Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:00, реферат
Английский экономист XIX в. У. Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современный американский экономист Ф. Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей.
1. Введение. 3.
2. Сущность рынка и его механизм: 4.
– сущность рынка; 4.
– условия возникновения рынка; 5.
– структура рынка; 6.
– функции рынка; 9.
– механизм рынка. 11.
3. Три составные части рыночной экономики:
рынок, государство, инфраструктура. Их взаимодействие. 14.
4. Социальная ориентация современной рыночной экономики. 17.
5. Практическая часть. 22.
6. Список используемой литературы. 23.
Функция ценообразующая. На рынок поступают обычно продукты и услуги одного назначения, но содержащие неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Здесь, следовательно, формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
Функция регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и, прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы, столь остро поставленные П. Самуэльсоном: что производить? для кого производить? как производить? Рынок не мыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.
Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им»1.
В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.
Функция
санирующая. Рыночный механизм – это
не благотворительная система. Она и жесткая,
и даже жестокая. Ей присуще социальное
расслоение, беспощадность по отношению
к слабым. С помощью конкуренции рынок
очищает общественное производство от
экономически неустойчивых, нежизнеспособных
хозяйственных единиц и, напротив, дает
зеленый свет более предприимчивым и эффективным.
В результате этого непрерывно повышается
средний уровень устойчивости всего хозяйства
в целом.
Механизм рынка. Взаимодействие спроса, предложения, цены раскрывает механизм рынка, иными словами, то общее, что есть в функционировании рынка товаров, капитала, рабочей силы. Рассмотрим для примера рынок товаров, предполагая, что он не связан с другими рынками.
Пусть
на товарном рынке, например, велосипедов
существует режим свободной конкуренции.
Это значит, что на нем представлено
множество потребителей-
Потребители приходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода, предназначенного для приобретения велосипедов. Несмотря на то, что им хотелось бы купить товар подешевле, они осознают, что у продавцов другие заботы – продать подороже. Поэтому любители велосипедов предлагают за них так называемую цену спроса – предельную максимальную цену, за которую покупатели еще согласны взять товар. Выше ее рыночная цена подняться не может, так как у потребителей не хватит денег на покупку.
Между ценой спроса и количеством продаваемой продукции существует взаимная связь. С одной стороны, чем меньше количество товара, тем выше потребитель оценивает его полезность, тем большую цену он согласен за него уплатить, и наоборот. С другой стороны, когда цена спроса велика, покупателей товара находится сравнительно немного, сохраняется небольшой объем продаж. Если же цена спроса снижается, товар становится более доступным, число потребителей растет вместе с количеством продаваемых изделий. Разумеется, в реальной экономике зависимости между ценой и стоимостью могут быть значительно сложнее, например, в ситуациях с устойчивыми инфляционными ожиданиями или монополистическими деформациями рынка.
Итак, зависимость между ценой спроса Р (price – цена) и количеством продаваемого товара Q (quantity –количество), описывающая рыночное поведение потребителя, называется кривой спроса. На рис. 3 она представлена кривой DD (demand – спрос).
Обратимся
к действиям производителей-
Чем меньше цена предложения, тем меньше количество велосипедов поступит в продажу, поскольку у многих изготовителей издержки производства и сбыта окажутся выше этой сравнительно небольшой цены, что сделает невыгодным выпуск товара. По мере повышения цены предложения будут возрастать и число производителей, и объемы поставок товара на рынок. На рис. 3 поведение продавцов характеризуется кривой предложения SS (supply – предложение).
Интересы производителей и потребителей совпадают в точке пересечения кривых спроса и предложения Е. Это равновесное состояние рынка, при котором достигается наилучший объем производства и продажQE, равный оптимальной величине покупок и потребления, а рыночная цена становится ценой равновесия РЕ. Действительно, изготовителям не выгодно дальнейшее повышение цены и расширение предложения, ибо тогда товар не найдет спроса, а они обанкротятся. Соответственно и потребителям не приходится рассчитывать на приобретение большего количества товара или снижение его цены: такое развитие событий противоречит интересам производителей.
Подчеркнем,
что равновесное состояние
Условие частичного равновесия2 любого рынка: спрос равен предложению, т.е. DE = SE
В точке равновесия Е валовая выручка равна произведению цены равновесия на соответствующий ей объем продаж, PEQE..
Действие механизма свободного рынка при нарушении частичного механизма зависит от рассматриваемого периода времени.
Краткосрочный период (условия производства не меняются). Предположим, что спрос на велосипеды увеличился. Желание потребителей приобрести дополнительное количество велосипедов и готовность заплатить за них большую сумму денег отражает новая кривая спроса D`D`, проходящая правее и выше кривой DD.
Повышение спроса нарушит равновесие и приведет в движение механизм рынка. Начнет повышаться цена, в продажу станут вовлекаться товарные запасы, а также велосипеды, изготовленные теми, кто раньше не мог их сбыть из-за слишком низкой цены. Новое равновесие будет отражать точка R, обозначающая, что к потребителям поступила товарная масса в объеме QR – QE. Таков краткосрочный эффект действия рыночного механизма. На большее он пока не способен, поскольку дальнейшее наращивание производства возможно лишь при увеличении производства, а на это требуется время.
