Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:26, реферат
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж
Введение………………………………………………………………………….3
Определение конкуренции и ее значение для рыночной экономики….4
Формы конкуренции………………………………………………………5
Виды конкуренции………………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………13
Список используемой литературы…
В условиях олигополии
появление новых фирм-
Например, рынок видеопроката в Москве — типичный рынок олигополистической конкуренции: 5 крупнейших сетей контролируют более 60 % пунктов проката и предоставляют более 70 % услуг в стоимостном выражении. Аналогичная ситуация на рынке кинопоказа: 3–8 торговоразвлекательных комплексов в крупном российском городе занимают позиции олигополистов в своих сегментах рынка. [2]
4.Монопольный рынок.
Монополия - это рынок, имеющий 1-го производителя, и как следствие отсутствие конкуренции.На монопольном рынке отсутствует конкуренция: здесь есть только один производитель, предлагающий уникальный товар. Это позволяет продавцу-монополисту назначать произвольную цену, обеспечивающую ему максимальную прибыль. Закон спроса не действует. Аппетит монополиста ограничен только долей дохода, которую ему удается получить от потребителей. Монополистический рынок снижает уровень жизни (так как потребитель вынужден оплачивать завышенные цены сокращая другие расходы), снижает качество товаров (ограниченность предложения делает покупателя менее привередливым), снижает экономическую эффективность производства (монополии не заботятся об экономии затрат, так как все будет оплачено потребителем). Иными словами, здесь нет нужды заботиться не только о снижении цены (как на рынке несовершенной конкуренции), но и о качестве товара (как на рынке олигополистической конкуренции).[4]
Монопольный рынок возникает главным образом в результате слияния фирм, которые предпочитают безмятежную жизнь монополиста с гарантированными доходами постоянному риску в конкурентной борьбе. Имеются, однако, и такие монопольные рынки, происхождение которых носит естественный или целесообразный характер. Естественный монопольный рынок отражает, как правило, уникальность природных богатств страны, региона, города (месторождения золота, драгоценных камней, нефти). Также естественная монополия может быть в таких отраслях экономики, где трудно признать целесообразным существование более одного производителя (например, линии электропередач или водопроводные трубы нецелесообразно прокладывать параллельно уже существующим). К таким естественным монополиям в нашей стране относят, например, почта, железные дороги, компания «Газпром».[1]
Государственная
монополия может с помощью
политики цен преследовать достижение
самых различных целей. Она может
установить цену ниже себестоимости, если
этот товар имеет важное значение
для покупателей, которые не в состоянии
приобретать его за полную стоимость.
Цена может быть назначена с расчетом
на покрытие издержек или получение хороших
доходов. А может быть и так, что цена назначается
очень высокой для всемерного сокращения
потребления. В случае регулируемой монополии
государство разрешает компании устанавливать
расценки, обеспечивающие «справедливую
норму прибыли», которая даст организации
возможность поддерживать производство,
а при необходимости и расширять его. И,
наоборот, в случае нерегулируемой монополии
фирма сама вольна устанавливать любую
цену, которую только выдержит рынок.
3.Виды конкуренции.
Говоря о конкуренции необходимо показать ее виды. Существуют три вида конкуренции:
1. Функциональная
конкуренция возникает потому, что
любую потребность, вообще
2. Видовая конкуренция - следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.
3. Предметная
конкуренция - результат того, что
фирмы выпускают, по сути, идентичные
товары, различающиеся лишь качеством
изготовления или даже
Заключение
Конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.
Но как
любое явление имеет свои
Конкуренция
является необходимым и определяющим
условием нормального функционирования
рыночной экономики.
Список использованной литературы
1. Автономов В.С. «Введение в экономику», изд. «Вита-Пресс», 1998.
2. Долан Э.Д., Линдсей Д.Е. «Рынок: микроэкономическая модель», Санкт-Петербург, 1992.
3. Журавлева Г.П. "Экономика: учебник", Москва, Юрист, 2001.
4. Крупенин А.Л. «Основы экономики в вопросах и ответах»,
Ростов Н/Д, 2000.
5. Робинсон Д.В.
«Экономическая теория
6. Чемберлин Э.Х. «Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости», Москва, 1959.
7. http://www.finbook.biz/
- электронная библиотека