Рыночная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:00, реферат

Описание работы

Английский экономист XIX в. У. Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современный американский экономист Ф. Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей.

Содержание

1. Введение. 3.
2. Сущность рынка и его механизм: 4.
– сущность рынка; 4.
– условия возникновения рынка; 5.
– структура рынка; 6.
– функции рынка; 9.
– механизм рынка. 11.
3. Три составные части рыночной экономики:
рынок, государство, инфраструктура. Их взаимодействие. 14.
4. Социальная ориентация современной рыночной экономики. 17.
5. Практическая часть. 22.
6. Список используемой литературы. 23.

Работа содержит 1 файл

Рыночная экономика .docx

— 57.96 Кб (Скачать)

         На  рынке ценных бумаг главенствует фондовая биржа, где совершается  купля и продажа акций и  облигаций, устанавливаются их рыночные курсы. Соединяя вместе будущих инвесторов и владельцев сбережений, биржа организует межотраслевое и межрегиональное передвижение финансовых потоков, без которого рыночная система функционировать не в состоянии. Есть у фондовой биржи и собственная инфраструктура, состоящая, в частности, из сети брокерских компаний, которым их клиенты поручают выполнение биржевых операций.

         В-пятых, деятельность государства, его экономическая политика должны осуществляться в границах, очерченных рыночной экономикой. 

Социальная  ориентация современной 
рыночной экономики.
 

         Рыночный  механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требует вмешательства государства.

         Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

         Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и др., здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

         В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обуславливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

         Функции, выполняемые государством по организации  денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

         Если  обратиться к реальному конкурентному  рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность этих областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику. Обозначим эти сферы.

         Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие нетрудоспособные). Им нечего предъявить на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов не применимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

         Во  всех перечисленных случаях государство  вправе вмешаться в перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе.

         Занятость. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Заметим, что обеспечение указанного права не тождественно наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.

         Монополизм  и инфляция – тяжелые «хронические болезни» рыночной экономики, которая нуждается в постоянно проводимой государством антимонопольной и антиинфляционной профилактике.

         Развитие  фундаментальных  научных исследований и связанных с ними крупных инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь не обойтись без участия государства, которое стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Напротив, рынок эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой техники и технологии.

         Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии  на рыночную экономику исторических национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.

         Реализация  национальных интересов  в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

         Таковы  в общих чертах верхние максимально допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества.

         Если  же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, – продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.

         Основными направлениями экономической деятельности государства являются следующие.

         Обеспечение нормальных условий  работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. в странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и многое другое.

         Выполнение  функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

         Разработка, принятие и организация  хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практическая  часть 

    Задача. Эластичность спроса населения на товар по цене равна – 0,25, по доходу 0,6. В предстоящем периоде доходы населения увеличатся примерно на 5%, общий уровень цен не изменится. На сколько процентов изменится объем спроса на данный товар, если его цена уменьшится на 8%. 

Решение.

Кц = -0,25 – эластичность спроса по цене;

Кд =  0,6 – эластичность спроса по доходу;

ΔР – изменение цены (в процентах %);

ΔQi – изменение спроса (в процентах %), i = 1,2;

ΔQобщобщее изменение спроса в предстоящем периоде (в процентах %);

ΔУ – изменение дохода (в процентах %).

 

Следовательно общее изменение  спроса ΔQобщ = ΔQ1+ΔQ2 = 2%+3% = 5% 
 

Вывод: в предстоящем периоде объем спроса на данный товар увеличится на 5%. 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 
 

  1. Ливщиц  А.Я. Введение в рыночную экономику. – М.: ТПО «Квадрат», 1991.
  2. Учебник по основам экономической теории. –М.: Изд-во МГТУ, 1994.
  3. Торхановский Е. Государственное предпринимательство: организационно-правовые формы// Вопросы экономики, 1995, № 12.

Информация о работе Рыночная экономика