами СНГ, и прежде всего в области единого кредитно-денежного и торгового пространства.

Современные тенденции развития мирового денежного рынка характеризуются  созданием экономических и валютных союзов. Однако для каждой страны, региона  не в полной мере подходят рекомендации МВФ, стран ЕС, о чем свидетельствуют  азиатский, а затем российский экономический  кризисы, а также достаточно непрогнозируемая ситуация с евро и американским долларом. Совершенно очевидно, что для единого  экономического пространства Российской Федерации и Республики Беларусь необходима собственная модель валютного  объединения, разумеется, с учетом опыта  стран ЕС, Северной Америки. Представляется, что опыт создания и функционирования "переводного рубля" в странах  бывшего СЭВ (который использовался  и странами ЕС) и опыт бельгийско-люксембургского  валютного союза незаслуженно забыт  белорусскими и российскими экономистами. Механизм привязки белорусского рубля  к российскому может быть основан на опыте бельгийско-люксембургского валютного союза, а дальнейший механизм функционирования белорусско-российского валютного союза может быть построен на основе опыта функционирования "переводного рубля" стран СЭВ, с учетом и перечислением в белорусский бюджет доли сеньоража.

Опыт функционирования общей  валюты стран СЭВ — "переводного  рубля" — существенен в целом  для создания единого валютного  пространства Республики Беларусь и  Российской Федерации, а в последующем  для распространения его и  на другие страны СНГ. Одним из объективных  факторов такого союза является необходимость  отстаивания экономических интересов  на мировом рынке, которые в настоящее  время имеют некоторое смещение акцентов в сторону больших открытых экономик. Для решения этой проблемы достаточно верным было бы создание и  восточноевропейского банка межгосударственных расчетов стран СНГ на основе опыта  стран ЕС и СЭВ.

Решение проблемы и стратегия  развития экономики республики в  будущем должны исходить из принципа верности избранному пути, отстаивания  национальных интересов в динамике новой мировой реальности, адекватной реакции на основные тренды мирового развития. Республика должна приспособиться выживать и не потерять своего экономического суверенитета при всем дифференциализме, многообразии и сложности экономических процессов в мире. Вместе с тем, она не должна быть "экономически островом отстаивания" и в своем развитии должна быть ориентирована на цивилизованные страны в мире. Именно с этими процессами должен быть связан выбор дальнейших реформ на пути социально-экономического развития Беларуси.

 


Информация о работе Рыночная система: понятие, элементы, функции и структуры