Рыночная экономика и ее национализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении особенностей развития рыночной экономики.
Для реализации этой цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
Изучить понятие и сущность современной рыночной экономики.
Изучить национализацию рыночной экономики, а также ее функции и модели.

Содержание

Введение……………………………………………………..…………..…..2
1 Общая характеристика рыночной экономики…………………………..4
1.1Понятие «Рыночная экономика»…………………………………….....4
1.2 Сущность рыночной экономики…………………………………….....6
1.3 Функции рынка, классификация рынков, преимущества
и недостатки современного рынка………………………………..…10
1.4 Конъюктура рынка: спрос и предложение…………………………..13
1.5 Эластичность спроса и предложения………………………………..15
2 Национальные модели рыночной экономики…………………...……17
2.1 Специфика национальной рыночной экономики…………………..17
2.2 Модели рыночной экономики……………………………………....19
3 Государственное регулирование рыночной экономики………..……20
4 Национализация рыночной экономики…………………………….…28
Заключение ……………………………………………………………....30
Список используемой литературы…………………………………...…32

Работа содержит 1 файл

Курсовая.Рыночная экономика и ее национализация.docx

— 54.71 Кб (Скачать)

              Доминирование в целях модели полной занятости и выравнивания доходов объясняется уникальной силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито стремление к равенству.

             Специфическим фактором, присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет.

Основные черты шведской модели:

  • низкая безработица;
  • профсоюзная политика солидарности в области зарплаты;
  • централизованные переговоры по зарплате;
  • значительный государственный сектор;
  • тяжелое налоговое бремя.
  • Данная модель близка к германской, а ее особенность состоит в предельной социализации, возможной в рыночной экономике:

значительна роль госсектора, в структуре которого преобладают  объекты социального назначения;

  • доля госбюджета в ВВП превышает 50%, в расходной части бюджета доминируют статьи, по которым финансируется социальная сфера;
  • регулирование трудовых отношений не на уровне предприятий и отраслей, а на национальном уровне;
  • государственная социальная политика включает средства, минимизирующие уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню доходов;
  • развитая система производственной демократии.

3. Государственное регулирование рыночной экономики.

            С давних времен ведется спор между двумя крупнейшими течениями: монетаризм и государственники о направлениях и формах государственного управления.

             Либералы сотворили миф о неэффективности государственного вмешательства в экономику, об эффективной неконтролируемой экономике и необходимости предоставления рынка самому себе. Рынку приписали чудодейственное качество: невидимая рука рынка, которая расставит все по своим местам, обеспечит равновесие и создаст свободные отношения товаропроизводителей на эквивалентной основе.3

             Либералам противостоят государственники, которые обосновывают необходимость вмешательства в рынка, уделяя серьёзное внимание потерям экономики за счет кризисов и обосновывают необходимость социальной политики. В обстановке стихии рынку не удаётся решить ни одной стратегической задачи.

               Форма государственного вмешательства варьируется от увеличения масштабов государственной собственности и зависимости субъектов рынка от бюджетных средств до защиты лишь эк. свободы. Монетаризм адекватно характеризует поведение экономики, когда спрос повышает предложение, а темпы роста высоки. Такая позиция возможна, если абстрагироваться от социальной составляющей, что и свойственно монетаристам. Они считают, что источник соц. выплат (высокие налоги) сокращают инвестиции и тормозят развитие экономики и под натиском монополии государства зачастую сокращают соц. программы.

             Согласно монетаризму экономическая свобода - абсолютная ценность и предлагается в качестве блага всем, кто ищет пути более эффективного развития, в т.ч. эти постулаты были предложены и России. В период 1992-1997 Правительство России консультировала группа сотрудников из Гарварда по вопросам внедрения либеральной модели в соответствии с концепцией МВФ.

Международные исследовательские  центры разработали 17 показателей экономической свободы, которые можно объединить в 4 группы:

1. Государственное регулирование  рынков (защита частного сектора  от чрезмерного регулирования)

2. Государственное финансовое  изъятие (защита от тяжести  налогов)

3. Инфляция (защита денег,  как средство обмена и сбережения)

4. Международные отношения  (свобода контактов с зарубежными  странами)

             С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности.

             Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

             Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.  При этом последователи А. Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего касается так называемых общественных товаров т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.). Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

              К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.4

             Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.5

           Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста   Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

             В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

            Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.

            Необходимость воздействия государства на экономическую сферу и степень этого воздействия зависят от чрезвычайно большого количества факторов: как от состояния рыночной экономики в целом, так и от стратегии государственного экономического развития. Основные причины отказов рынка и государственного вмешательства сводятся к следующему:

1. Монопольная власть. Парето- эффективное равновесие в производстве и потреблении может возникнуть только на рынке совершенной конкуренции. Однако реальные рынки весьма далеки от подобного состояния. В связи с этим необходимо рассмотреть проблему монополии и выбор адекватной реакции государства.

