Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:30, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении особенностей развития рыночной экономики.
Для реализации этой цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
Изучить понятие и сущность современной рыночной экономики.
Изучить национализацию рыночной экономики, а также ее функции и модели.
Введение……………………………………………………..…………..…..2
1 Общая характеристика рыночной экономики…………………………..4
1.1Понятие «Рыночная экономика»…………………………………….....4
1.2 Сущность рыночной экономики…………………………………….....6
1.3 Функции рынка, классификация рынков, преимущества
и недостатки современного рынка………………………………..…10
1.4 Конъюктура рынка: спрос и предложение…………………………..13
1.5 Эластичность спроса и предложения………………………………..15
2 Национальные модели рыночной экономики…………………...……17
2.1 Специфика национальной рыночной экономики…………………..17
2.2 Модели рыночной экономики……………………………………....19
3 Государственное регулирование рыночной экономики………..……20
4 Национализация рыночной экономики…………………………….…28
Заключение ……………………………………………………………....30
Список используемой литературы…………………………………...…32
Рынок как историческая форма хозяйствования имеет свои преимущества и недостатки.
К преимуществам рынка можно отнести:
Негативными сторонами рынка являются:
Особенности современного рынка в России:
несформированность рыночной инфраструктуры (формируется рынок недвижимости, неразвит фондовый рынок, отсутствуют зерновые биржи);
большое число посредников и др.
1.4 Конъюнктура рынка: спрос и предложение
Рынок предполагает встречу продавца и покупателя, которые на свой страх и риск совершают сделки. Они в своей экономической деятельности руководствуются параметрами рынка, важнейшими из которых являются спрос, предложение, равновесная цена.
Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.
Конъюнктура рынка - это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени, экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.
Помимо цен на количество товаров, которое покупатели хотят и могут приобрести, оказывают влияние неценовые факторы (параметры), формирующие так называемый «сам спрос»:
К неценовым факторам предложения можно отнести:
В системе рынка равновесная цена выполняет ряд функций:
На рынке могут возникать неравновесные ситуации, когда невозможно установление равновесной цены - это ситуации дефицита и избытка . Причиной их возникновения является административное регулирование цен со стороны государства.
Избыток - ситуация на рынке, когда величина предложения превышает величину спроса вследствие административного установления цены выше равновесного уровня.
С другой стороны, в результате установления «потолка цены», т. е. уровня цены ниже равновесного значения, могут случаться срывы предложения, что приводит к нехватке или дефициту товаров.
Дефицит - это такая ситуация на рынке, когда величина спроса превышает величину предложения данных товаров или услуг в результате введения «потолка цены». Возникновение ситуации дефицита на рынке чревато возникновением «теневого рынка», где цена формируется на уровне выше равновесного.
Эти ситуации неблагоприятно влияют не только на субъектов рынка и рыночную конъюнктуру, но и имеют общественные последствия: в первом случае - нежелательные запасы товаров, снижение доходов производителей за счет уменьшения количества покупаемых товаров; во втором - появление «черного рынка», снижение качества товаров, а возникновение очередей и нормированного потребления («талоны на продукты»).
1.5 Эластичность спроса и предложения
Спрос и предложение товаров имеют различную степень чувствительности к изменению определяющих их факторов. Мерой такого изменения служит эластичность спроса и эластичность предложения.
В экономической теории различают эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса), эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность спроса. Эластичность спроса по цене показывает, какое процентное изменение спроса последует за однопроцентным увеличением цены товара.
Эластичность спроса по цене характеризует: степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен. Можно выделить три варианта этой зависимости:
1 . снижение цены вызывает такое увеличение объема покупаемого товара, что общая выручка (общий доход) производителя возрастает - эластичный спрос;
2 .снижение цены в точности компенсируется соответствующим объемом покупки так, чья общая выручка продавца остается неизменной - единично эластичный спрос;
3 . снижение цены обусловливает незначительный рост объема покупаемых товаров так, что общая выручка падает - неэластичный спрос.
Эластичность спроса зависит от следующих факторов:
Знание эластичности спроса по цене имеет важное значение для предпринимателя, ведь если спрос на товар эластичен, производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать, и наоборот.
Эластичность спроса по доходу - соотношение между относительными изменениями объема спроса на товар и дохода потребителей.
Аналогично спросу существует эластичность предложения. Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения. Мерой этого изменения является также коэффициент эластичности предложения.
Эластичность предложения служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены данного блага. Эластичность предложения зависит от периода времени "(в долгосрочном периоде эластичность предложения будет выше, что вызвано приспособлением производителей к более высокой цене) и меняется под воздействием научно-технического прогресса.
2. Национальные модели рыночной экономики
2.1 Специфика национальной рыночной экономики
Экономическая модель каждой страны - это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.
Эффективность той или иной экономической модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью постоянно и адекватно реагировать на внешние и внутренние дисбалансы. В конечном счете наиболее полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения.
При всей своей устойчивости каждая национальная экономика имеет свой жизненный цикл. Достаточно длительные (обычно не менее 10 лет) периоды стабильного и динамического роста той или иной страны, сопровождающегося прогрессивными преобразованиями в структуре экономики и ростом благосостояния, иногда называют «экономическим чудом».
Например, модель с минимальным участием государства в регулировании экономики. В ней преобладает сфера рынка по сравнению с государственным сектором. Это американская (или либеральная) модель рыночной экономики. В США примерно 4/5 валового национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства.
Прежде всего, делом государства является обеспечение экономики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию.
Другой государственной функцией является регулирование внешних эффектов, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных участников рынка. Особая задача государства - управление нерыночным сектором национального хозяйства, который представляет населению товары и услуги общественного пользования. Речь идет о национальной обороне, государственном управлении, единой энергосистеме и национальной сети коммуникаций, всеобщем образовании, здравоохранении, фундаментальных науках и т.п.
2.2 Модели рыночной экономики
Американская модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха.
Государство поощряет предпринимательскую активность, обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии диктата социального равенства как государственной задачи именно оно создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения за счет частичных льгот и пособий. "Американский бизнес - это бизнес", - сказал в 1925 году президент Калвин Кулидж. То же самое он мог бы сказать и сегодня. «США высокоразвитая индустриально-аграрная страна. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, химическая, нефтеперерабатывающая, легкая. Особенно быстро развивается производство авиационной и ракетно-космической техники, электронного оборудования, приборов, новых конструкционных материалов.1
Основные черты американской модели:
Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.
Наемные работники и работодатели выступают как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени и отпусков, о других условиях труда. К концу ХХ века социальные расходы в ФРГ оказались даже слишком высокими, и менее трудолюбивая часть немцев начала ими злоупотреблять.2
Основные черты германской модели:
Шведская модель в ее классическом виде - это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».