Рыночная система: понятие, элементы, функции и структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является, во-первых, описание элементов, функций рыночной системы, ее структура. Во-вторых, сравнение основных моделей рыночной системы, определение идеальной модели. В-третьих, рассмотрение рыночной экономики Беларуси и проблем, связанных с ней.

Содержание

Введение
1 Рыночная система: понятие, элементы, функции и структуры
2 Сравнительные характеристики основных моделей рыночной экономики
3 РБ на пути к социально ориентированной рыночной экономике
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 73.58 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6 Южнокорейская модель 

Южнокорейская модель имеет  много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке. 
Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейское государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы. 
И наконец, еще один элемент южнокорейской модели, представляющий несомненный интерес для России, — это оказание государственными органами всесторонней поддержки мелкому и среднему предпринимательству, что способствовало созданию в сжатые сроки среднего класса. В то же время, как показал конец 90-х гг., у южнокорейской и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательствам в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.7  Российская модель переходной экономики

 

После длительного господства административно-командной системы  в экономике России на рубеже 80-х  и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям. 
Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприятными по следующим обстоятельствам (объективные факторы): 
• крайне высокая (даже для стран с административно-командной системой) степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора при неуклонно расширявшейся «теневой экономике»; 
• длительное (на протяжении жизни трех поколений) существование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства; 
• крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена; 
• неконкурентоспособность преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства. 
Все это было усугублено отсутствием в обществе консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, темпов и конкретных способов этого перехода, что вело к почти непрерывному социально-политическому кризису. 
Стратегическая цель переходного периода в России — это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией. Условиями создания такой экономики являются: 
а) преобладание частной собственности;  
б) создание конкурентной среды; 
в) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для экономического роста; 
г) эффективная система социальной защиты;  
д) открытая конкурентоспособная на мировом рынке экономика.  
  Формирование современной рыночной экономики в России происходит в условиях взаимопереплетающихся и взаимоотягощающих экономических, политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов. 
 Характеризуя формирующуюся в России модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую роль  страны. Россия в социокультурном плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономическом плане российское общество исторически сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты: 
• огромную роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника; 
• неразвитость частной собственности, прежде всего на землю; 
•отсутствие автономного от государства гражданского общества: 
•неразрывную связь власти и собственности;  
• слабость личной инициативы при довольно сильных коллективистских тенденциях. 
Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель рыночной экономики включает ряд черт, унаследованных из исторического прошлого. Государство даже после приватизации немалой части собственности по-прежнему располагает мощным государственным сектором в важнейших отраслях хозяйства. Сохраняется тесная связь политической власти и собственности. 
Вместе с тем государство, утратив в ходе приватизации немалую часть прежних источников доходов, сохранило непосильный для него объем финансовых обязательств, что обусловливает затяжной кризис госбюджета. 
В России не возникало взаимодействия и разграничения функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник. 
Значительное влияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы. 
Наряду с неблагоприятным в целом инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре — в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности российской экономики потребует длительного времени, возможно нескольких десятилетий. 
Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы. 
Неравномерным является также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно. 
Присущие российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательства «в тень» обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собтвенности, рост коррупции), так и российскими особенностями. 
Чрезвычайно болезненные гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение немалой части населения в маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической. 
Характерные для России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики. 
  На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере. 
Из сказанного следует, что основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка. 

Рыночная система в  силу особенностей своего функционирования обладает также рядом недостатков, называемых в экономической теории провалами (слабостями) рынка. Основными  провалами рыночной системы являются: значительный разрыв между доходами различных слоев населения, неспособность  в рамках системы производить  достаточное количество так называемых общественных благ, возможная монополизация рынка  и др. 
Также исследованы  понятие экономических систем и их сущность, особое внимание в процессе подготовки было уделено непосредственно моделям рыночной экономики. 
Американская модель - модель с минимальным участием государства в регулировании экономики.  
Шведская модель– это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».  
Германская модель – это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с  формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.  
Японская модель экономики отличается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора. 
На данный момент Россия только переходит от командной экономике к рыночной, поэтому перед ней встала проблема, какую модель развития рыночной экономики выбрать. Но, по моему мнению, нам не стоит копировать чужую модель, надо разрабатывать собственную с использованием опыта развитых стран и национальных особенностей. 
Переход к рынку - очень сложный и длительный процесс. Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов повсем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозироватьсвою роль и место в мировом разделении труда. 
Как мы видим экономическую систему России можно отнести только к переходной, до «рынка» ей ещё далеко.

