Рыночная конкуренция, ее виды и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:26, реферат

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Определение конкуренции и ее значение для рыночной экономики….4
Формы конкуренции………………………………………………………5
Виды конкуренции………………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………13
Список используемой литературы…

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 33.10 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Определение конкуренции и ее значение для рыночной экономики….4
  2. Формы конкуренции………………………………………………………5
  3. Виды конкуренции………………………………………………………..12

Заключение………………………………………………………………………13

Список используемой литературы……………………………………………...14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Современная  рыночная экономика представляет  собой сложнейший организм, состоящий  из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых  и информационных структур, взаимодействующих  на фоне разветвленной системы  правовых норм бизнеса, и объединяемых  единым понятием - рынок. По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется  количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют  взаимодействие спроса и предложения. Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (“competition”)

     Конкуренция  - это центр тяжести всей системы  рыночного хозяйства, тип взаимоотношений  между производителями по поводу  установления цен и объемов  предложения товаров на рынке.  Это конкуренция между производителями.  Аналогично определяется конкуренция  между потребителями как  взаимоотношения  по поводу формирования цен  и объема спроса на рынке.  
 
 
 
 
 

1. Определение конкуренции и ее значение для рыночной экономики

     Конкуренция  (лат. “concurrere” -состязаться, сталкиваться) - это борьба между товаропроизводителями, поставщиками, продавцами за лидерство, за первенство на рынке. Конкуренция является важнейшим способом повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция - это цивилизованная форма борьбы за выживание, сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

     Конкуренция  в экономике всегда возникает  там, где количество благ ограничено. Если много человек пьют из  полноводного источника, конкуренции  между ними нет. Но если источник  находится в пустыне и не  может вдоволь напоить все  обитающие там племена с их  верблюдами и овцами - конкуренция  неизбежна. Во все времена столкновения  интересов обычно разрешались  с помощью войн - побеждал тот,  кто сильнее. В экономике же  конкуренция принимает более  мирные формы.[1]

Понятие конкуренции  многозначно и не его невозможно выразить универсальным определением. Ученые-экономисты вкладывали в это  понятие различный смысл, придавали  многогранные значения. Конкуренция  является и особенной формой существования  капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим, и способом хозяйствования. Конкуренция  естественным путем возникает из рынка и служит условием его существования  и развития.

2.Формы  конкуренции.

     Рыночная  экономика представляет собой  совокупность рынков, степень, конкурентности которых неодинакова. Острее всего конкуренция на тех рынках, где: много продавцов и покупателей; всегда можно точно узнать, по какой цене продает товар тот или иной продавец; ничто и никто не мешает новым фирмам войти на рынок, а старым - уйти с него; товар является однородным и у всех продавцов имеет примерно одинаковое качество: зерно, цемент, бензин. Напротив, конкуренция слабее там, где:

1. Число продавцов  или покупателей невелико, либо  в отрасли есть один или  несколько «лидеров», которые  по величине намного превосходят  другие фирмы. Они достаточно  сильны, чтобы подчинить себе  конкурентов (навязать им свои  цены), а в случае сопротивления  вытеснить непокорных с рынка.

2. Отсутствует  достоверная рыночная информация, то есть неясно, кто почем продает.  В этом случае продавцы могут  брать с покупателей разные  цены за один и тот же  товар: если покупатель не знает,  что конкурент может продать  дешевле, он купит товар у  первого попавшегося продавца  по высокой цене.

3. Существует  много разновидностей продукта.

4. Вход на  рынок для новичков затруднен:  для того, чтобы произвести некоторые  товары, требуется построить большой  завод, купить дорогое оборудование, иметь опыт производства в  данной отрасли.[1]

Экономическая теория оценивает уровень конкуренции  на том или ином рынке по семи признакам:

· число фирм-производителей;

· различие («дифференциация») товаров;

· уровень концентрации (то есть удельный вес каждой фирмы  в производстве и реализации данного  товара);

· способ формирования цены товара;

· возможности  для появления новой фирмы  на данном рынке;

· степень информированности  покупателей и продавцов о  ценах и качестве товаров;

· в какой  мере покупка осуществляется без  принуждения.