2. Внешние эффекты, или  экстерналии - прямые воздействия  одного экономического контрагента  на результаты деятельности другого  либо на третье лицо, непосредственно не включенное в рынок данного блага, т.е. не являющееся ни продавцом, ни покупателем.

Внешние эффекты могут  производиться как при производстве, так и при потреблении благ. При этом внешние эффекты могут  быть как отрицательными, так и  положительными. Положительный внешний  эффект (выгода) имеет место, когда  потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности каких-либо других потребителей или  увеличению прибыли каких-либо других фирм. Например, на рынке платных  медицинских услуг делают прививки от гриппа. В этом случае выигрывают не только потребители этой услуги, но и другие люди, поскольку в  итоге общее число заболевших гриппом уменьшается. Отрицательный  внешний эффект (издержки) имеет  место, когда потребление или  производство одного субъекта приводит к сокращению полезности каких-либо других потребителей или уменьшению прибыли каких-либо других фирм. Например, нефтехимический комбинат загрязняет воду в городе, в результате моральные  и материальные потери (на лекарства) его жителей увеличиваются. Здесь  процесс производства одного предприятия  приводит к сокращению уровня потребления  многих индивидов.

            Основные способы регулирования отрицательных внешних эффектов следующие: - административно - законодательный контроль; - создание стимулов для ограничения нежелательной деятельности (налог Пигу, субсидии, компенсации за причиненный ущерб и т.п.). Налог Пигу устанавливается на каждую единицу продукции, выпускаемой предприятием, производящим отрицательный внешний эффект. Для того чтобы налог полностью компенсировал негативные для общества последствия производства, его величина должна равняться внешним предельным издержкам при общественно оптимальном выпуске.

            Теорема Коуза утверждает, что регулирование отрицательных внешних эффектов может производиться без вмешательства государства в форме компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне;- косвенное вмешательство государства - интернализация внешнего эффекта, т. е. превращение внешних издержек в частные.6

3. Общественные блага.  Большинство экономических благ  являются частными. Они покупаются  частными лицами и потребляются  обществом. Однако имеются и  многочисленные и очень важные  общественные блага, которые не  ограничиваются лишь сферой частных  интересов (оборона государства,  коммуникации, поддержание общественного  правопорядка и др.). Общественное  благо обладает следующими свойствами:

  • неисключаемость - невозможно лишить потребителя пользоваться данным благом, даже по его собственному желанию;
  • неделимость - индивид не может сам выбрать объем потребления блага;
  • неконкурентность - с увеличением числа потребителей блага уровень потребления каждого из них не уменьшается.

4. Асимметричность информации. Достижение Парето-эффективности  подразумевает абсолютную информированность  покупателей и продавцов о  свойствах потребляемых благ, но  на практике подобная информированность  недостижима. Получение информации  о качестве товара стоит дорого, поэтому чаще всего продавцы  знают о характеристиках блага, гораздо больше, чем покупатели. Определенную позитивную роль в сфере информированности потребителей могут играть общества защиты потребителей, независимые экспертизы, информированность населения в СМИ и специальной литературе. 

 

4.Национализация рыночной  экономики

          Национализация — это один из инструментов современной российской экономики.

          То, что национализация противоречит рыночной экономике — это еще один из мифов наших министров- «экономистов». Они, как и правые либералы, утверждают, что государство не должно вмешиваться в экономику. Чем это заканчивается — хорошо известно. Нерегулируемый государством рынок привел к краху мировой экономики почти сто лет назад. Именно этот кризис показал всем простую истину — рынок не всесилен.

            Чтобы преодолеть великий кризис страны с развитой рыночной экономикой стали ее регулировать. Относительная свобода была оставлена тем сегментам рынка, которые работают на конечного потребителя. Базовые же отрасли, от функционирования которых зависит жизнь всего общества, стало контролировать государство. В Европе многие из них были национализированы.

           Позиция, что рынок — это высшая цель экономики, и неважно, удовлетворяются ли при этом потребности большинства членов общества, была признана несостоятельной во всех странах-лидерах рыночной экономики.

            Возьмем Америку, самую рыночную из всех экономически развитых стран. Еще Франклин Рузвельт, великий американский президент, автор «Нового курса», которому США обязаны своим нынешним процветанием, более 70 лет назад говорил: «Лозунг — больше бизнеса в правительстве и меньше правительства в бизнесе — определенно устарел». Рузвельт ввел государственное регулирование рынком, что позволило Америке преодолеть великий кризис.

            Современная эффективная экономика функционирует на балансе государственного регулирования и свободного рынка. Для достижения этого баланса в странах с цивилизованной властью проводятся и национализация, и приватизация.

            А главное, для России это еще и вопрос восстановления справедливости и защиты права собственности граждан нашей страны. Все дико приватизированные, фактически захваченные предприятия базовых отраслей по закону являлись собственностью народа. А значит, при их приватизации-захвате было нарушено конституционное право каждого из нас на собственность.

Информация о работе Рыночная экономика и ее национализация