 

3 РБ на пути к социально  ориентированной рыночной экономике

Последнее десятилетие ушедшего столетия для стран бывшего СССР характеризовалось тем, что привычная  система объяснения моделей, критериев, методов, основанных на марксизме, была разрушена. Однако новая система, которая  отвечала бы изменившимся условиям, пока до конца не создана, не выработана. Отсюда все трудности и все  проблемы новых независимых стран. В подобной ситуации в начальный  период своей независимости оказалась  и Беларусь.

Сценарий, по которому проводятся реформы и структурная перестройка  в Беларуси, впервые была изложена Президентом Республики Беларусь на втором экономическом форуме в Санкт-Петербурге (1998 г.). Говоря об экономической модели он, в частности, подчеркнул:

"Реформа — это совершенствование  того, что создано, потому что  сломать и создать новое у нас нет ни времени, ни средств. Да и нужно ли это делать вообще?"1

Реформа в Беларуси предполагает "формирование социально ориентированной, многоукладной рыночной экономики  с равноправным функционированием  государственной и частной собственности  с различными формами хозяйствования — акционерной, коллективной, арендной и другими"2 .

Исходные составляющие, которые  определяли выбор белорусской модели, включали:

— существующую базу, созданную  многими десятилетиями и особенно нынешними поколениями;  
— необходимость создания цивилизованного государства, способного в трудное время защитить интересы подавляющего большинства своего населения, эффективно контролирующего и регулирующего практически все экономические процессы;  
— разумное использование планирования и прогнозирования на пути строительства многоукладной экономики;  
— максимальное использование потенциала республики, обусловленного наличием высококвалифицированных кадров, хорошо развитой инфраструктуры и высокоиндустриальной экономики;  
— организованность и порядок.

Главное, что было положено в основу формирования и реализации модели, это осторожный, прагматический, эволюционный подход к реформированию экономики.

"Роль и основная  функция государства в Республике  Беларусь заключаются сегодня  в том, чтобы создать необходимые  условия для развития экономики  и социальной сферы, надежно  и стабильно обеспечить безопасность  граждан, социальную справедливость  и общественный порядок, эффективно  подавить и искоренить организованную  преступность, не дать развернуться  коррупции и протекционизму: Белорусское  государство заинтересовано в  развитии частного бизнеса, в  повышении доверия к нему: бизнеса  честного, приносящего пользу и  предпринимателю, и народу, и государству"3 .

"Беларусь отказалась  от обезличенной поточной приватизации: она носит строго индивидуальный, сугубо персональный характер: Необходимо, чтобы государство получило максимальную прибыль от продажи предприятия, чтобы на предприятии не уменьшалось количество работающих, чтобы улучшались производственные показатели, чтобы для общества и страны в результате приватизации стало лучше"4 .

Важная составляющая белорусской  модели — это сильная и эффективная  социальная политика государства. Это  не только помощь остро нуждающимся, но и постоянные инвестиции в здоровье граждан, в их профессиональное, культурное, личностное развитие, в их будущее и будущее страны в целом.

Как бы подытоживая характеристики принятой Беларусью модели экономической  системы, Э. А. Лутохина отмечает, что  социально ориентированная модель это:

— "экономика, формирующаяся  под воздействием определенных фиаско рынка и централизованно-плановой системы; 
— смешанная экономика, в основе которой сочетаются разные формы собственности с тенденцией к ассоциативности; 
— экономика с выразительной социальной ориентацией, главной целью и критерием которой служит социальная устойчивость общества; 
— экономика, регулируемая сочетанием рыночного механизма и государства; притом, чем больше мера социальной ориентации, тем выше роль государственного регулирования; 
— экономика, функционирующая с использованием принципа социального партнерства"5.

В докладе Президента Республики Беларусь на постоянно действующем  семинаре руководящих работников республиканских  и местных государственных органов  по вопросам совершенствования идеологической работы было отмечено:

"Важнейшая составляющая  часть нашей государственной  идеологии — теория белорусской  модели социально-экономического  развития. Она предполагает формирование  социально ориентированной, многоукладной  рыночной экономики с равноправным  функционированием государственной  и частной собственности. И  обязательным, я бы здесь подчеркнул, наличием и превалированием из  этих идей рынка идеи конкуренции.