Различные комбинации этих признаков позволили выделить четыре основных типа конкурентного  рынка:[4]

1. Рынок совершенной  конкуренции

Данный рынок  воплощает модель идеальной конкуренции - несбыточную мечту большинства  производителей и практически всех потребителей. Совершенная конкуренция  в чистом виде никогда и нигде  не существовала. Ее можно рассматривать  как своего рода научную абстракцию, анализ которой, тем не менее, необходим  как первый шаг для уяснения принципов  функционирования рыночного механизма. На рынке совершенной конкуренции  преобладает множество продавцов  и покупателей какого-либо схожего  однородного товарного продукта. Множественность продавцов и  покупателей означает, что ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен  товара. Продавец не в состоянии  запросить цену выше рыночной, поскольку  покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать цену и ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно по существующей рыночной цене. Спрос абсолютно эластичен. Как результат свободного спроса и свободного предложения возникает равновесная цена на товар.

Рынок для каждой фирмы невелик. Он не ставит каких-либо препятствий перед продавцами и  покупателями для появления на рынке  или ухода с него. Важную роль играет надежная репутация фирмы. Продавец на этих рынках не тратит много времени  на разработку стратегии маркетинга, ибо, до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых  исследований, деятельности по разработке товара, политики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.

Д.В.Робинсон дает следующую характеристику совершенной конкуренции: «Совершенная конкуренция преобладает тогда, когда спрос на продукцию каждого производителя абсолютно эластичен. Отсюда следует, во-первых, что число продавцов велико и объем производства любого из них составляет ничтожно малую долю от общего выпуска данной продукции: во-вторых, что все покупатели находятся в одинаковом положении в отношении возможности выбирать между конкурирующими продавцами, так что на рынке господствуют отношения совершенной конкуренции».[5,7]

2. Рынок несовершенной  (монополистической) конкуренции. 

Реальность рыночной экономики такова, что большинство  рынков в ней представлено рынками  несовершенной конкуренции, когда  множество производителей предлагает сходные по назначению, но отличающиеся по использованию товары. Целенаправленный выпуск взаимозаменяемых товаров, максимально  учитывающих малейшие предпочтения покупателей, получил название «товарная  дифференциация».

Товарная дифференциация позволяет фирме найти (или самой  сформировать) свою группу покупателей. Это значит, что единый рынок совершенной  конкуренции распадается при  товарной дифференциации на бесчисленное множество сегментов, образуя рынок  несовершенной конкуренции. Благодаря  дифференциации товаров рынок несовершенной  конкуренции полнее удовлетворяет  запросы потребителей, но он обнаруживает и опасные для конкуренции  тенденции:

· различие в  положении производителей в разных сегментах рынка;

· ограничение  действия закона спроса, так как  специфика товара ставит пределы  возможности сокращения величины спроса как протестующей реакции покупателей  на повышение цены;

· более сложным  и затруднительным становится вхождение  в данный сегмент рынка новых  производителей.

За эти тенденции  рынок несовершенной конкуренции  получил в экономической теории и другое название - «рынок монополистической  конкуренции».

Рынок монополистической  конкуренции состоит из множества  покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением, но эти различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих товару услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цен, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных рыночных сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой, методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов, стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях монопольного рынка.

Э. Х. Чемберлин очень ярко подчеркивает особенность монополистической конкуренции: «Сказать, что каждый производитель в какой-либо отрасли имеет монополию на свою собственную разновидность продукта, не значит сказать, что отрасль монополизирована. Напротив, внутри отрасли может иметь место весьма интенсивная конкуренция, но, конечно, не такая какая описывается теориями чистой конкуренции, - она отличается монополией на собственную разновидность продукта.» «Монополистическая конкуренция есть, безусловно, нечто отличающееся и от чистой монополии, и от чистой конкуренции.»

Например, рынок продуктов легкого приготовления в 2001 г. вступил в переходную стадию: от свободной к монополистической конкуренции. Она продолжается уже более 5 лет. К концу 2007 г. в отрасли, по всей видимости, останется 5–8 относительно крупных производителей, имеющих по 5–10 % рынка каждый (вместе около 40–50 % рынка), и сотня другая мелких, доли, которых не будут превышать 1 %, а в среднем — по 0,25–0,5 % от национального рынка. [6] 

3. Рынок олигополистической  конкуренции.

Олигополия –  это рынок, имеющий от 3-х до 5-и  производителей. Эти фирмы выпускают  от 60-80% всего оборота отраслей.

Развитие монополистических  тенденций приводит к возникновению  рынка олигополистической конкуренции, на котором предложение товаров  исходит уже от ограниченного  числа производителей (от трех до пяти крупных фирм). Здесь решающим признаком  становится уровень концентрации, который  измеряется удельным весом крупнейших фирм отрасли в общем объеме продажи  отраслевой продукции.

Информация о работе Рыночная конкуренция, ее виды и формы