Рыночная экономика: механизмы,плюсы и минусы.

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика является самой распространённой экономической системой в мире на рубеже ХХ-ХХI вв. и самой эффективной с точки зрения долгосрочного экономического развития. По направлению к рыночной экономике развиваются как страны с переходной экономикой нового типа, так и переходные экономики традиционного типа в развивающихся странах. Поэтому не случайно, что в учебниках по экономике основное внимание уделяется анализу особенностей и закономерностей рыночной экономической системы. Чтобы разобраться в деталях функционирования рыночной экономики, необходимо понять главную особенность этой системы. Рыночная экономика – это такая экономическая система, в которой фундаментальные экономические проблемы – что, как и для кого производить – решаются главным образом через рынок, в центре которого находится конкурентный механизм формирования цен на продукты и факторы производства. Цены формируются в результате взаимодействия спроса на продукцию и предложения продукции. Именно цены на рынке указывают, что производить и какие ресурсы использовать.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3

1. Теоретико-методологические аспекты рыночной экономики …………….......5

1.1 Понятие и сущность рыночной экономики …………………………………...5

1.2 Элементы и принципы функционирования рыночной экономики…………..9

1.3 Субъекты и основные формы рынка…………………………………………11

1.4 Механизм функционирования рыночной экономики………………………..15

2. Современное развитие рыночной экономики в России……………………….19

2.1 Россия на пути к рыночной экономике……………………………………….19

2.2 Плюсы и минусы рыночной экономики………………………………………24

3. Проблемы реформирования экономики России……………………………….28

Заключение …………………………………………………………………………30

Список использованной литературы……………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1 курс.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

     Первым  условием возникновения рынка было разделение труда, которое ведет  к специализации и обмену. Первая стадия общественного разделения труда  – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств.

Разделение  труда с неизбежностью требует  обмена.

     Второе  условие – экономическая обособленность производителей. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

     Третье  условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства: чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений [3, с. 42].

     Все сказанное позволяет сделать вывод, что основными характеристиками рыночной экономики являются:

     - наличие независимых товаропроизводителей, свобода экономического выбора (свобода предпринимательства, свобода профессионального выбора, свобода потребительского выбора), предпринимательской деятельности и гарантию прав собственности различных экономических субъектов;

     - конкуренция товаропроизводителей различных форм собственности;

     - свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение;

     - свободное перемещение капитала между отраслями регионами и странами;

     - наличие рынков капитала и труда;

     - открытость экономики мировым интеграционным процессам, возможность миграции рабочей силы, товаров и капиталов. 

     1.2 Элементы и принципы функционирования рыночной экономики

     Функционирование  рыночной экономики предполагает наличие  определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.

     Первым  и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители  и потребители. Они формируются  в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие - потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения. Производительное потребление выступает как продолжение процесса производства, когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями. В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами деятельности. В рыночном хозяйстве оно отличается постоянством, строится на основе специализиции и проявляется в форме оптовых рыночных сделок.

     Вторым  элементом рыночной экономики выступает  экономическая обособленность, которая  обусловлена частной или смешанной  формами собственности на базе корпоративного управления производственными

единицами.

     Третий  важнейший элемент рыночной экономики - цены. Они - предмет особого исследования. Здесь лишь сделаем два замечания. Первое - цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение  которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Второе - цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются трансакционными издержками, т. е. издержками обращения, связанными с обменом.

     Четвертым центральным звеном рыночной экономики  являются две составляющие - спрос  и предложение. Спрос выступает  на рынке в виде потребности в  товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах  и денежных доходах. Спрос выступает  в качестве стимула к применению наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

     Пятый элемент рыночного механизма - конкуренция. Она обеспечивает максимизацию прибыли  и на этой основе расширение масштабов  производства. Конкуренция выступает  в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма  регулирования пропорций. А. Смит назвал конкуренцию "невидимой рукой" рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т. д.

     Кроме этого, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли [6, с. 213].

     1.3 Субъекты и основные формы  рынка

     Понятие рынка является исходным понятием в  теории рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений между  продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов. Эти контакты между продавцами и покупателями предполагают какие-то соглашения между ними, в соответствии с которыми происходит обмен по установленной цене. При обмене происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой собственности, то есть происходит взаимная передача прав собственности.

     На  рынке в ходе обмена происходит общественная оценка произведённых благ. Если производитель продал свой товар, то его труд и другие затраты признаются обществом как отвечающие потребностям общества. Именно на рынке производители вступают в контакт между собой, рынок их объединяет, устанавливает связи между ними. В широком смысле слова рынок - это социальный механизм, осуществляющий связь между производителями, между производителями и потребителями благ и ресурсов [1, с. 5].

     В качестве производителей и потребителей на рынке могут выступать различные экономические агенты или субъекты рынка. Экономические агенты - это участники рыночных экономических отношений, обладающие собственностью на факторы производства и принимающие экономические решения. Основными экономическими агентами являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство. Положение каждого экономического агента зависит от его собственности на ресурсы. Например, если экономический агент обладает лишь собственной рабочей силой, то его возможности влиять на организацию производства и распределение доходов незначительны. Если же участник рынка владеет как своей рабочей силой, так и денежным капиталом, то у него значительно больше возможностей организовать и управлять предприятием и распределять доходы.