Белорусский экономический  уклад доказал свою жизнеспособность. Мы первые (и пока единственные) среди  стран СНГ превзошли уровень  промышленного производства 1990 г. Не разрушили, а нарастили свой научно-технический  потенциал. Создали основу для устойчивого  и динамичного развития на перспективу.

Для нашей модели развития характерен высокий уровень социальной защищенности, который создается  каждодневным трудом, усилиями всех работающих, гуманным отношением к человеку как  главной ценности в нашей стране.

Социально-экономическая  составляющая белорусской модели развития достаточно полно раскрыта в Программе  социально-экономического развития нашей  страны на текущее пятилетие"6 .

Те штрихи экономических  преобразований в стране, которые  были обозначены в 1994 г. в ходе предвыборной компании Президента Республики Беларусь, сегодня обрели полные очертания, оформившись в виде модели, и получили конкретную реализацию в Программе социально-экономического развития Беларуси. Республика избрала свой путь и стала полигоном для экономического эксперимента, аналога которому в мире нет. Насколько успешно завершится этот эксперимент, покажет время. Лишь оно может дать ответ на вопрос, не является ли избранный ею путь ошибочным. В Библии есть такие строки: "Грехи отцов навещают потомков еще три-четыре поколения". К тому же неприятие белорусских реформ международными финансовыми организациями, призрачные надежды на вступление Беларуси в ВТО, сложные отношения республики с другими региональными организациями в мире не адекватно характеризуют наши процессы.

На фоне позитивных результатов  реформы в республике и динамики процессов в мире сегодня можно  только предварительно и с определенной осторожностью утверждать, что результаты реформ были бы значительно худшими, если бы страна по рекомендации международных  организаций избрала путь либерализации  экономики. Ссылка на то, что результаты реформ во многих странах СНГ хуже, чем в Беларуси, по крайней мере, не корректна по базовым условиям. К тому же каждая из стран бывшего  СНГ в силу национальной специфики  и других причин в своих реформах далеко отстоит от испытанного и  проверенного временем либерального пути.

Отметим также, что страны, исповедующие либерализм, развиваются  эволюционным путем, при котором  из-за цикличности развития экономики  в определенный период возможны некоторые  сбои. Однако сильные институты этих государств всегда способны найти объективные механизмы и инструменты для экономического роста.

В Беларуси сегодня нет  ярко выраженного разделения на "бедных и богатых", превалирует государственная  собственность, и, по существу, нет должных  предпосылок для экономического роста. Экономический рост определяет не политика — она создает лишь климат, атмосферу, которая может  способствовать или мешать настоящему росту. По своему определению правительство  не может вызвать экономический  рост, оно лишь создает почву для  роста и "удобряет" ее, лучше  или хуже, — но сам рост происходит благодаря экономической активности отдельных личностей и фирм.

По данным статистики, в  Беларуси наблюдается хрупкость  экономического процветания из-за нарастания доли убыточных предприятий (в отдельные  периоды она достигает 37-40 %), снижения конкурентоспособности выпускаемой  продукции на внешних рынках, увеличивающихся  товарных запасов на складах предприятий. Предпринимательская среда постоянно  находится во временных правилах, верховенство закона не имеет традиции (Республика Беларусь — молодое  государство). После стольких лет  жизни в неправовом государстве, когда законы писались без оглядки на международные договоры, у белорусского народа сформировалось негативное отношение к любым законам и всяким, пусть даже и положительным, действиям властей в направлении проведения реформ. В то же время история учит, что государство рушится, если его законы менее нравственны, чем обычаи и культура составляющих его наций. Прошлые приоритеты и неудачи просто так не забываются и не отбрасываются. Особенно с этим трудно мирится старшее поколение, социально и экономически наиболее слабо защищенное.

В предпринимательской среде  республики пока не удается сформировать понимание того, что существующие экономические и политические организации  государства не являются случайным  набором каких-то обстоятельств, правил, которые можно видоизменять, как  правило, произвольным образом. На самом  деле оно образует замкнутую систему  человеческих отношений, взглядов, приоритетов, а следовательно, соответствующих им кадров, институтов, законов, организаций. Любая система умеет защищать как себя, так и все свои атрибуты. Иначе она не будет системой. С другой стороны, любая система имеет как свои индивидуальные достоинства, так и "генетически" присущие ее недостатки. Врожденные недостатки в экономике могут исчезнуть только при замене или устранении системных ошибок и просчетов.

Информация о работе Рыночная система: понятие, элементы, функции и структуры