Рыночная конкуренция, ее виды и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:26, реферат

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Определение конкуренции и ее значение для рыночной экономики….4
Формы конкуренции………………………………………………………5
Виды конкуренции………………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………13
Список используемой литературы…

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 33.10 Кб (Скачать)

В условиях олигополии появление новых фирм-конкурентов  крайне затруднительно, поскольку это  требует громадных начальных  затрат. К тому же технология в наукоемких отраслях защищена, как правило, патентами, приобретение которых также очень  дорого.[4] Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и  маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, персональные компьютеры). Небольшое  число продавцов объясняется  тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию  и на действия конкурентов. Например, если какая-либо сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям придется реагировать  либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов. Поэтому конкуренция в олигополии носит своеобразный характер.

Например, рынок видеопроката в Москве — типичный рынок олигополистической конкуренции: 5 крупнейших сетей контролируют более 60 % пунктов проката и предоставляют более 70 % услуг в стоимостном выражении. Аналогичная ситуация на рынке кинопоказа: 3–8 торговоразвлекательных комплексов в крупном российском городе занимают позиции олигополистов в своих сегментах рынка. [2]

4.Монопольный  рынок.

Монополия - это  рынок, имеющий 1-го производителя, и  как следствие отсутствие конкуренции.На монопольном рынке отсутствует конкуренция: здесь есть только один производитель, предлагающий уникальный товар. Это позволяет продавцу-монополисту назначать произвольную цену, обеспечивающую ему максимальную прибыль. Закон спроса не действует. Аппетит монополиста ограничен только долей дохода, которую ему удается получить от потребителей. Монополистический рынок снижает уровень жизни (так как потребитель вынужден оплачивать завышенные цены сокращая другие расходы), снижает качество товаров (ограниченность предложения делает покупателя менее привередливым), снижает экономическую эффективность производства (монополии не заботятся об экономии затрат, так как все будет оплачено потребителем). Иными словами, здесь нет нужды заботиться не только о снижении цены (как на рынке несовершенной конкуренции), но и о качестве товара (как на рынке олигополистической конкуренции).[4]

Монопольный рынок  возникает главным образом в  результате слияния фирм, которые  предпочитают безмятежную жизнь  монополиста с гарантированными доходами постоянному риску в  конкурентной борьбе. Имеются, однако, и такие монопольные рынки, происхождение  которых носит естественный или  целесообразный характер. Естественный монопольный рынок отражает, как  правило, уникальность природных богатств страны, региона, города (месторождения золота, драгоценных камней, нефти). Также естественная монополия может быть в таких отраслях экономики, где трудно признать целесообразным существование более одного производителя (например, линии электропередач или водопроводные трубы нецелесообразно прокладывать параллельно уже существующим). К таким естественным монополиям в нашей стране относят, например, почта, железные дороги, компания «Газпром».[1]

Государственная монополия может с помощью  политики цен преследовать достижение самых различных целей. Она может  установить цену ниже себестоимости, если этот товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие «справедливую норму прибыли», которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И, наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Виды  конкуренции.

Говоря о конкуренции  необходимо показать ее виды. Существуют три вида конкуренции:

1. Функциональная  конкуренция возникает потому, что  любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить очень различными  способами. И, соответственно, все  товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных  принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию  приходится учитывать, даже если  фирма является производителем  поистине уникального товара.

2. Видовая конкуренция  - следствие того, что имеются  товары, предназначенные для одной  и той же цели, но различающиеся  каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили  одного класса, но с разными  по мощности двигателями.

3. Предметная  конкуренция - результат того, что  фирмы выпускают, по сути, идентичные  товары, различающиеся лишь качеством  изготовления или даже одинаковые  по качеству. Такая конкуренция  иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно,  однако, следует иметь ввиду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.[3,7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

   Но как  любое явление имеет свои плюсы  и минусы. К положительным чертам  можно отнести: активизацию инновационного  процесса, гибкое приспособление  к спросу, высокое качество продукции,  высокую производительность труда,  минимум издержек, реализацию принципом  оплаты по количеству и качеству  труда, возможность регулировки  со стороны государства. К негативным  последствиям - "победа" одних  и "поражение" других, различие  в условиях деятельности, что  ведет к нечестным приемам,  чрезмерная эксплуатация природных  ресурсов, экологические нарушения  и др. Следствием конкуренции  является, с одной стороны, обострение  производственных и рыночных  отношений, а с другой - повышение  НТП.

      Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Автономов  В.С. «Введение в экономику», изд.  «Вита-Пресс», 1998.

2. Долан Э.Д., Линдсей Д.Е. «Рынок: микроэкономическая модель», Санкт-Петербург, 1992.

3. Журавлева  Г.П. "Экономика: учебник", Москва, Юрист, 2001.

4. Крупенин А.Л.  «Основы экономики в вопросах  и ответах»,

Ростов Н/Д, 2000.

5. Робинсон Д.В.  «Экономическая теория несовершенной  конкуренции», Москва, 1986.

6. Чемберлин Э.Х. «Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости», Москва, 1959.

7. http://www.finbook.biz/ - электронная библиотека 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Рыночная конкуренция, ее виды и формы