     Домашние  хозяйства, как экономические агенты принимают решения,

главным образом, о потреблении благ, необходимых для поддержания жизнедеятельности членов семьи. В качестве домашнего хозяйства могут выступать как семья, так и индивид, если он живёт отдельно и ведёт собственное хозяйство. В конечном итоге все экономические ресурсы принадлежат домашним хозяйствам, но они распределены крайне неравномерно между ними. Абсолютное большинство домашних хозяйств владеют и распоряжаются рабочей силой. В рыночной экономике рабочая сила является главным товаром, создаваемым в рамках домашнего хозяйства и предлагаемым на рынке факторов производства. Получая доходы от продажи своих ресурсов, домашние хозяйства принимают решения о распределении ограниченных доходов для приобретения различных потребительских благ. Главный экономический интерес домашних хозяйств состоит в том, чтобы максимизировать полезность приобретаемых благ. Выбор потребительских благ домашними хозяйствами формирует спрос в рыночной экономике.

     Предприятие, или фирма, - это экономический  агент, принимающий решения о  производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке. Производимые блага - это и материальные блага и услуги, поэтому когда речь идёт о предприятии, то имеют в виду и чисто производственные предприятия, и торговые, и финансовые, и обслуживающие. В длительном историческом процессе возникновения и развития рыночной экономики производство благ отделилось от домашних хозяйств и стало осуществляться на предприятиях. Главный экономический интерес предприятия состоит в том, чтобы максимизировать прибыль. Другими экономическими мотивами деятельности предприятий могут быть максимизация продаж, увеличение доли на рынке, удержание монопольных позиций на рынке, стабильный экономический рост, увеличение рыночной стоимости предприятия. Решения предприятий об объёме и структуре производства формируют предложение на рынке.

     Государство как экономический агент, а точнее правительство, принимает решения  о перераспределении благ, производимых   в частном

секторе, и о производстве так называемых общественных благ. К последним относятся блага, потребляемые совместно, например, почта, общественная безопасность, образование, общественное здравоохранение. Перераспределение производимых благ государство может осуществлять, например, с целью помощи инвалидам и безработным. Экономические интересы государства отражают интересы общества в целом. Важнейшими из них являются поддержание экономического роста для удовлетворения растущих потребностей общества, повышение эффективности национальной экономики и её конкурентоспособности на мировом рынке.

     Экономические агенты действуют в разных условиях, на разных рынках, отличающихся по месту  их расположения и по широте охвата, по объекту купли-продажи, по тому, как  там устанавливаются цены и т.д. Соответственно можно выделить следующие  основные формы рынков: по широте охвата это локальные, национальные и международные рынки; в зависимости от объекта купли-продажи это рынки товаров и услуг и рынки ресурсов (рынок труда, капитала, земли, предпринимательских способностей); по способу установления цен - это рынки с заранее установленными ценами и рынки, где цены устанавливаются в процессе купли-продажи; по форме организации - это рынки, требующие личного контакта или не требующие контакта (см. рис. 1.1).

     

     

     

     

     

     

     

     

       

     Рисунок 1.1 – Основные формы рынков

     Экономические агенты действуют в разных условиях, на разных рынках, отличающихся по месту  их расположения и по широте охвата, по объекту купли-продажи, по тому, как  там устанавливаются цены и т.д. Соответственно можно выделить следующие  основные формы рынков: по широте охвата это локальные, национальные и международные рынки; в зависимости от объекта купли-продажи это рынки товаров и услуг и рынки ресурсов (рынок труда, капитала, земли, предпринимательских способностей); по способу установления цен - это рынки с заранее установленными ценами и рынки, где цены устанавливаются в процессе купли-продажи; по форме организации - это рынки, требующие личного контакта или не требующие контакта [5, с. 98].

     Как уже отмечалось, информацию о том, что производить и каким способом, в рыночной экономике предоставляют цены. С их помощью выявляются общественные потребности, и с их помощью ограниченные ресурсы общества направляются туда, где эти ресурсы могут быть использованы наилучшим способом. Если попробовать в самом общем виде представить себе рыночный экономический механизм, то есть, каким способом рыночная экономика решает фундаментальные экономические проблемы общества, то это будет выглядеть следующим образом.

     Что производить? Речь идёт, о том, какие  продукты лучше всего будут удовлетворять многочисленные потребности общества и сколько их нужно произвести. Потребности общества выражаются в спросе на тот или иной товар, а масштабы спроса определяются тем, сколько люди могут заплатить за разные товары. Будут покупаться те продукты, цена и качество которых удовлетворяют потребителей. С другой стороны объём произведённых товаров и их ассортимент выражаются в предложении товаров. Производители будут производить те товары, цена на которые возмещают им затраты на производство и приносят прибыль. Во взаимодействии спроса и предложения формируются цены на товары.

     Таким образом, роль цены в рыночном экономическом  механизме весьма значительна, цены:

      - выявляют общественные потребности,

     - сигнализируют о том, что производить и в каких количествах,

Информация о работе Рыночная экономика: механизмы,плюсы и минусы.