Итак,
в краткосрочном периоде
Долгосрочный период (условия производства меняются). Изготовители велосипедов расценивают новую более высокую цену и соответствующее увеличение доходов как мощный стимул расширения производства и продаж. Одновременно такая цена сигнализирует всем владельцам денежных ресурсов и факторов производства, что велосипедное дело превращается в сферу выгодного вложения капитала. Узнав об этом, акционеры направляют туда дополнительные денежные средства, после чего изменяются условия производства.
Поскольку дополнительный совокупный спрос увеличивает емкость велосипедного рынка, то обостряется конкуренция между предприятиями за поставку добавочного количества товара. Очевидно, что преуспеют те, кто сможет быстрее других увеличить выпуск при одновременном снижении затрат и цен предложения. Поведение производителей на рынке описываться новой кривой предложения S`S`, так как увеличение предложения товара смещает кривую предложения вправо и вниз.
Положение на рынке вновь изменится. Предложение подтягивается к спросу, и поскольку держать повышенную цену невозможно, она начинает снижаться в направлении новой отметки равновесия N, т.е. от PR до PE. Условия равновесия становятся иными (DN = SN; PEQN), а это значит, что спрос удовлетворен, дефицит ликвидирован, дополнительные велосипеды попали в руки тех, кто в них нуждался. Как видно, получив первоначальный импульс от спроса, механизм свободного рынка вызвал адекватную реакцию производства и предложения. В случае уменьшения спроса на велосипеды механизм сработал бы в обратном направлении.
Итак,
в долгосрочном периоде увеличение
предложения товара снижает цену
равновесия. Таким образом, поведение
рынка в краткосрочном и
Три
составные части
рыночной экономики:
рынок, государство,
инфраструктура. Их
взаимодействие.
Нельзя
не признать, что рынок обладает
несомненными достоинствами:
естественным образом, без приказов и
команд соединяет
интересы производителей
и потребителей;
материально заинтересовывает
производителей в удовлетворении тех
потребностей, которые выражаются через
спрос. Под влиянием рыночных сил происходит
беспощадная отбраковка тех товаропроизводителей,
которые не способны эффективно вести
дело, продавать товары по ценам равновесия;
освобождает экономику
от дефицита товаров
и услуг, поскольку это противоречит
экономическим интересам всех участников.
Конечно, даже в самой развитой рыночной
экономике возникают расхождения во времени
между появлением потребности и ее удовлетворением,
но они сравнительно непродолжительны,
обусловлены инерционностью хозяйственного
механизма и при современном уровне маркетинга
неуклонно сокращаются;
эффективнее других
хозяйственных систем, например централизованного
планирования, решает основные проблемы
экономики (уровень жизни, структура и
эффективность производства, качество
продукции).
Есть
достаточные основания
Для эффективного функционирования рынка, реализации им своих достоинств необходимо наличие ряда условий.
Во-первых, многообразие форм собственности и право человека на свободный выбор любой из них. Производитель материально заинтересован в обслуживании спроса, когда свободно распоряжается условиями производства и его результатами. В реальной рыночной экономике существует и государственная собственность, однако, ее значительный удельный вес делает хозяйство заведомо нерыночным
Во-вторых, всемерное развитие акционерной формы собственности, которая обладает экономическими приоритетами по сравнению с другими формами. Акционерная система не только мобилизует капиталы, но и демократизует экономику, превращая широкие массы населения в совладельцев собственности, обеспечивая их влияние на управление и участие в распределении прибыли.
Акционерное предприятие, специализирующееся на выпуске и продаже какой-то определенной продукции, может вторгаться посредством покупки акций в другие отрасли, захватывая часть «чужих рынков», что называется диверсификацией.
В третьих, резерв производственных ресурсов – средств производства и рабочей силы. Если производственные мощности эксплуатируются на 100%, экономика лишена простора для маневрирования, не способна гибко реагировать на спрос, обречена на товарный дефицит и преобладание командных методов перераспределения ресурсов, вынуждена бесконечно наращивать их производство. Так, ни теории, ни практике не известна рыночная экономика со 100%-ной занятостью. Народное хозяйство несет потери не только в ситуациях с чрезмерно большой по масштабам и продолжительности безработицей, но и тогда, когда резервы рабочей силы слишком малы. Поэтому одной из важнейших задач государственной политики является сочетание эффективной рыночной экономики с обеспечением социально-экономических прав человека.
В-четвертых, существование инфраструктуры как системы взаимосвязанных организаций, обслуживающих потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы и действующих в пределах отдельных рынков. Так на рынках товаров и услуг функционируют товарные биржи, системы оптовой и розничной торговли, фирмы, работающие на коммерческой основе и снабжающие участников конкуренции рыночной информацией, услугами маркетинга и т.д., многочисленные компании, занимающиеся посреднической деятельностью, и другие звенья инфраструктуры. Инфраструктура товарных рынков занимает огромное экономическое пространство, простирающееся от производителей до потребителей. Получая выпущенную продукцию, она организует заключение контрактов на поставку, продвигает товарные потоки по отраслям и регионам, регулирует сбыт и обслуживание потребителей.